Охлаждающий пуансон
Назначение: получение деталей из термопластов в литьевых формах с повышенной эффективностью охлаждения и технологичностью охлаждаемого пуансона. Сущность изобретения: осевой канал 12 стержня 2 выполнен глухим. На внутренней боковой поверхности корпуса 1 у его торца выполнена кольцевая проточка 16, которая соединена с глухим осевым каналом 12 стержня 2 посредством наклонных к его торцу радиальных каналов. Наружные проточки 3 расположены вдоль стержня 2 и выполнены закрытыми со стороны его торца. 2 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si>s В 29 С 45/73
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГоспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4910362l06 (22) 12.02,91 (46) 23.08.93. Бюл.N. 31 (76) Т.И. Кожокин (56) Дубов К.X. Литьевые формы для деталей иэ термопластов, ЦНИИСтроймаш, 1978, с.118. (54) ОХЛАЖДАЕМЫЙ ПУАНСОН (57) НаЗначение: получение деталей иэ термопластов в литьевых формах с повышен,, Ы,, 1836223 АЗ ной эффективностью охлаждения и технологичностью охлаждаемого пуансона. Сущность изобретения: осевой канал 12 стержня 2 выполнен глухим. На внутренней боковой поверхности корпуса 1 у его торца выполнена кольцевая проточка 16, которая соединена с глухим осевым каналом 12 стержня 2 посредством наклонных к его торцу радиальных каналов. Наружные проточки 3 расположены вдоль стержня 2 и выполнены закрытыми со стороны его торца, 2 ил, 1836223
Изобретение относится к оснастке литейных машин, преимущественно в пуансоНВх литьевых форм для получения деталей. из термопластов.
Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения и технологичности пуансона.
На фиг.1 показан продольное сечение охлаждэемого пуансона; на фиг.2 — поперечное сечение в зоне наклонных отверстий стержня.
Охлаждаемый пуансон выполнен в виде корпуса 1, в котором размещен стержень 2. на боковой поверхности которого расположены наружные проточки для хладоагента 3 (количество их 3, 4, 5, 6, ит,д. и определяется диаметром стержня), которые расположены вдоль стержня 2 и выполнены закрытыми состороны переднего торца, образующие с внутренней поверхностью корпуса 1. тракты охлаждения 4. Корпус 1 охватывается обоймой 5 и упирается со стержнем 2 на опорную плиту 6 через прокладку 7. Плита 6 имеет два концентрично расположенных продольных канала подвода 8 и отвода 9хладагента; разделенных между собой уплотнительным элементом 10, установленном на переднем конце трубопровода-канала подвода 8 хладагента. Конусное дно канала 9 соединено поперечным каналом 11 плиты 6 с глухим осевым каналом 12 стержня 2, а канал 9 через другой поперечный канал 13 с одной из наружных проточек 3 стержня, соединенных между собой в его задней части кольцевой канавкой 14. Глухой осевой канал 12 стержня 2 соединен его радиальными каналами 15 с полостью внутренней кольцевой проточки 16 корпуса 1, выполненной у его внутреннего торца шириной, большей ширины стенки, отделяющей проточки 3 от переднего торца стержня 2.
Работа устройства осуществляется следующим образом, Хладагент по каналу подвода 8 подается к каналу 11 плиты 6 и устремляется из него по осевому каналу 12 стержня. Далее хладагент по радиальным каналам 15 отводится в полость, образованную внутренней кольцевой проточкой 16 корпуса 1 и боковой цилиндрической поверхностью передней части стержня, не имеющей у его передней торца проточек 3. и устремляется по ней в окружном направлении к зазорам между передними стенками проточек 3 и задней стенкой канавки 16 (так как канавка шире стенок проточки 3). Через них к трактам охлаждения 4, омывая при этом часть боковой и торцовой поверхностей корпуса, образующих эту канавку 14.
Далее хладагент устремляется по трактам охлаждения 4 к задней части стержня 2, омывая и охлаждая боковую внутреннюю поверхность корпуса, не контактирующую с вершинами ребер стержня 2, Нагретый хладагент по кольцевой канавке 14 стержня отводится к одной из продольных проточек стержня, имеющий большую глубину и ширину, чем остальные, открытую со стороны заднего торца его, и образующую с внутренней поверхностью корпуса 1 тракт отвода
10 хладагента.
По этому тракту и поперечному каналу
13 плиты 6 хладагента поступает в продоль ный канал отвода 9, а из него за пределы плиты.
Эффективное охлаждение пуансон» обеспечивается циркуляцией хладагентэ сначала в окружном направлении в зоне пе-. реднего торца корпуса, за счет его кольцевой проточки 16 корпуса 1 и
20 цилиндрической части стержня 2, расположенной между его передним торцом и передними стенками проточек, причем длина этой части меньше ширины проточки 16, а затем в продольном направлении по трак25 там охлаждения 4. Кроме того эффективность охлаждения повышается подачей в зону охлаждения пуансона хладагента с температурой, близкой к начальной, имеющей место на входе его в плиту 6, достигае30 мой наличием у стержня 2 глухого осевого канала 12 и радиальных каналов 15 в его . передней части, Из-за контакта всей площади переднего торца стержня — 2 с такой же площадью
35 внутреннего торца корпуса 1 толщина стенки его торца выполнена небольшой, Это позволяет повысить эффективность охлаждения зон корпуса, прилегающих к его кольцевой проточке 16. Данное подтверж40 дается уравнением стационарной теплопроводности Фурье для плоской стенки при допущении об усреднении действующей тепловой нагрузки на пуансон по циклу литейной машины а--
dT
dn где q — плотность теплового потока на нагре50 ваемой поверхности;
А- коэффициент теплопроводности материала корпуса;
dT, б — соответственно перепад температур и толщина охлаждаемой стенки корпуса.
55 Анализ этой зависимости показывает, что при прочих равных условиях с уменьшением толщины стенки d возрастает теплоотвод к охлаждаемой поверхности и следовательно снижается уровень нагрева наружных поверхностей корпуса 1, 1836223 ми соответственно в осевое отверстие стер- жня и s одну иэ проточек и соединенными с каналами для подвода и отвода хладагентз, отличающийся тем, что осевой канал
5 стержня выполнен глухим, а на внутренней боковой поверхности корпуса у его торца выполнена кольцевая проточка, которая соединена с глухим осевым каналом стержня посредством наклонных к его торцу рзди10 альных каналов, причем наружные проточки расположены вдоль стержня и выполнены закрытыми со стороны его торца. з выходные отверстия каналов расположены между наружными проточками.
Повышением эффективности охлаждения зон корпуса, прилегающих в его кольцевой проточке 16, уменьшается уровень нагрева теплового концентратора пуансона— зон пересечения поверхностей его боковой и передней торцовой, что скззывается положительно на стойкости пуансона в целом.
Формула изобретения
Охлаждаемый пуансон, содержащий корпус. размещенный в его полости стержень, имеющий осевой канал для хладагента, проточки для хладагента, опорную плиту с двумя поперечными каналами, выходящиA-A магг вилюю
Составитель Я.Манукян
Техред М. Моргентал Корректор А.Козориэ
Редактор Т. Шагова
Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул.г агаринв. 101
Заказ 2998 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5


