Устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию

 

Изобретение относится .к (Контролю в машиностроении, особенно шлицевых втулок (отверстий зубчатых колес), центрируемых по внутреннему диаметру (например по ГОСТ 1139-80), используемых в шлицевых соединениях переключаемых зубчатых колеси валов. Цель изобретения - повышение информативности о параметрах контроля элементов шлицевой втулки, что способствует более эффективной отработке техпроцессов изготовления зубчатых колес. Для этого устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию, содержащее направляющую поверхность, выполненную Изобретение относится к контролю в машиностроении, особенно шлицевых втулок (отверстий зубчатых колес) центрируемых по внутреннему диаметру (например по ГОСТ 1139-80) используемых в шлицевых соединениях переключаемых зубчатых колес и валов. Цель изобретения - повышение информативности о параметрах контроля элементов шлицевой втулки, что способствует более эффективной отработке техпроцессов изготовления зубчатых колес. в виде вала, предназначенную для установки в центрируемом отверстии контролируемой втулки, и контрольные элементы, предназначенные для взаимодействия со шлицевыми пазами втулки, снабжают корпусом с продольным пазом, установленным в нем пальцем, подпружиненным в осевом направлении с возможностью перемещения перпендикулярно оси вала, закрепленным в корпусе индикатором, кинематически связанным с пальцем, и валиком с продольным пазом, взаимодействующим с пальцем, установленным с возможностью перемещения вдоль и вокруг своей оси в валу, выполненном полым,- с конической наружной поверхностью и продольным пазом и установленном в корпусе, один из контрольных элементов выполнен в виде шпонки с шириной, меньшей номинальной ширины шлицевых пазов контролируемой втулки, и установлен на валу, а другой элемент выполнен в виде штыря, радиально расположенного на валике и проходящего через продольный паз полого вала. 4 ил. На фиг. 1 изображен общий вид заявляемого устройства; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез по В-В на фиг. 1. Устройство состоитиз корпуса 1, полого вала 2 с пазом 3, шпонки 4, валика 5 с пазом 6, штыря 7, пальца 8, индикатора 9, пружины 1.0, втулок 11 и 12, штифта 13, барашков 14 и 15, стопоров 16. На фиг. 1 и 4 изображена контролируемая шлицевая втулка (шестерня) 17 с утрированно перекошенным (непараллельным) оо о VI со VI

СОЮЗ. СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 01 В 5/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ (21) 4926344/28 (22) 20.02.91 (46) 23.04.93. Бюл. ЬЬ 15 (75)Ю.Н.Акинин (56) ГОСТ 24960-81. Калибры для шлицевых прямообочных соединений, с. 2 — 3. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО

КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ШЛИЦЕВОЙ

ВТУЛКИ, ЦЕНТРИРУЕМОЙ ПО ОТВЕРСТИ Ю (57) Изобретение относится.к Контролю в машиностроении, особенно шлицевых втулок (отверстий зубчатых колес), центрируемых по внутреннему диаметру(например по

ГОСТ 1139-80), используемых в шлицевых соединениях переключаемых зубчатых колес и валов. Цель изобретения — повышение информативности о параметрах контроля элементов шлицевой втулки, что способствует более эффективной отработке техпроцессов изготовления зубчатых колес. Для этого устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию, содержащее направляющую поверхность, выполненную .

Изобретение относится к контролю в машиностроении, особенно шлицевых вту. лок (отверстий зубчатых колес) центрируемых по внутреннему диаметру(например по

ГОСТ 1139-80) используемых в шлицевых соединениях переключаемых зубчатых колес и валов.

Цель изобретения — повышение информативности о параметрах контроля элементов шлицевой втулки, что способствует более эффективной отработке техпроцессов изготовления зубчатых колес.

„„Я3„„1810737 А1 в виде вала, предназначенную для установки в центрируемом отверстии контролируемой втулки, и контрольные элементы, предназначенные для взаимодействия со шпицевыми пазами втулки, снабжают корпусом с продольным пазом, установленным в нем пальцем, подпружиненным в осевом направлении с возможностью перемещения перпендикулярно оси вала, закрепленным в корпусе индикатором, кинематически связанным с пальцем, и валиком с продольным пазом, взаимодействующим с пальцем, установленным с возможностью перемещения вдоль и вокруг своей оси в валу, выполненном полым; с конической наружной поверхностью и продольным пазом и установленном B корпусе, один из контрольных элементов выполнен в виде шпонки с шири- ной, меньшей номинальной ширины шлицевых пазов контролируемой втулки, и установлен на валу, а другой элемент выполнен в виде штыря, радиально расположенного на валике и проходящего через продольный паз полого вала, 4 ил.

На фиг. 1 изображен общий вид заявляемого устройства; на фиг. 2 — разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б-Б на фиг.

1; на фиг. 4 — разрез по В-В на фиг. 1.

Устройство состоитиз корпуса 1, полого, вала 2 с пазом 3, шпонки 4, валика 5 с пазом

6, штыря 7 пальца 8, индикатора 9, пружины

10, втулок 11 и 12, штифта 13, барашков 14 и 15, стопоров 16, На фиг. 1 и 4 изоЬражена контролируемая шлицевая втулка (шестерня) 17 с утрированно перекошенным (непараллепьным) 1810737.4 пазом 18, центрирующей поверхностью 19 и пазами в сечении 20; Для удобства работы, при необходимости, корпус 1 может крепиться на подставке и т.п.

Разность наружных диаметров вала 2 у 5 концов паза 3 равна допуску на размер центрирующего диаметра контролируемой шлицевой втулки. Размер наружного диаметра полого вала 2 в месте правога конца паза 3 соответствует размеру проходного калибра, а в месте левого конца паза 3 —. размеру непроходного калибра для контроля заданного размера центрирующего диаметра шлицевой втулки (шестерни). Таким образом обеспечивается необходимая ко- 15 нусность наружного диаметра — полого вала 2.

Необходимо аттестовать цену деления установленного в заявляемом устройстве индикатора 9, т.е. установить, чему соответ- 20 ствует перемещение стрелки индикатора при заданном перемещении штыря 7 вокруг оси валика 5 и. определить для шкалы индикатора 9 переводной коэффициент "Ц". Необходимо аттестовать величину 25 непараллельности паза 6 к направлению пе- . ремещения валика 5 и фактический размер диаметра штыря 7.

Заявляемое устройство работает следующим образам: 30

Контролируемую втулку (шестерню) 17 свободно (т.е. не прижимая специально к шпонке 4) одевают на вал 2 до того, как она, остановившись, закрепится на валу 2, т.е. зазор будет выбран. Размер центрирующе- 35 го диаметра контролируемой шлицевой втулки определяют по месту расположения втулки на валу 2. При необходимости шлицевую втулку можно надеть еще раз другой стороной, а на поверхности вала 2 вдоль его 40 оси перпендикулярно к ней нанести риски, "1 авномерно делящие длину вала 2, Надев, до заклинивания, втулку 17 на вал 2 вводят в контролируемый паз втулки штырь 7, останавливают его у одного конца паза 18 и 45 снимают показания индикатора 9. Перемещают валиком 5 штырь 7 к другому концу паза 18 и снимают показания индикатора 9. . Разница показаний индикатора 9 с учетом коэффициента "Ц" и будет фактическим пе- 50 рекосом (непараллельностью) паза 18 к оси поверхности центрирующего отверстия 19;

Валик 5 со штырем 7, введенным в контролируемый паэ 18, (20), покачивают вокруг оси и в крайних положениях снимают пока- 55 зания индикатора 9. Разность показаний индикатора с учетом коэффициента "Ц"

: Флюс фактический размер диаметра штыря

7 и есть размер ширины контролируемого паза. Для контроля точности расположения шлицевых пазов 20 на центрирующей поверхности 19 втулки 17, контролируемую втулку 17 одевают на вал 2, прижимая к шпонке 4 и снимают показания индикатора

9 столько раз, сколько у втулки шлицевых пазов, так, чтобы штырь 7 и контролируемая втулка по воэможности располагались в тех же сечениях вала 2. Замер первого паза принимают за "0". С учетом знаков коэффициента "Ц" выводят среднее значение отклонений стрелки индикатора от "0" и математическим путем определяют наибольшую накопленную погрешность расположения шлицевых пазов.

Установив, с помощью заявляемого устройства, фактические величины отклонений от размеров и расположения элементов шлицевой втулки, можно с гораздо большим эффектом отрабатывать техпроцесс изготовления зубчатых колес, имеющих посадочное шлицевое отверстие с центрированием по внутреннему диаметру, тем самым влиять на снижение шума зубчатых колес.в передаче.

Формула изобретения

Устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию, содержащее направляющую поверхность, выполненную в виде вала, предназначенную для установки в центрируемом отверстии контролируемой втулки, и контрольные элементы, предназначенные для взаимодействия со шлицевыми пазами втулки.отличающееся тем, что, с целью повышения информативности, оно снабжено корпусом с продольным. пазом, установленным в нем пальцем, подпружиненным в осевом направлении с возможностью перемещения перпендикулярно оси вала, закрепленным в корпусе индикатором, кинематически связанным с пальцем, и валиком с продольным пазом, взаимодействующим с пальцем, установленным с возможностью перемещения вдоль и вокруг своей оси в валу, выполненном полым, с конической наружной поверхностью - и продольным пазом и установленном в корпусе, один из контрольных элементов выполнен в виде шпонки шириной, меньшей номинальной ширины шлицевых пазов контролируемой втулки, и установлен на валу, а другой элемент выполнен в виде штыря, радиально расположенного на валике и проходящего через продольный паз полого вала.

11

Ю

1810737

Е-5

Составитель Ю.Аникин

Техред М.Моргентал - Корректор М.Максимишинец

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1439 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию Устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию Устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию Устройство для комплексного контроля параметров шлицевой втулки, центрируемой по отверстию 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике контроля изделий машиностроения, а именно к контролю прочности соединений с натягом

Изобретение относится к средствам измерения радиусов сферических поверхностей

Изобретение относится к средствам измерения радиусов сферических поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения (контроля) длины внутренней окружности эластичных изделий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля положения детали на станках, транспортерах и манипуляторов промышленных роботов

Изобретение относится к технике линейных измерений и может быть использовано при контроле размеров изготавливаемых изделий, преимущественно для измерения перепада расстояний при шлифовке

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для контроля погрешностей зубчатых колес

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерению радиусных поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерению радиусных поверхностей

Изобретение относится к прикладной геодезии, а именно к геодезическим инструментам и устройствам, применяемым в строительстве и землеустройстве

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и предназначено для контроля несущей способности и ровности дорожных конструкций
Наверх