Электропривод с управляемым моментом
Использование: может быть использовано в различных механизмах, где требуется регулирование момента электродвигателя . Сущность: в данном устройстве источник питания выполнен в виде однофазного двухсердечникового дроссельного магнитного усилителя с перекрестной мостовой схемой соединения его четырех рабочих обмоток. Обмотка якоря соединена через неуправлемый мостовой выпрямитель с выходом магнитного усилителя. Входная цепь магнитного усилителя включена последовательно в цепь питания обмотки независимого возбуждения двигателя и шунтирована разрядным тиристором. 2 ил.
COlO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 P 5/06
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4796303/07 (22) 28,11,89 (46) 15.04.93. Бюл. М 14 (71) Научно-производственное обьединение
"Электромашина" (72) А.П,Инешин (56) Авторское свидетельство СССР
М 439189, кл. Н 02 P 5/06, 1975. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД С УПРАВЛЯЕМЫМ
МОМЕНТОМ (57) Использование: может быть использовано в различных механизмах, где требуетИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различного рода механизмах, например в устройствах натяжения намоточных станков, где требуется регулирование или стабилизация момента электродвигателя.
Целью изобретения является упрощение устройства и повышение быстродействия электропривода с управляемым моментом.
На фиг. 1 приведена .принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства электропривода с управляемым моментом; на фиг. 2 — временные графики,. поясняющие его работу.
Устройство электропривода с управляемым моментом содержит электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения с обмоткой 1 якоря и обмоткой возбуждения 2, приводящий в движение, например, механизм натяжения 3 намоточного станка. Для питания электропривода от однофазной сети 4 переменного тока ис„„59ÄÄ 1809523А1 ся регулирование момента электродвигателя, Сущность: в данном устройстве источник питания выполнен в виде однофазногодвухсердечникового дроссельного магнитного усилителя с перекрестной мостовой схемой соединения его четырех рабочих обмоток.
Обмотка якоря соединена через неуправлемый мостовой выпрямитель с выходом магнитного усилителя. Входная цепь магнитного усилителя включена последовательно в цепь питания обмотки независимого возбуждения двигателя и шунтирована разрядным тиристором. 2 ил, пользуется, например, однофазный трансформатор 5, первая вторичная выходная обмотка 6 которого совместно с первым . мостовым однофазным диодным выпрямителем 7 образуют неуправляемый источник напряжения питания обмотки 2 независимого возбуждения двигателя.
Второй введенный мостовой однофазный диодный выпрямитель 8 подключен выходом постоянного тока к обмотке 1 якоря двигателя, а входной цепью переменного тока связан с последовательно включенными второй вторичной обмоткой 9 трансформатора 5 и управляемым источником переменного тока 10, выполненным в виде однофазногодвухсердечникового дроссельного магнитного усилителя с перекрестной мостовой схемой соединения его четырех рабочих обмоток 11 — 14, совмещающих функции обмоток управления. При этом клеммы
15 и 16 входной цепи магнитного усилителя
10 включены последовательно в цепь питания обмотки 2 независимого возбуждения двигателя и шунтирована разрядным тири1809523 стором 17 с его системой 18 импульсно-фазового управления, Блок управления электроприводом, выполненный в виде суммирующего усилителя
19 с двумя входами 20 и 21, к одному иэ которых подключен источник 22 задающего напряжения, а другой связан с выходом введенного датчика 23 тока якоря двигателя.
Усилитель 19 охвачен цепью RC {24) гибкой отрицательной обратной связи, придающей ему динамические свойства ПИ-регулятора, и подключен выходом ко входу системы 18 импульсно-фазового управления, выходной цепью связанной посредством введенной двухдиодной разделительной схемы- ИЛИ (25) с цепью управляющего электрода тиристора 17, шунтированной для термостабилизации работы вспомогательным резистором 26, Синхронизация работы и питание элементов 18, 19 и 22 устройства производится от низковольтного источника постоянно-переменного тока {27), связанного по входу с третьей вторичной обмоткой
28 трансформатора 5, На временных графиках фиг.
2,а,б,в,г,д,е приведены соответственно; а) изменения синусоидального напряжения пита@щей однофазной сети (фиг. 2,а); б) изменения величины выходного напряжения постоянного тока источника 22 задающего напряжения (фиг. 2,б); в) изменения тока в цепи обмотки 2 независимого возбуждения двигателя (фиг.
2,B); г) изменения напряжения на входных клеммах 15 и 16 цепи управления дроссельного магнитного усилителя 10 (фиг. 2,г); д) изменения управляющего импульсного напряжения в цепи управляющего электрода тиристора 17 (фиг. 2,д); е) изменения тока в цепи обмотки 1 якоря исполнительного двигателя устройства (фиг. 2,е).
При этом в левой части временных графиков фиг. 2 отражен начальный установившийся режим работы электропривода, соответствующий начальному нулевому значению выходного напряжения (фиг. 2,б) потенциометрического источника 22 задающего напряжения. Здесь, при подаче синусоидального напряжения (фиг. 2,а) питающей сети 4 на первичную обмотку согласующего трансформатора 5 в цепи обмотки 2 независимого возбуждения двигателя, подключенной к источнику напряжения 6-7, устанавливается номинальная величина тока (фиг. 2,в), сглаженного действием индуктивности обмотки 2 и протекающего также через входные клеммы
15-16, через параллельно и согласно подключенные обмотки 11 — 12 и 13-14 дроссельного магнитного усилителя 10, Блок управления устройства, на первый вход 20 суммирующего усилителя 19 которого не по5 ступает управляющее напряжение источника 22, запирает при этом систему 18 импульсно-фазового управления тиристором 17, находящийся при этом в закрытом состоянии, т.к. на его управляющий элект10 род не поступают отпирающие импульсы управления (фиг. 2,д).
Поэтомудроссельный магнитный усилитель 10, работая при закрытом тиристоре 17 в режиме вынужденного намагничивания с
15 низким (близким к 1) коэффициентом усиления по току, обеспечивает протекание по обмотке 1 якоря двигателя, подключенной посредством второго диодного моста 8, также небольшой величины тока (левая часть
20 фиг. 2,е), в связи с чем двигатель 1 развивает небольшую величину вращающего момента, недостаточного для движения приводимого механизма 3, но позволяющего, например, произвести выборку люфтов его кинемати25 ческой цепи. При этом, на клеммах 15-16 входной цепи дроссельного усилителя 1, возникаеттакже переменная составляющая напряжения удвоенной частоты (фиг. 2,г) значительной величины, соизмеримой с на30 оряжением обмотки 9 питания усилителя 10 и приложенной к переходу анод-катод закрытого тиристора 17 устройства.
Соответственно рабочий установившийся режим работы электропривода схе35 мы фиг, 1 отражен на правой части временных графиков фиг. 2. В этом случае на входы 20 и 21 суммирующего усилителя
19 блока управления устройством поступают разнополярные сигналы выходного на40 пряжения задатчика 22 (фиг. 2,б) и напряжения обратной связи с выхода датчика 23 тока якоря 1 электродвигателя. При этом выходные импульсы управления (фиг.
2,д), вырабатываемые в каждом полуперио45 де сетевого напряжения (фиг. 2ба) системой
18 импульсно-фазового управления с фазовым сдвигом, пропорциональным выходному напряжению суммирующего усилителя
19, поступают посредством двухдиодной
50 разделительной схемы ИЛИ (25) на цепь управляющего электрода тиристора 17, отпирая его, что приводит к периодическому шунтированию выходных клемм 15 — 16 цепи управления. магнитного усилителя 10 раз55 рядным тиристором 17(фиг. 2,r). Происходящее при этом выпрямление токов четной гармоники удвоенной частоты и появление дополнительной постоянной составляющей тока управления в совмещенных рабочих и управляющих обмотках 11-14 магнитного
1809г 2
10
30
50 усилителя приводи к существенному увеличению его выходного тока, выпрямляемому вторым диодным мостом 8 и направляемому в цепь обмотки 1 якоря двигателя (фиг, 2,е, правая часть), Пропорциональное увеличению току якоря приращение вращающего момента двигателя приводит к движению (перемещению) приводимого им механизма 3 со скоростью, определяемой его моментом статического (реактивного или потенциального) сопротивления, который по мере увеличения скорости двигателя возрастает и в статическом установившемся режиме работы электропривода уравновешивается активным моментом двигателя 1, определяемым уставкой источника 22 задающего напряжения, При этом образуется замкнутая система, автоматической стабилизации среднего значения тока якоря 1 двигателя и пропорционального ему его вращающего момента, компенсирующая изменения величины напряжения питающей сети 4 и колебания противо-ЭДС двигателя, вызванные изменением скорости вращения механизма 3, Отработка управляющих изменений источника 22 задающего напряжения или компенсация различного рода возмущений в электроприводе обеспечивается практической безинерционностью быстродействующей системы 18 импульсно-фазового управления тиристором 17, а также надлежащим выбором параметров корректирующей RC-qenv x 24 ПИ вЂ” регулятора суммирующего усилителя 19, определяющим устойчивост ь замкнутой системы электропривода с управляемым моментом.
Положительный технико-экономический эффект, создаваемый при использовании предлагаемого электропривода с управляемым моментом определяется, а) упрощением устройства, содержащим простой неуправляемый источник напряжения питания обмотки независимого возбуждения и управляемый источник тока обмотки якоря двигателя, выполненный на дросссельном магнитном усилителе с совмещением функций рабочих и управляющих обмоток; б) повышением быстродействия электропривода, управление моментом которого производится посредством тиристора, воздействующим на величину выходного тока дроссельного магнитного усилителя и ток обмотки якоря двигателя, Кроме того, используемое подключение входной цепи дроссельного магнитного усилителя в цепь питания обмотки возбуждения двигателя обеспечивает электроприводу защитную блокировку от обрыва цепи возбуждения, при возникновении которого автоматически уменьшается и величина тока в цепи обмотки якоря.
Ф-ормула изобретения
Электропривод с управляемым моментом, содержащий электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения, обмотка возбуждения которого подключена к источнику напряжения, блок управления, выполненный в виде суммирующего усилителя с двумя входами, к одному из которых подключен источник задающего напряжения, источник тока, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения и повышения быстродействия, источник напряжения выполнен в виде мостового однофазного диодного выпрямителя, введены второй мостовой однофазный диодный выпрямитель, разрядный тиристор, двухдиодная разделительная схема ИЛИ, система импульсно-фазового управления и датчик тока якоря электродвигателя, а источник тока выполнен в виде однофазного двухсердечникового дроссельного магнитного усилителя с перекрестной мостовой схемой соединения его четырех рабочих обмоток, совмещающих функции обмоток управления, причем обмотка якоря связана посредством второго мостового однофазного диодного выпрямителя с выходом магнитного усилителя, входная цепь которого включена последовательно в цепь питания обмотки независимого возбуждения электродвигателя и шунтирована разрядным тиристором, цепь управляющего электрода которого связана посредством двухдиодной разделительной схемы ИЛИ с выходом системы импульснофазового управления, подключенной выходом к выходу блока управления, к второму входу суммирующего усилителя которого подключен датчик тока якоря электродвигателя.
1809523
1809523
Составитель А,Инешин
Редактор Т.Иванова Техред М.Моргентал Корректор СЛисина
Заказ 1290 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 .
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101




