Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5I)5 F 16 С 17/03
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) й1бя tалв.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ г (21) 4902474/27 (22) 14,01.91 (46) 23.03,93. Бюл. N 11 (71) Производственное объединение иНевский завод" им. В.И, Ленина (72) Х.И, Муратов (73) Х.И, Муратов (56) Патент Швейцарии N 662161, кл. F 16 С 17/03, 1987, Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к опорным подшипникам турбомашин, а именно центробежных и осевых компрессоров и паровых и газовых турбин.
Цель изобретения — увеличение ресурса и повышение надежности в работе подшипника путем периодического изменения положения сегментов относительно корпуса в период эксплуатации.
На фиг. 1 представлен поперечный разрез опорного сегментного подшипника в исходном положении сегментов; на фиг. 2— после поворота сепаратора с сегментами на величину одного шага между сегментами; на фиг. 3 — 5 — после поворота сепаратора с сегментами соответственно на 2,3,4 шага.
Опорный подшипник с размещенными в сепараторе 1 сегментами 2 — 6 охватывает вал 7 с радиальным зазором д (фиг.1). Вал с сепаратором 1 и с сегментами 2 — 6 установлен в корпусе подшипника 8. Штифт 9 жестко соединен с корпусом 8 и взаимодействует в исходном положении с ответным относительно штифта 9 отверстием 10, выполненным по нару>кному диаметру D cena„„« А „„1804573 АЗ (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ
ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА (54) Сущность изобретения; положение сепаратора с сегментами последовательно изменяют относительно штифта в корпусе подшипника путем поворота сепаратора с сегментами в окружном направлении в зависимости от степени износа антифрикционного слоя сегментов, причем сепаратор фиксируют в дополнительных ответных относительно штифта отверстиях, выполненных по наружному диаметру сепаратора, 5 ил. ратора 1, llo наружному диаметру D сепаратора выполнены дополнительные отверстия 11—
14, ответные относительно штифта 9 и расположенные с угловым шагом О . Корпус подшипника 8 установлен в корпусе 15, например, с центробежного компрессора на центрирующих прокладках 16. Отверстия 17 в сепараторе
1 предназначены для слива масла, отработанного в масляном клине каждого из сегментов 2 р — 6, Подвод свежего масла производится в камеры 18 сепаратора 1. Каналы для подвода масла условйо не показаны, Опорный сегмен- + тный подшипник имеет диаметральную плоскость разьема 19, совпадающую в исходном поло>кении с диаметральной плоскостью разь- (д ема 20 сепаратора 1.
Спасоб регулирования подшипнике вклю-: ),.и чает установку на валу 7 тур бома шины сепаратора 1 с размещенными в нем сегментами 2 — 6 и последовательное изменение с заданной периодичностью в процессе эксплуатации положения сепаратора 1 с сегментами 2-.6 путем поворота его в окружном направлении на угол
О по шагу между поверхностями 10-14 относительно штифта 9, Угол О по существу равен шагу между сегментами 2-6.
1804573
Регулирование опорного сегментного подшипника осуществляют следующим образом.
В период первого межремонтного пробега турбомашины (нижние, например 4 и 5 сегменты) работают при более высоких эксплуатационных температурах поверхностей трения, а сегменты 2,3 и 6 — при повышенных динамических нагрузках, обусловленных автокоllåбанияMè (флаттером) сегментов. После первого межремонтного пробега при проведении, например, планово-предупредительного ремонта сепаратор 1 с сегментами 2-6 поворачивают на величину угла О между отверстиями, на:, пример 10 и 11, так, что штифт 9 начинает взаимодействовать с дополнительным отBeTHblM отверстием 11 (фиг. 2), Р результате этого при работе подшипника начнут нагружаться сегменты 5 и 6, а динамически— сегменты 2 — 4. После второго ме>кремонтного пробега сепаратор с сегментами 2-6 поворачивают на величину угла О между отверстиями 11 и 12, при этом штифт 9 начинает взаимодействовать с отверстием 12 (фиг, 3), В результате этого при работе под шипника начнут нагру>каться сегменты 2 и
6, а динамически — сегменты 3 — 5.
При последующих поворотах сепарато. ра 1 с сегментами 2 — 6 после третьего поворота статически нагружаются сегменты 2 и
3. динамически — сегменты 4 — 6 (фиг, 4), а после четвертого поворота статически нагру>ка.отся сегменты 4 и 3, а динамически— сегменты 5,6 и 2 (фиг. 5).
После того весь цикл повторяется.
В результате этого в процессе эксплуатации сегменты 2 — 6 подвергаются одинаковым видам статического и динамического нагру>кения поочередно с заданной периодичностью планово-предупредительных ремонтов или технологических регламентов.
Вследствие этого, например, при количестве сегментов в опорном подшипнике, равном пяти, каждый из сегментов 2 — 6 только одну
10 пятую часть запланированного ресурса работы подшипника будет находиться в неблагоприятных условиях нагружения. Это, по существу, равноценно пятикратному увеличению срока службы подшипника. При этом надежность в работе подшипника сущест венно увеличивается, сокращается количество требуемых запасных частей и удешевляются ремонтные работы, Формула изобретения
20 Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника, включающий установку на валу турбомашины сепаратора с сегментами и фиксацию последнего относительно корпуса подшипника, например, посредством штифта, отличающийся тем, что, с целью увеличения ресурса и повышения наде>кности в работе подшипника, положение сепаратора с сегментами последовательно изменяют относительно штифта
30 в корпусе подшипника путем поворота сепаратора с сегментами в окружном направлении в зависимости от степени износа антифрикционного слоя сегментов, причем сепаратор фиксируют в дополнительных от35 ветных относительно штифта отверстиях, выполненных по наружному диаметру сепаратора.
1804573 Риг.5
Составитель Г.Огнева
Техред М.Моргентал
Редактор
Корректор Е,Пайп
Заказ 1075 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101



