Импеллер радиального уплотнения
Область применения: машиностроение, может быть использовано для герметизации вращающегося вала насосов, компрессоров , турбин и т.п. роторных машин. Сущность изобретения: импеллер радиального уплотнения содержит установленный на валу 1 сплошной диск 2, со стороны торца 3 которого выполнен кольцевой паз 4, в котором размещен с осевым зазором относительно сплошного диска 2 проницаемый для рабочей среды диск 5, установленный с возможностью осевого перемещения и образующий со сплошным диском 2 камеру, причем импеллер снабжен дополнительным проницаемым диском 7, установленным в камере с возможностью поворота или осевого перемещения. 1 ил.
СОЮЗ СО В ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 04 0 29/10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4871695/06 (22) 09.10.90 (46) 15,04.93. Бюл, No 14 (71) Самарский филиал Научно-исследовательского института технологии и органиэации производства двигателей (73) С.Л.Александров и Е.B.Toï÷èåâà (56) Авторское свидетельство СССР
М 953272, кл. F 04 Э 29/10, 1976.
Авторское свидетельство СССР
Ы 1245761, кл. Г 04 0 29/10, 1984, (54) ИМПЕЛЛЕР РАДИАЛЬНОГО УПЛОТНЕНИЯ (57) Область применения; машиностроение, может быть использованодля герметизации
„„59ÄÄ 1809174 А1 вращающегося вала насосов, компрессоров, турбин и т.п. роторных машин, Сущность изобретения: импеллер радиального уплотнения содержит установленный на валу 1 сплошной диск 2, со стороны торца 3 которого выполнен кольцевой паз 4, в котором размещен с осевым зазором относительно сплошного диска 2 проницаемый для рабочей среды диск 5, установленный с возможностью осевого перемещения и образующий со сплошным диском 2 камеру, причем импеллер снабжен дополнительным проницаемым диском 7, установленным в камере с воэможностью поворота или осевого перемещения. 1 ил, 1809174
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для герме.тизации вращающегося вала насосов, компрессоров, турбин и т.п, роторных машин, Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции импеллера радиального уплотнения роторных машин.
На чертеже показана конструктивная схема импеллера радиального уплотнения.
Импеллер содержит установленный на валу 1 сплошной диск 2, со стороны торца 3 которого выполнен кольцевой пээ 4, в котором размещен с осевым зазором относительно сплошного диска 2 проницэемый для рабочей среды диск 5, установленный с возможностью осевого перемещения и образующий со сплошным диском 2 камеру 6, причем импеллер снабжен дополнительным проницаемым диском 7; установленным в камере 6 с возможностью поворота или осевого перемещения. Основной диск 5 установлен с минимальным осевым зазором 8 относительно стенки корпуса 9. Проницае. мость основного 5 и дополнительного 7дисков обеспечивается выполнением последних, например, перфорированными со сквозными отверстиями 10. Устройство перемещения и фиксации дополнительного диска 7 выполнено в виде винтового механизма 11, размещенного на ступице 1.2 сплошного диска 2, Работа устройства осуществляется следующим образом. При вращении вала 1 уплотняемая среда, находящаяся между импеллером и стенкой корпуса 9 вовлекается во вращение, Под действием центробе>кных сил, действующих на уплотняемую среду, возникает противодавление, герметизирующее вал 1: Вовлечение уплотняемой среды импеллером во вращение осуществляется за счет ее проникновения сквозь проницаемый кольцевой диск 5 в камеру 6, в которой она приобретает угловую скорость вращения сплошного диска 2. На периферии импеллера закрученная уплотняемая среда под действием центробежных сил выбрасывается сквозь отверстия (поры, каналы) 10 проницаемого диска 5 из камеры
6 в осевой зазор 8 между импеллером и стенкой корпуса, где смешиваясь с уплотняемой средой, закручивает ее, обеспечивая создание противодэвления, герметизирующего вал 1. Регулирование степени закрутки уплотняемой среды в осевом зазоре 8 обеспечивается изменением количества среды, циркулирующей через камеру б эа счет изменения проницаемости диска 5, обеспечиваемого взаимным расположением (осевого или углового) отверстий 10 основного диска
5 и дополнительного диска 7 друг относительно друга с последующей их взаимной
15 фиксацией, Конструкция импеллера позволяет одновременно осуществлять фильтрацию уплотняемой среды от продуктов износа, 20 абразивных включений и т.п, частиц. Для этого по ходу осевого вихря уплотняемой среды должен быть предусмотрен сборник отфильтрованных частиц, который может быть расположен у вала роторной машины или у периферии диска импеллера.
Такое выполнение импеллера радиального уплотнения позволяет повысить надежность герметизации вала, упростить конструкцию и процесс настройки характеристик на заданный режим работы, повысить чистоту уплотняемой среды в полости герметизации.
Формула изобретения
Импеллер радиального уплотнения, содержащий установленный на валу сплошной диск, со стороны торца которого выполнен кольцевой паз, в котором размещен с осевым зазором относительно сплошного диска проницаемый для рабочей среды диск, установленный с возмо>кностью осевого перемещения и образующий со сплошным диском камеру, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, импеллер снабжен дополнительным прбницаемым диском, установленным s камере с возможностью поворота или осевого перемещения.
Составитель С. Александров
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Г, Кос
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 1273 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

