Пьезоэлектрический двигатель
Использование: в устройствах точной механики, в робототехнике, станкостроении, оптике. Сущность изобретения: опорные элементы выполнены полыми с конической внутренней поверхностью и сопряжены с торцами полого пьезоцилиндра с радиальной поляризацией, причем опорные элементы выполнены из материала, температурный коэффициент расширения которого удовлетворяет соотношению: , где
п и
к соответственно температурные коэффициенты расширения материала пьезоэлемента выступающих за него частей двигателя, L и lк соответственно длина пьезоэлемента и выступающих за него частей двигателя,
угол наклона конических внутренних поверхностей опорных элементов, Do наружный диаметр пьезоэлемента. 1 ил.
Изобретение относится к устройствам точной механики и может быть использовано в робототехнике, станкостроении, оптике. Цель изобретения упрощение конструкции, повышение точности, надежности и температурной стабильности. На чертеже показан вариант конструкции пьезоэлектрического двигателя. Двигатель состоит из пьезоэлектрического цилиндра 1 с радиальной поляризацией, с торцами которого сопряжены полые опорные элементы 2 и 3 с конической внутренней поверхностью. Опорный элемент 2 связан с упругим корпусом 4, а опорный элемент 3 с винтом 5, обеспечивающим зажатие пьезоцилиндра 1 между опорными элементами 2 и 3. Устройство работает следующим образом. На пьезоцилиндр 1 подается управляющее напряжение, в результате чего он удлиняется по оси и увеличивается по диаметру. Увеличение диаметра пьезоцилиндра 1 приводит к выжиманию в стороны опорных элементов 2 и 3 благодаря конической форме их внутренних поверхностей. При изменении знака управляющего напряжения пьезоцилиндр 1 уменьшается в длину и сжимается по диаметру. Это приводит к тому, что опорные элементы 2 и 3 надвигаются на него под действием упругости корпуса 4. Величина дополнительного смещения пьезодвигателя определяется соотношением Z
D/tg
(1) где
D изменение диаметра пьезоцилиндра 1,
угол наклона внутренних поверхностей опорных элементов 2 и 3. Величину
D можно определить по формуле
D d31UD/t+d33U/2, (2) где D исходный диаметр пьезоцилиндра 1, t толщина его стенок, U управляющее напряжение, d33 и d31 пьезомодули в направлении поляризации пьезоматериала и в перпендикулярном к нему. Изменение диаметра пьезоцилиндра 1 при изменении температуры на
t
Dпт Do
п
t. где Do исходный диаметр пьезоцилиндра 1,
п- ТКР материала пьезоцилиндра 1. Изменение внутреннего диаметра опорных элементов 2 и 3
Dот Do
оп
t. где
оп- ТКР материала опорных элементов 2 и 3. Изменение длины устройства за счет изменения наружного диаметра пьезоцилиндра 1 и внутренних диаметров опорных элементов 2 и 3
Lo -Do
t(
оп-
п)/tg
Изменение длины устройства за счет продольного расширения пьезоцилиндра 1 при нагреве
Lп= L
п
t. Изменение длины устройства за счет расширения выступающих справа и слева от пьезоцилиндра 1 частей корпуса 4 и гайки 5 суммарной длиной l и с ТКР
к
Lk l
к
t. При полной компенсации температурной деформации устройства
Lo+
Ln+
Lk0, следовательно
arctg
(3)
Пьезоцилиндр 1 может быть изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23, а опорные элементы 2 и 3 из бронзы или стали. П р и м е р. Пусть пьезоцилиндр 1 изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23 (d33= 210-10 Кл/Н, d31 -10-10 Кл/Н,
п
3x x10-6 град-1), имеет длину L 3
10-2 м, наружный диаметр Do 2
10-2 м, предельное управляющее напряжение Uп 2 кВ. Опорные элементы 2 и 3 изготовлены из бронзы (
оп=17,5
10-6 град-1), выступающие части корпуса 4 и гайки 5 изготовлены из бронзы и имеют суммарную длину l 2
10-2 м. Тогда в соответствии с выражением (3) полная компенсация температурных деформаций пьезодвигателя достигается при
=33,4о. При замене бронзы нержавеющей сталью с
к= 11
10-6 град-1 получаем
= 27,3о и Z 3,5 мкм. Без применения опорных элементов с конической внутренней поверхностью температурное изменение длины устройства при изготовлении корпуса из бронзы составило бы
Lt
Ln+
Lk 0,44 мкм/град, а при изготовлении из стали
Lt 0,31 мкм/град.
Формула изобретения

где


L и l2 соответственно длина пьезоэлемента и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения;

D0 наружный диаметр пьезоэлемента.
РИСУНКИ
Рисунок 1