Способ определения индуктивных и активных сопротивлений электрической машины
Изобретение относится к испытанию и исследованию электрических машин. Цель изобретения -упрощение и повышение точности . Способ содержит подключение обмоток статора к источнику номинального напряжения при замкнутой обмотке возбуждения , разгона ротора до подсинхронной частоты вращения, размыкания обмотки возбуждения и измерения мгновенных значений фазных токов и напряжений статора при совпадении продольной, а затем поперечной оси ротора с одной из осей фазных обмоток статора (контрольной осью), измерения ЭДС на зажимах разомкнутой обмотки возбуждения в указанные выше моменты совпадения продольной, а затем поперечной оси ротора с контрольной осью статора, & также измерения времени поворота ротора от момента совпадения продольной до момента совпадения поперечной оси с контрольной осью статора, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s 6 01 R 31/34
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4878444/22 (22) 29.10.90 (46) 30.05.93. Бюл. N 20 (71) Донецкий политехнический институт (72) В.Ф.Сивокобыленко и А.Г.Ерхов (56) 1, Авторское свидетельство СССР
N . 565353, кл, Н 02 К 15/00, 1975, 2. Авторское свидетельство СССР
N834818,,кл,,Н 02 К 15/00, 1981. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДУКТИВНЫХ И АКТИВНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ.
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к испытанию и исследованию электрических машин. Цель изобретения — упрощение и повышениеточности, Способ содержит подключение обмоток статора к источнику номинального
Изобретение относится к испытаниям и исследованиям электрических машин и может быть использовано для экспериментального определения индуктивных и активных сопротивлений демпферных контуров ротора синхронной машины.
Цель изобретения — упрощение и повышение точности способа.
Способ осуществляется следующим образом.
Предварительно на неподвижном синхронном двигателе наносят метки на вал ротора, ориентированные по продольной и поперечной оси, производят совмещение меток с одной иэ осей фаэных обмоток статора (контрольной осью), устанавливают оптический датчик фиксации моментов
„, Ы,, 1818601 А1 напряжения при замкнутой обмотке возбуждения, разгона ротора до подсинхронной частоты вращения, размыкания обмотки возбуждения и измерения мгновенных значений фазных токов и напряжений статора при совпадении продольной, а затем поперечной оси ротора с одной из осей фаэных обмоток статора (контрольной осью), измерения ЭДС на зажимах. разомкнутой обмотки возбуждения в укаэанные выше моменты совпадения продольной, а затем поперечной оси ротора с контрольной осью статора, а также измерения времени поворота ротора от момента совпадения продольной до момента совпадения поперечной оси с контрольной осью статора, 1 ил. совпадения вышеуказанных осей и меток на валу ротора и с его помощью после разгона ротора производят фиксацию моментов совпадения осей статора и ротора, производят измерения мгновенных значений фазных токов, напряжений статора и ЭДС на зажимах разомкнутой обмотки возбуждения.
На чертеже представлена функциональная схема опыта, реализу:ощего предложенный способ.
Обмотки статора подключают к источнику номинального напряжения, ротор разгоняется до подсинхронной частоты вращения с замкнутой обмоткой возбуждения, после чего обмотку возбуждения раз1818601 мыкают и производят соответствующие из- мерения и расчет.
В качестве первичных преобразователей фазных токов используют трансформаторы тока ТАА, ТАВ, ТАС, установленные в цепи фазных обмоток статора. В качестве первичных преобразователей напряжения используют трансформаторы напряжения
TVA, TVB, TVC, установленные на зажимах статора электродвигателя. Для измерения напряжения, индуктированного на разомкнутой обмотке возбуждения используют делитель напряжения из активных сопротивлений (блок 4).
Фиксация моментов совпадения продольной и поперечной оси ротора с контрольной осью статора производится с помощью оптического датчика (блок 1), включающего в себя метки на валу ротора, ориентированные по продольной и поперечной осям, выставленные предварительно на неподвижной машине, источник и приемник света, неподвижные относительно статора. Принцип работы блока 1 состоит в следующем:
На неподвижной машине устанавливают на валу ротора две метки, ориентированные по продольной и поперечной оси. При вращении ротора светолучевой поток от источника света прерывается метками и воздействует на приемник света (фотодиод), который управляет работой регистрирующего устройства, что позволяет регистрировать мгновенные значения фаэных токов и напряжений лишь в укаэанные выше моменты совпадения продольной и поперечной оси ротора с контрольной осью статора.
Регистрация мгновенных значений фазных токов и напряжений обмоток статора и
ЭДС, индуктированной на разомкнутой обмотке возбуждения производится автоматически с помощью цифрового буферного оперативно-запоминающего устройства (ОЗУ), состоящего из блоков аналого"цифровых преобразователей (АЦП) и магазина добавочных сопротивлений и шунтов с фиксированными коэффициентами преобразования (блок 3). АЦП преобразуют аналоговый сигнал, полученный от первичных преобразователей (TA и TV) и магазина добавочных сопротивлений и шунтов в цифровой, приемлемый для записи в ОЗУ.
Информация, накопленная в ОЗУ, поступает в ЭВМ (блок 2), где по специально
5 разработанной программе рассчитывают искомые параметры синхронной машины.
Способ обладает следующими преимуществами: более точен и менее трудоемок в обработке полученной информации (отсут10 ствует сложный и влияющий на точность процесс ручной обработки осциллограмм), требует меньшего количества измерительных приборов, т,к, исключается необходимость применения тахогенератора
15 (измерение скольжения).
Формула изобретения
Способ определения индуктивных и активных сопротивлений электрической машины, преимущественно индуктивного и
20 активного сопротивлений демпферных контуров ротора синхронной машины с обмоткой возбуждения на роторе, путем подключения статора к сети тока, разгона ротора до подсинхронной частоты враще25 ния, измерения тока и напряжения обмотки статора и ЭДС в отключенной от сети обмотке возбуждения, расчета по измеренным величинам искомых параметров, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения и
30 повышения точности, предварительно на неподвижном двигателе наносят метки на вал ротора, ориентированные по продольной и поперечной осям, и производят совмещение продольной совмещение
35 продольной, а затем поперечной осей ротора с одной иэ осей фаэных обмоток статора (контрольной осью), устанавливают оптический датчик фиксации моментов совпадения укаэанных осей и меток на валу ротора
40 и с его помощью после разгона ротора производят фиксацию моментов совпадения продольной и поперечной осей ротора с контрольной осью статора, производят измерения мгновенных значений фазных то45 ков, напряжений статора и ЭДС на зажимах разомкнутой обмотки возбуждения, а также измеряют время поворота ротора от момента совпадения продольной оси до момента совпадения поперечной оси с контрольной
50 осью статора.
1818601
-100003 53Гц
Корректор М.Керецман
Составитель А.Epxoe
Техред М. Моргентал
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина 101
Заказ 1937 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям ори ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/6


