Упругое болтовое соединение
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: соединение содержит установленный с зазором в отверстия соединяемых деталей болт с навинченной на него, гайкой и размещенные под гайкой и головкой болта на стержне пружинные шайбы . Шайбы выполнены в виде конусных колпачков с продольными прорезями на боковой поверхности и установлены вершинами конусов, обращенных навстречу друг другу, при этом конусные наружные боковые поверхности взаимодействуют со стенками отверстий в деталях. 2 ил. .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 В 39/24
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4933561/27 . (22) 05.05,91 (46) 23.03.93. Бюл, ¹ 11 (75) Н.Н.Рахманов (56) П.И.Орлов. Основы конструирования, М„Машиностроение, 1977, т. 3, с.301, рис, 601.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1751482, кл. F 16 В 39/24, 1990. (54) УПРУГОЕ БОЛТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Использование; машиностроение, Сущность изобретения: соединение содержит
Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим болтовым соединениям.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей и упрощение конструкции упругого болтового соединения.
Поставленная цель достигается тем, что пружинные шайбы выполнены в виде конусных колпачков, имеющих на боковой поверхности продОльные прорези, установленных на стержне болта вершинами конусов, направленными навстречу друг к другу, с возможностью взаимодействия конусной боковой поверхности с отверстиями в соединяемых деталях, Такие отличия являются существенными, т.к. исключают необходимость выполнения расточек под пружинные шайбы в соединяемых деталях и тем самым расширяют эксплуатационные возможности устройства и упрощают его конструкцию, На фиг. 1 изображен общий вид упругоro болтового соединения, разрез; на фиг, 2 — то же, вариант конструкции пружинного конусного колпачка, . Ж„, 1803619 А1 установленный с зазором в отверстия. соединяемых деталей болт с навинченной на него. гайкой и размещенные под гайкой и головкой болта на стержне пружинные шайбы. Шайбы выполнены в виде конусных колпачков с продольными прорезями на боковой поверхности и установлены вершинами конусов, обращенных навстречу друг другу, при этом конусные наружные боковые поверхности взаимодействуют со стенками отверстий в деталях, 2 ил.
Упругое болтовое соединение содержит установленный с зазором в отверстия 1, 2 соединяемых деталей 3, 4 болт 5 с навинчен- (/) ной на него гайкой 6 и размещенные под гайкой и головкой болта пружинные шайбы в виде конусных колпачков 7, 8, имеющих на боковой поверхности продольные прорези
9, установленных вершинами конусов навстречу друг другу с возможностью взаимо- ъ, действия наружной конусной боковой 0ф поверхности с отверстиями 1., 2 в деталях 3, (4, На стержне 10 болта 5 между гайкой, а р также между головкой болта и опорным буртиком колпачка размещены направляющие втулки 11 и 12т Во-втором варианте конст,рукции конусные колпачки 7, 8 выполнены за одно целое с направляющими втулками
11 и 12, ито упрощает сборку соединения и увеличивает податливость пружинных шайб в поперечном направлении.
Сборку соединения производят следующим образом.
На стержень 10 болта 5 устанавливают направляющую втулку 12 и пружинную шайбу в виде конусного колпачка 7 и вводят стержень в отверстия деталей 3, 4. Затем устанавливают зеркально шайбу в виде кол1803619
4 диняемых деталей, что и является важным преимуществом предложенного устройства, 2
Фиг.1
Составитель H.Ðàxìàíîâ
Техред М,.Моргентал Корректор H.Êåøåëÿ
Редактор В.Тычина
Заказ 1042 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский. комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 пачка 8, надевают на стержень 10 втулку 11 и навинчивают гайку 6, Соединение собрано и работает следующим образом. При дейст-. вии осевой нагрузки "Р" и вибрации в вертикальном направлении прОисходит деформация шайб (колпачков) 7 и 8 в пределах упругости. За счет работы на деформацию шайб поглощается энергия нагрузки
"P" и гасится вибрация. При действии боковой силы "F" происходит перемещение бол- 10 та 5 относительно деталей 3, 4 в поперечном направлении с деформацией конусной боковой поверхности шайб 7, 8. 3а счет работы на деформацию шайб 7, 8 поглощается энергия силы "Е" и гасится вибрация в горизонтальном направлении.
Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает амортизацию осевой и поперечной нагрузок при вибрационном нагружении соединения, не требуя 20 выполнения расточек на поверхностях соеФормула изобретения
Упругое болтовое соединение, содержащее установленный с зазором в отверстиях соединяемых деталей болт с навинченной на него гайкой и размещенные под гайкой и головкой болта на стержне пружинные шайбы с радиальными прорезями, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и расширения эксплуатационных возможностей, шайбы выполнены в виде конусных колпачков, установленных в отверстиях соединяемых деталей вершинами конусов навстречу друг другу в контакте конусной наружной боковой поверхности со стенками отверстий в упомянутых деталях, при этом прорези выполнены на боковой стенке конусного колпачка.

