Устройство для катодной защиты от коррозии
Использование: защита от коррозии металлоконструкции , не имеющих контакта с землей, например, кузовов автомобиля. Сущность изобретения: устройство содержит помещенный в электролит (раствор хлорида натрия), присоединен к металлоконструкции, являющейся катодом, источник питания, подключенный к соответствующим электродам. Повышение эффективности защиты достигается за счет того, что анод выполнен в виде меандра с площадью 0,5% от всей площади защищаемой конструкции.2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 С 23 F 13/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4841710/26 (22) 28.06.90 (46) 15.08.93. Бюл. М 30 (76) С.В.Де мин (56) РСТ М 87/00558, кл. С 23 F 13/02, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ (57) Использование: защита от коррозии металлоконструкции, не имеющих контакта с землей, например, кузовов автомобиля, Изобретение относится к предотвращению коррозии металлов и может применяться для защиты кузовов автомобиля от коррозии.
Целью данного изобретения является упрощение конструкции устройства защиты от коррозии упрощение установки его на металлоконструкцию и уменьшению расхода тока. imgQTcsl в ввиду металлоконструкции, изолированные от грунта, например, кузов автомобиля.
На фиг.1 изображена схема устройства для катодной защиты; на фиг.2= изображена "электронная" часть устройства.
В предлагаемом устройстве анод 1, изготовленный из металла с более отрицательным потенциалом, например алюминий, чем потенциал защищаемой металлоконструкции 5 выполнен в форме меандра и помещен в емкость 2 с электролитом 3, например насыщенный раствор хлорида натрия. Анод непосредственно, не через электролит, присоединен одним концом к защищаемой металлоконструкции S. Параллельно аноду подключен источник ЭДС 4, Более подробно источник ЭДС показан на, Ы„„1834916 АЗ
Сущность изобретения: устройство содержит помещенный в электролит(раствор хлорида натрия), присоединен к металлоконструкци, являющейся катодом, источник питания, подключенный к соответствующим электродам. Повышение эффективности защиты достигается за счет того, что анод выполнен в виде меандра с площадью 0,5/; от всей площади защищаемой конструкции. 2 ил. фиг.2 — это преобразователь напряжения, который запитывается от автомобильного аккумулятора и нагружен на первичную обмотку трансформатора Тр, Напряжение, снимаемое со вторичной обмотки трансформатора выпрямляется.
Принцип защиты предлагаемого устройства тоже основан на поляризации защищаемого металла насыщения его электродами но имеется особенность.
Поскольку цепь анодный протектор— защищаемый металл не замкнут (вернее че- е рез воздушное пространство) та скорость растворения анодного про ектора здесь гораздо меньшая ввиду выполнения закона баланса зарядов и эта скорость одного порядка со скоростью коррозии металла в воздушной среде.
На границе раздела двух фаз — твердой и жидкой появляется электродный потенциал (у защищаемого металла электролитом будут капли воды и прочих жидкостей вызывающих коррозию). Ввиду разности электродных потенциалов и анодного протектора и защищаемого металла происходит начальное перераспределение электронов с анода
18349 6 на защищаемый металл. Затем ввиду нарастающей положительной поляризации ано" да процесс приостанавливается, сам анод приобретает некий положительный потенциал. В окружающей воздушной среде присутствуют положительно, отрицательные и с нулевым результирующим зарядом заряженные аэроидны, капельки электролитов собственно и вызывающие коррозию металла, Положительно заряженный анод притягивает отрицательно заряженные частицы, которые отдают "лишние" электроны.
Кроме того, для увеличения эффективности процесса, через анодный протектор протекает постоянный ток,создавая на минусовом полюсе избыток, а на положительном недостаток (дополнительный недостаток) электронов, Поскольку емкость кузова (электрическая емкость) во много раз больше емкости одного протектора, то большая часть электронов перераспределяется на кузов автомобиля, Таким образом источник ЭДС 4 выполняет функцию "насоса", перераспределял электроны на кузов автомобиля, Необходимость использования преобразователя напряжения вызвана тем, что необходимо развязать электрически аккумулятор автомобиля от его кузова для эффективной работы устройства. Дело в том, что электродный потенциал свинца в аккумуляторе недостаточен для защиты кузова сделанного из железосодержащего материала и при псдключенн;м аккумуляторе устройство начинает "работать" на него самого.
Поскольку время стоянки автомобиля, учитывая ночные часы, зимнее время и просто незадействованность его, составляет до
80 времени, то наличие отключателя обоих и "плюсового" и "минусового" проводов аккумулятора от автомобиля оставляя; естественно, подключенным данйое устройство) вполне оправдана.
Во время движения автомобиль, как изеестно, не ржавеет и этому, кстати, есть физическое подтверждение (это вызвано интенсивными токами, т.е. движением электронов по кузову автомобиля во время работы потребителей электроэнергии автомобиля, подключенным одним концом к "массе" — кузову автомобиля). из металла с более отрицательным потенци45 алом, чем потенциал металлоконструкции; например, алюминиевого листа, смонтиро ын в емкости, непосредственно подключен к катоду без его контакта с электролитом емкости, причем площадь анода составляет 0,5
50 площади защищаемой конструкции.
Ввиду отсутствия электрических полей на эквипотенциальной поверхности кузова автомобиля во время работы данного устройства обеспечивается равномерное распределение электронов по всей металлической поверхности автомобиля, вкгпочая ходовую часть и двигатель. Это значит, что нам нужно только одно место крепления данного устройства к кузову автомобиля. Ток, потребляемый устройством порядка А, срок службы "химической". части устройства не.менее года (электронная часть может служить гораздо дольше).
Габариты устройства для защиты легкового автомобиля порядка 4-х пачек сигарет. Скорость коррозии кузова уменьшается не менее, чем в 3 раза (при езде в зимнее время), в более благоприятной среде — летом, например коррозии, вообще приостанавливается, Кроме того, ввиду постоянного небольшого избытка электронов, улучшается структура металла, уменьшается количество дефектов кристаллической решетки металла автомобиля, что увеличивает также ресурс двигателя и ходовой части.,Данное устройство эффективно для защиты кузова автомобиля, потому, что сконцентрировано с учетом его особенностей — изолированности от грунта и малой площади незащищен-. ной поверхности (учитывая лакокрасочное и масляное покрытие металлических частей автомобиля). формула изобретения
Устройство для катодной защиты от коррозии металлоконструкций, не имеющих контакта с землей, например кузова автомобиля, содержащее анод, источник питания, например аккумулятор автомобиля, подключенный через преобразователь к аноду, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрошения конструкции, оно снабжено емкостью с электролитом, например, хлоридом натрия, анод выполнен в виде меандра
1834916
Составитель С.Демин
Техред M.Ìîðãåí Tàë
Редактор
Корректор Т.Вашкови
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2706 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


