Способ обучения быстрому чтению
Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения. Способ считывания информации при обучении быстрому чтению путем ее сканирования отличается тем, что процесс чтения осуществляют при скорости предъявления информации, равной 1,3-1 Д скорости линейного чтения, что позволяет повысить эффективность обучения. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (1!) (я)з G 09 В 17/04
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Чл = —, Т е
V=Vn
1 (21) 4909142/12 (22) 07.02.91 (46) 07,05.93. Бюл. N. 17 (76) M.À.Çèãàíîâ (56) Патент США
М 3721021, кл, G 08 В 17/04, 1972. (54) СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ
Изобретение отйосится к техническим, средствам обучения и может быть использовано при обучении быстрому чтению.
Цель изобретения — повышение эффективности обучения.
Линейная скорость чтения определяется по формуле: где Ч вЂ” линейная скорость чтения, знаков/мин, 0 — число знаков в тексте (обьем), Т вЂ” время, затраченное на чтение текста, мин.
Скорость чтения определяется по формуле: где Ч вЂ” скорость чтения, знаков/мин, к — коэффициент понимания, который определяется анализом ответов на 10 контрольных вопросов по содержанию текста и равен;
Ъ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения. Способ считывания информации при обучении быстрому чтению путем ее сканирования отличается тем, что процесс чтения осуществляют при скорости предьявления информации, равной 1,3-1 Д скорости линейного чтения, что позволяет повысить эффективность обучения. 1 табл. и
К= —, 10 где n — число правильных ответов.
Сущность изобретения заключается в том, что скорость предъявления информации при ее сканировании устанавливается заведомо большей, чем скорость линейного чтения..В этом случае обучающийся для того. чтобы успеть за движением сканирующего устройства, вынужден не дочитывать строки текста до конца: если скорость предъявления информации устанавливается равной 1,3 скорости линейного чтения, не дочитывается 14 часть строки, если скорость предьявления информации равно 1,5 скорости линейного чтения, не дочитывается 1/3 часть строки. Содержащаяся в этих частях строк информация попадает в поле бокового зрения и ее восприятие происходит путем прогнозирования на основе содержания предыдущих и последующих единиц информации. В результате происходит активная тренировка навыка антиципации.
Для облегчения ориентировки по длине строки сканирующее устройство может быть снабжено ползунком с нанесенной краской меткой или со стрелочным указате1814735
Отношения скорости предъявления информации к скорости линейного чтения
Q KL пп
Объем текста, знаков
Скорость предъявления информации, зн /мин
Время, затраченное на чтение, мин
Коэффициент понимания
Скорость чтения после эксперимен-. та, зн / мин
0,8
0,7
0,8
0,7
0.3
0.8
3000
1000
1,2
1;3
1,4
1,5
1,6
1,0
2,2
1,.1
1,2
1,1
0,8
2,4
1000 лем, который устанавливается над строкой и разделяет ее на прочитываемую и непрочитываемую части. По мере тренировок необходимость в таком ограничителе (как, впрочем, и в самом сканирующем устройст- 5 ве) отпадает, так как недочитывание строк текста до конца и активное использование антиципации, сначала вынужденное, становится устойчивым навыком и после окончания обучения в процессе работы с. 10 источниками информации происходит автоматически.
Заявляемые значения скорости предьявления информации определены экспериментальным путем. Если скорость предъявления информации будет меньше
1,3 скорости линейного чтения, тренировка навыка антиципации будет происходить недостаточно интенсивно. Если скорость предъявления информации будет больше 20
1,5 скорости линейного чтения, коэффициент понимания снижается до 30 и ниже, а следовательно, резко уменьшится и скоро. сть чтения.
Изобретение иллюстрируется следую- 25 щими примерами, Занятия проводились в комнате с естественным освещением. Для занятий была сформирована группа из 5 учащихся с одинаковой скоростью линейного чтения — 1000 30 зн/мин. Скорость чтения с учетом коэффициента понимания составляла 800 зн/мин.
Для чтения были подобраны тексты, содержащие примерно одинаковое количество знаков. 35
В качестве сканирующего устройства использовалась соединенная с электродвигателем шаговая планка, перемещающаяся по странице текста сверху вниз, с ползунком, на который нанесен стрелочный указатель.
Скорость предъявления информации изменялась с помощью регулятора скорости движения планки. соответственно изменялось положение на ней ползунка.
Продолжительность занятий — 20 мин.
Результаты эксперимента после проведения 5 занятий приведены в таблице, Из представленных данных следует, что при скорости предъявления информации равной скорости линейного чтения (прототип — пример 6) скорость чтения увеличивается в 1,25 раза, в то время как заявляемый способ позволяет увеличить скорость чтения в 2,5 раза (примеры 2 — 4). При выходе за заявленные пределы (примеры 1 и 5) скорость чтения увеличивается незначительно.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Формула. изобретения
Способ обучения быстрому чтению, заключающийся в том, что обучаемому предьявляют информацию при ее сканировании, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, сканирование производят со скоростью, равной 11,3 — 1,5 скорости линейного чтения.

