Прицепное к трактору якорно-лебедочное устройство
Использование: изобретение относится к тяговым машинам, в частности к якорнолебедочным устройствам. Сущность изобретения: рама выполнена в виде семигранника с поперечно-горизонтальным ребром в вершине, связанного с трактором посредством полиспастов, соединенных с опорноповоротной плитой, при этом основание рамы соединено с трактором посредством шарового соединения, причем задняя часть рамы снабжена гидрофицированными уширителями, установленными посредством вертикальных осей с возможностью поворота , а направляющий блок имеет установленную над ним защелку, для односторонней связи с рычагом отключения барабана лебедки . 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Е 21 F 13/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4901357/03 (22) 09.01.91 (46) 15.04.93. Бюл. М 14 (71) Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации (72) А.П.Швецов (56) Авторское свидетельство СССР
N 11226666993366,.кл. Е 02 0 9/10, опублик, 1986.
Авторское свидетельство СССР
М 815129, кл. Е 02 D 9/ lO, опублик. 1977. (54) ПРИЦЕПНОЕ ЯКОРНО-ЛЕБЕДОЧНОЕ
УСТРОЙСТВО (57) Использование: изобретение относится к тяговым машинам, в частности к якорноИзобретение относится к области тяго вых машин, в частности, к якорно-лебедочным устройствам.
Цель изобретения — повышение надежности якорно-лебедочного устройства путем исключения поломок в работе при транспортировке и при сцепке с каналокопателем.
На фиг.1 изображено устройство в рабочем положении (изометрия); на фиг.2 — схема односторонней связи защелки с рычагом . отключения лебедки; на фиг.3 — агрегат в транспортном положении с копателем, вид сбоку.
Рама якорного устройства выполнена семигранником АОВСДЕН и крепится к трактору 1 по трем точкам: — основание вытянутого пятиугольника ОАВСД вЂ” шаровым соединением 2, на задних консолях гидронавески трактора и, соответственно, на тор„„Я „„18091 19 А1 лебедочным устройствам. Сущность изобретения . рама выполнена в виде семигранника с поперечно-горизонтальным ребром в вершине, связанного с трактором посредством полиспастов, соединенных с опорноповоротной плитой, при этом основание рамы соединено с трактором посредством шарового соединения, причем задняя часть рамы снабжена гидрофицированными уширителями, установленными посредством вертикальных осей с возможностью поворота, а направляющий. блок имеет установленную над ним защелку, для односторонней связи с рычагом отключения барабана лебедки, 3 ил. цах верхнего ребра ЕН установлены блоки полиспастов 3 и 4, работающие от гидроцилиндра 9 опорной плиты 10, на верхней кромке которой закреплены свободные концы полиспастов. На раме АОВСДЕН смонтирована лебедка 5, соединенная карданом с BOM трактора 1. Направляющий блок 6 размещен на верхней поперечно-горизонтальной балке ЕН, а над ним защелка 7, Снизу рамы смонтирован гидропривод с кривошипно-колесным механизмом 8, в за- . дней части плиты гидроцилиндр 9 и опорно. поворотная плита 10 с клещевыми захватами 11, боковые уширители 12 и 13, поворачиваемые на вертикальных осях гидроцилиндрами 14 и 15.
Защелка 7, содержащая стойку 16, подпружиненный язычок 17 с выступом 18, односторонне связанный через командный 19 и исполнительный 20 штоки гидроцилинд1809119 ров с рычагом 21 отключения барабана лебедки 5, фиксирует кольца 22 рычага, выглубления копателя 23.
Работает устройство следующим образом, Для врезки в канал высшего порядка агрегат (трактор с якорно-лебедочным устройством и копателем), подойдя к каналу, разворачивается и задним ходом вывешивает рабочий орган копателя 23 над откосом, а его колеса располагаются на бровке канала. Утапливается язычок 17 защелки 7 — освобождается кольцо 22 рычага копателя 23 и его рабочий орган опускается в канал.
Опорная плита 10 переводится в вертикальное положение, клещевые захваты 11 освобождают колесную ось каналокопателя 23.
После этого гидроцилиндром кривошипноколесного механизма 8 поднимается рама
ОАВСДЕН, захваты 11 поднимаются над осью копателя. Трактор 1 с якорным устройством отходит от копателя 23 на длину каната, предварительно перецепив канат лебедки за серьгу на оси копателя 23. При этом, если трасса прокладываемого канала ровная (спланирована), то опорная плита 10 может оставаться в вертикальном положении. Для большей свободы шарового соединения 2 плита 10 гидроцилиндром 9 переводится в наклонное положение, чем ослабляется натяжение полиспастов 3 и 4.
Распустив канат лебедки 5, трактор 1 останавливают, опорную плиту 10 и уширители 12, 13 гидроцилиндрами S, 14, 15 приводят в рабочее положение и гидроцилиндром кривошипно-колесного механизма 8 плита 10 с уширителями 13, 12 ложится на грунт и включается лебедка 5.
Под действием каната лебедки 5 плиты 10, 12, 13 заглубляются в грунт, канаты полиспастов
3, 4 натягиваются, якорное устройство с трактором приобретают монолитность и устойчивость — копатель приходит в движение, Подтянув копатель 23, кривошипно-колесным механизмом 8 плита 10 с уширителями 12, 13 поднимается и трактор отходит на новую сторону стоянку.
В конце канала канат лебедки перецепляется за рычаг выглубления копателя 23.
Плита 10 поднимается, уширители 12, 13 складываются, и подачей трактора 1 назад раскрытые захваты 11 вывешиваются над осью копателя 23. Переводят колесо кривошипного механизма 8 вверх, захваты накладываются на ось копателя и переводом плиты 10 в наклонное положение защемляют ее, ослабляя полиспасты 3; 4. Включается лебедка 5, кольцо 22 рычага выглубления копателя 23, надвигаясь на стойку 16, утапливает язычок 17 и через гидроцилиндры 19, 20 рычаг 21 отключает барабан лебедки.
Кольцо 22, двигаясь по инерции, проходит выступ 18, язычок 17 возвращается в исходное положение, фиксируя кольцо 22. Агрегат готов к транспортировке, т.е. копатель надежно, по 3 точкам, закреплен на раме яко"0 ря, а у якоря с трактором осталась одна шаровая связь, так как полиспасты расслаблены, что обеспечивает свободное перемещение по пересеченной местности.
Благодаря тому, что рама прицепного
15 якорно-лебедочного устройства выполнена вытянутым семигранником с горизонтальным поперечным ребром в вершине и пятиугольником в основании, посредством полиспастов стало возможным автомати20 чески сочетать жесткость трехточечного соединения в рабочем положении с автоматическим превращением в шаровое при присоединении орудия (копателя) для транспортировки, что существенно увеличи25 вает мобильность агрегата, а складывающиеся уширители существенно облегчают, передвижение по эалесенной местности. . Защелка, односторонне связанная с рычагом отключения лебедки, исключает ава30 рии, обеспечивает долговечность механизмов, автоматизирует сцепку и упрощает управление агрегатом.
Формула изобретения
Прицепное к трактору якорно-лебедоч35 ное устройство, содержащее установленные на раме:лебедку с карданным валом и направляющим блоком в вершине рамы, кривошипно-колесный механизм и опорноповоротную плиту с клещевыми захватами, 40 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности якорно-лебедочного устройства путем исключения поломок в работе при транспортировке и при сцепке с кало-копателем, рама выполнена в виде се45 мигранника с поперечно-горизонтальным ребром в вершине, связанного с трактором посредством полиспастов, соединенных с опорно-поворотной плитой, при этом основание рамы соединено с трактором посред50 ством шарового соединения, причем задняя часть рамы снабжена гидрофицированными уширителями, установленными посредством вертикальных осей с воэможностью поворота, а направляющий блок имеет
55 установленную над ним защелку для односторонней связи с рычагом отключения барабана лебедки.
1809119
1809119
Составитель А. Шевцов
Техред M. Моргентал Корректор .М. Самборская
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 1270 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



