Способ капиллярной пропитки обмоток электрических машин
Использование: пропитка изоляции обмоток электрических машин. Сущность изобретения: обмотку и пропиточный состав разогревают до температуры пропитки, погружают одну из. лобовых частей 1 обмотки в пропиточный состав 2 и устанавливают на токопроводящий элемент 3. К непогруженной лобовой части 4 обмотки подсоединяют электрод 5 и создают между электродами и токопроводящим элементом разность потенциалов . После появления пропиточного состава на лобовой части 4 обмотки обмотку извлекают из состава, поворачивают ее на 180° вокруг вертикальной оси и сушат в этом положении. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (S1)5 Н 02 К 15/12
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
««-..
« i«l, « « > i:=, 5 (лЭ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4923218/07
« (22) 29.03.91 (46) 07.06.93, Бюл. М 21 (71) Томский институт автоматизированных. систем управления и радиоэлектроники (72) Г.B,Ñìèðíîâ (56) Рыжов А.M„Наумов С.А., Урусов З.А, Технология пропитки и сушки электрических машин малой мощности. М.: Информэлектро, 1990, с. 44. Электротехническая промышленность, Серия 25. Технология электротехнического производства. Обзорная информация. Вып. 20. (54) СПОСОБ КАПИЛЛЯРНОЙ ПРОПИТКИ
ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН,., ЯЛ,„1820453 А1 (57) Использование: пропитка изоляции обмоток электрических машин. Сущность изобретения: обмотку и пропиточный состав разогревают до температуры пропитки, погружают одну из,лобовых частей 1 обмотки в пропиточный состав 2 и устанавливают на токопроводящий элемент 3. К непогруженной лобовой части 4 обмотки подсоединяют электрод 5 и создают между электродами и токопроводящим элементом разность потенциалов. После появления пропиточного состава на лобовой части 4 обмотки обмотку извлекают из состава, поворачивают ее на
180 вокруг вертикальной оси и сушат в этом положении. 1 ил.
1820453
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в производстве статоров электрических машин.
Цель изобретения — повышение производительности путем увеличения проника; ющей способности пропиточного состава и повышения качества обмотки путем устранения дефектных участков изоляции провода обмотки.
На чертеже представлена технологическая схема реализации заявляемого способа, На позиции А предварительно разогретая обмотка лобовой частью погружается в разогретый пропиточный состав 2 и устанавливается на электропроводящий элемент 3. Ко второй лобовой части обмотки 4 подводят электрод 5. Между токоведущим элементом 3 и электродом 5 создают разность потенциалов с помощью источника напряжения 6, После появления пропиточ- ного состава из лобовой части обмотки 4 ее извлекают из пропиточного состава, переворачивают на 180 вркруг вертикальной оси, так что лобовая часть 1 оказывается снизу, а лобовая часть 4 сверху (позиция В), и в этом положении обмотку сушат.
Сущность изобретения заключается в следующем.
После погружения лобовой части обмотки 1 в пропиточный состав 2 и создания разности потенциалов U между токопроводящими элементом 3 и электродом 4 начинается пропитка обмотки, В отсутствие разности потенциалов U между токопроводящим элементом 3 и электродом 5 пропитка происходит только за счет капиллярного эффекта. При этом для лучшего проникновения состава в межв тковые полости обмотки ее и состав предварительно разогревают, что снижает вязкость состава и ускоряет процесс пропитки.
Без создания разности потенциалов U, . между элементом 3 и электродом 5 пропиточный лак от лобовой части 1 к лобовой части 4 проникает только за счет капиллярного эффекта, что требует достаточно длительного времени.
При создании разности потенциалов между токопроводящим элементам 3 и электродом 5 из частички пропиточного состава
3 начинает оказывать воздействие электрическое поле, созданное этой разностью rloтенциалов. Частички пропиточного состава поляризуются и приобретают электростатический заряд. Приобретенный частичками . электростатический заряд начинает взаимодействовать с электрическим полем, созданным разностью потенциалов и возникает тянущая от лобовой части 1 к лобовой части 4 электрическая сила. Эта сила складывается с капиллярными силами, действующими в обмотке. за счет чего процесс перемещения пропиточного состава по обмотке к лобовой части 4 ускоряется, Это приводит к значительному повышению Rpoизводительности пропитки.
Переворачивание обмотки на 180 отно10 сительно вертикальной оси необходимо для того, чтобы в процессе сушки пропиточный состав под действием гравитационных сил начал стекать от лобовой части 1, которая более насыщена пропиточным составом, к
15 лобовой части 4, Эта процедура выравнивает распределение пропиточного состава по обмотке, что улучшает ее качество.
По предлагаемому способу пропитывались обмотки статоров электродвигателя
20 МВТ-2, Пропитка осуществлялась лаком
МЛ-92 по технологической схеме, приведенной на чертеже. Перед погружением лобовой части обмотки 1, обмотка и лак МЛ-92 были раэогреты до температуры пропитки
25 Т =90 С, Роль электропроводящего элемента 3 выполняло дно металлической ванны, в которую был залит лак МЛ-92. Электрод 5 был выполнен в виде круглой плоской пластины из латуни. В качестве источника на30 пряжения 6 использовалась стандартная пробивная установка УПУ-1М. От установки
УПУ-1М было подано напряжение на электрод 5 в 1 кВ, а дно ванны (токопроводящего элемента 3) было заземлено.
Пропиточный состав на лобовой части
- обмотки 4 появился через 5 мин после начала пропитки, Этот же состав после начала, пропитки по способу-прототипу появлялся на лобовой части обмотки только через
40 12 мин после начала пропитки.
После пропитки обмотка извлекалась из пропиточного состава, переворачивалась на
180 относительно вертикальной оси и сушилась в таком положении при T =90 C в течение 45 мин и при Т2=120 С в течение 5 ч. Контроль по привесу обмоток, пропитанных по способу-прототипу и предлагаемому способу, показал, что средний коэффициент пропитки по способу-прототипу составлял
0,15, тогда как по предлагаемому он был равен 0,24.
Таким образом, описанный способ позволил повысить производительность пропитки в 2,4 раза.
Кроме того, качество пропитки, характеризуемое коэффициентом пропитки, по описанному способу было повышено более чем на 30;ь по сравнению со способом-прототипом.
1820453
Формула изобретения
Составитель Г. Смирнов
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Н, Гунько
Редактор
Заказ 2034 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Способ капиллярной пропитки обмоток электрических машин, при котором обмотку и пропиточный состав разогревают до температуры пропитки, погружают одну из лобовых частей обмотки в пропиточный состав, после появления пропиточного состава на другой лобовой части обмотки извлекают обмотку из состава, поворачивают ее на 180 вокруг ее вертикальной оси и сушат ее в этом положении, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения производительности пропитки путем увеличения проникающей способности пропиточного состава и повышения качества обмотки
5 путем устранения дефектных участков изоляции провода обмотки, погруженную в пропиточный состав лобовую часть обмотки устанавливают на токопроводящий элемент, а к непогруженной лобовой части об10 мотки подсоединяют электрод и создают между электродом и токопроводящим элементом разность потенциалов.


