Способ изготовления заклепок из алюминиевых сплавов
Изобретение относится к термомеханической обработке и может быть использовано в металлургии и машиностроении/в том числе в ракетостроении. Способ изготовления заклепок из алюминиевых сплавов включает отливку слитка методом непрерывного литья, гомогенизацию, горячее прессование или прокатку, холодную прокатку , волочение на конечный размер, термическую обработку, порезку на мерные заготовки и холодную высадку. Новым в способе является то, что после термической обработки проводят деформирование растяжением при температуре, составляющей 0,2-0,65 от температуры плавления сплава заклепки, и напряжении, равном эксплуатационному , с последующим охлаждением со скоростью 1,5°С/с. Деформирование растяжением в условиях ползучести проводят при 200°С и напряжении 17 кг/мм2 с последующим охлаждением в воду в оптимальном варианте. 1 з.п, ф-лы.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 С 22 F 1/04
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4908101/02 (22) 23.10.90 (46) 23.03,93. Бюл. 11 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт разработки и эксплуатации нефтепромысловых труб (72) В.И. Горелов (56) Структура и свойства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Справочник/Под . ред. В.И.Елагина. М.: 1984, с. 376. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАКЛЕПОК
ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ (57) Изобретение относится к термомеханической обработке и может быть использовано в металлургии и машиностроении, в том числе в ракетостроении. Способ изготовления заклепок из алюминиевых сплавов
Изобретение относится к термомеханической обработке и может быть использовано в металлургии и машиностроении, в том числе ракетостроении.
Цель изобретения — повышение надежности заклепок в процессе эксплуатации при повышенной температуре.
Поставленная цель достигается тем, что в способе изготовления заклепок из алюминиевых сплавов, включающем отливку слитка методом непрерывного литья, mMOгенизацию, горячее прессование или прокатку, холодную прокатку, волочение на конечный размер, термическую обработку, порезку на мерные заготовки и холодную высадку заклепок, — в отличие от прототипа, после термической обработки проводят дефорирмирование растяжением в условиях ползучести при температуре составляющей
0,2-0,65 от температуры плавления сплава.,. Ы 1803467 А1 включает отливку слитка методом непрерывного литья, гомогенизацию, горячее прессование или прокатку, холодную прокатку, волочение на конечный размер, термическую обработку, порезку на мерные заготовки и холодную высадку. Новым в способе является то, что после термической обработки проводят деформирование растяжением при температуре, составляющей
0,2-0,65 от температуры плавления сплава заклепки, и напряжении, равном эксплуатационному, с последующим охлаждением со скоростью 1,5 С/с, Деформирование растяжением в условиях ползучести проводят при .
200 С и напряжении 17 кг/мм с последующим охлаждением в воду в оптимальном варианте, 1 з.п, ф-лы. заклепки, и напряжении, равном эксплуатационному, с последующим охлаждением в воду, Наилучший, результат по повышению надежности для сплава Д16 получен при деформировании в условиях ползучести и ри
2000С и напряжений 17 кг/мм2.
Предлагаемый способ позволяет при разогреве в процессе эксплуатации эаклепочного соединения до 200 С в сравнении с известным, у Которого при таком нагреве усилие разрыва падает на 10%, повысить усилие разрывазаклепок на 5% и тем самым предупредить разгерметизацию конструкции и даже усилить герметизацию. Следовательно, заявленное техническое решение обеспечивает получение положительного эффекта.
Пример 1. Дюралевую заготовку из сплава Д16 под заклепки диаметром 5 мм
1803467
Составитель С. Субботин
Техред М.Моргентал Корректор В. Петраш
Редактор
Заказ 1035 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина 101 после термической обработки деформировали растяжением в условиях ползучести при 200 С и напряжении 17 кг/мм с последующими охлаждением в воду и разгрузкой.
Затем эту заготовку резали на мерные заго- 5 товки длиной 10 MM и последние подвергали холодной высадке, Полученные заклепки использовали для изготовления заклепочного соединения двух дюралевых трехмиллиметровых листов 5-ю заклепками, Создаваемое при этом усилие разрыва заклепки в среднем достигало 235,4 кг. Затем соединение нагревали до 200 С,. вызывая . обратную ползучесть. После нагрева усилие разрыва достигало в среднем 247, 2 кГ, т.е, увеличивалось на 5 . Такие условия могут возникнуть при спуске космического аппарата при вхождении его в плотные слои ат-мосферы, что позволяет предотвратить разгерметизацию аппарата и даже усилить 20 герметичность за счет суммарного увеличения усилия разрыва заклепок на 15%.
Пример 2. Отличие от примера 1 заключалось в том, что проводили прямую и обратную ползучесть при температуре 25
132ОС, что вызывало удлинение выдержки при этой температуре. Все другие параметры и результаты сохранились теми же.
Пример 3. В отличие от примера 1 проводили прямую и обратную ползучесть. чри температуре 429 С, что резко повышало скорость деформации ползучести и уменьшало время выдержки. Все другие параметры и результаты сохранились теми же.
Формула изобретения
1. Способ изготовления заклепок из алюминиевых сплавов, включающий отливку слитка методом непрерывного литья, гомогениэацию, горячее прессование или прокатку, холодную прокатку, волочение на конечный размер и термическую обработку,, резку на мерные заготовки и холодную высадкузаклепок, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения надежности заклепок в процессе эксплуатации при повышенной температуре, после термической обработки проводят деформирование растяжением в условиях ползучести при температуре, составляющей 0,2-0,65 от температуры плавления сплава заклепки, и напряжении, равном эксплуатационному, с последующим охлаждением в воду,,2. Способ по п.1, отличающийся тем, что деформирование растяжением в условиях ползучести сплава Д16 проводят при
200 С и напряжении 17 кг/мм2.

