Центробежный насос
Изобретение предназначено для повышения надежности центробежного насоса путем улучшения условий работы опор скольжения Это достигается тем, что опоры скольжения выполнены в виде радиальных зазоров между втулкой 5 и направляющими гильзами 7,8. Втулка 5, закрепленная внутри колеса 3 сочленяется с торсионным валом 2 посредством сферического шлицевого соединения 6. 1 ил. 00 ю со ю ел
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю F 04 0 29/04
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4798045/29 (22) 02.03.90 (46) 23.07.93. Бюл. М 27 (71) Сумский филиал Харьковского политехнического института им. В.И.Ленина (72) И,С.Бережной и А.И.Киптенко (56) Кривченко Г.И. Гидравлические машины, М;, Энергия, 1978, с.214, рис.11-1, Авторское свидетельство СССР
М 1771248, кл; F 04 0 29/04, 1988, (54) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС
U 72 У 8//Г
„„5Q „„1828951 А1 (57) Изобретение предназначено для повышения надежности центробежного насоса путем улучшения условий работы опор скольжения. Это достигается тем, что опоры скольжения выполнены в виде радиальных зазоров между втулкой 5 и направляющими гильзами 7,8. Втулка 5, закрепленная внутри колеса 3 сочленяется с торсионным валом 2 посредством сферического шлицевого соединения 6, 1 ил.
1828951
Составитель В.Девисилов
Техред M.Moðãåíòàë Корректор Н.Кешеля
Редактор Т,Козлова
Заказ 2471 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101
Изобретение относится к области .насосостроения и применимо к агрегатам с рабочими колесами одностороннего и двухстороннего входа, а также может быть использовано в компрессоростроении.
Цель изобретения — повышение надежности.
На чертеже показан продольный разрез насоса, Центробежный насос содержит корпус
1, установленное в нем на валу 2 рабочее колесо 3, образующее с корпусом 1 щелевые уплотнения 4, По внутреннему диаметру рабочее колесо 3 снабжено несущей втулкой
5, сопряженной с валом 2 посредством шлицевого соединения б. Края втулки 5 выступают э, торцы рабочего колеса 3. В корпусе
1 по обе стороны рабочего колеса Зустановлены направляющие гильзы 7 и 8, охватывающие с радиальными зазорами 9 свободные выступающие края несущей втулки 5. Зти зазоры 9 предназначены выполнять функции гидродинамических подшипников скольжения. несущая втулка 5 установлена в рабочем колесе 3 жестко, например, по прессовой посадке, 10 — полость всасывания, 11 — полость нагнетания. В корпусе 1 установлены втулки 12, образующие щелевы= уплотнения 4. Сальниковые уплотнения г3 предназначены для ограничения утечек по валу 2. Гильза 8 выполнена глухой.
Центробежный насос работает следующим образам.
При вращении торсионного вала 2 крутящий момент передается рабочему колесу
3 посредством подвижного шлицевого соединения 6, Перекачиваемая жидкость поступает из полости 10 всасывания в рабочее
«олесо 3 и одновременно заполняет зазоры
9..:еж;ду несущей втулкой 5 и направляющими гильзами 7 и 8, в которых при наличии вращения вала 2 образуются гидродинамические несущие клины, обеспечивающие всплытие ротора как в подшипниках скольжения, Несущая способность таких подшипников скольжения может варьироваться различными способами; например, с помощью "лимонной" расточки в деталях 7 и 8, созданием специального рельефа по- верхностей скольжения и др. Рабочее колесо 3 нагнетает давление в полость 11 нагнетания и далее к потребителю. Одновременно утечки жидкости по обе стороны рабочего колеса ограничиваются щелевыми уплотнениями на буртах колеса 3 в виде
"5 втулок 12, образующих с колесом 3 дросселирующие зазоры 4, Утечка по торсиону 2 ограничивается сальниковым 13 или другим уплотнением, а гильза 8 может быть выполнена "глухой", что устраняет необходимость второго концевого уплотнения, повышает тем самым герметичность насоса и его надежность.
Формула изобретения
Центробежный насос, содержащий корпус и установленное в нем на торсионном валу посредством сферического шлицевого соединения рабочее колесо с щелевыми уплотнениями, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности насоса путем улучшения условий работы опор скольжения, колесо снабжено несущей втулкой с выступающими концами, установленной .между колесом и валом, а корпус — двумя направля ющими гильзами, установленными с двух сторон колеса и охватывающими с радиальным зазором выступающие концы втулки с образованием гидродинамических опор скольжения, при этом шлицы выполне40 ны на втулке и сопряжение колеса с валом выполнено через последнюю.

