Подводный газопровод и устройство для его сооружения

 

Сущность изобретения: на внутренний раздуваемый герметизирующий рукав спирально намотаны ленты изоляционного материала . На газопроводе симметрично размещены разматываемые из рулона и одновременно заполненные бетоном балластирующие оболочки. Снизу к оболочкам герметично приклеен фиксирующий их полосовой резинокордовый материал. Плавсредство оснащено оборудованием для изготовления , контроля и укладки газопровода. На плавучей платформе закреплен хвостовой конец газопровода. На платформе размещено оборудование для подачи сжатого воздуха в газопровод. 2 с.п.ф-лы, 14 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Р 16 L 1/024

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

С)

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4887209/29 (22) 25.09.90 (46) 07.03.93. Бюл. N 9 (75) Ю.Б.Кашеваров (56) Авторское свидетельство СССР

N. 395145, кл. В 29 С 69/14, 1968.

Зинковский Б. Подводные работы на нефтепромыслах, Л.: Судостроение, 1984, с.108.109. . (54) ПОДВОДНЫЙ ГАЗОПРОВОД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО СООРУЖЕНИЯ (57) Сущность изобретения: на внутренний раздуваемый герметизирующий рукав спиИзобретение относится к трубопроводам для транспортировки по ним природно. го газа, а также для транспортировки нефти, пресной (питьевой) воды и других веществ, находящихся в газообразном, жидком и пульпообразном состоянии.

Целью данного изобретения является устранение указанных недостатков известных подводных газопроводов и устройств для их сооружения.

На фиг.1 изображен поперечный разрез газопровода; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 — место! нэ фиг..1 в увеличенном виде; на фиг.4 — вид сверху судна газопровода; на фиг.5 — сечение Б — Б на фиг,4; на фиг.6 — сечение Б-Б на фиг.4 станка 16 в увеличенном виде; на фиг.7 — схема устройства механизма злектрошагового регулятора; нэ фиг.8 — сечение Б-Б на фиг.4 одной секции станка l7; на фиг.9 — вид сбоку станка 18; на фиг,10 — сечение  — В на фиг.9; на фиг.11 — вид сверху платформы (без крышки) на конце газопровода: на фиг.12 — сечение. Ы „1800193 А1 рально намотаны ленты изоляционного материала. На газопроводе симметрично размещены разматываемые иэ рулона и одновременно заполненные бетоном балластирующие оболочки. Снизу к оболочкам герметично приклеен фиксирующий их полосовой резинокордовый материал. Плавсредство оснащено оборудованием для изготовления, контроля и укладки газопровода.

На плавучей платформе закреплен хвостовой конец газопровода. На платформе размещено оборудование для подачи сжатого воздуха в газопровод. 2 с.п.ф-лы, 14 ил.

Г-Г на фиг.11; нэ фиг.13 — сечение Д вЂ” Д на фиг.11 и 12; на фиг.14 — сечение Д-Д на фиг.11 реактивного движителя.

Газопровод 1 имеет внутреннюю эластичную пластмассовую пневмооболочку 2, армированную продольными полосами стеклополотна на заводе-изготовителе, На наружную поверхность пневмооболочки намотаны несколько слоев стеклополотна с пропиткай клеем типа "Спрут" поэ.3 и беэ пропитки клеем поэ.4.

Через воздушный зазор 5 к наружной оболочке 4 прилегает пластмассовая оболока 6 в виде двух полуколец 7. заполненных бетоном. При этом площадь поперечного сечения двух полуколец 7 равна площади круга 8, ограниченного оболочкой 2, а ширина полуколец 7 равна 2 — 3 диаметрам круга 8.

Оболочки 6 смежных полуколец соединены между собой прослойкой 9 кордовой резины шин большегрузных автомобилей, приклеенной к оболочкам 6 в процессе изготовления этих оболочек.

1800193

Бетон в полукольца 7 поступает в жидком состоянии через патрубки 10 оболочек

6. Затвердевание бетона в оболочках 6 происходит в процессе укладкигазопроводана подводной трассе. Нижние части полуколец

7 соединены между собой полосой 11 кордовой резины, герметизирующей воздушное пространство 5, после заполнения бетоном оболочек 6.

Для сооружения (изготовления и прокладки) газопровода 1 используется судно

12 с машинным залом 13, В носовой части судна 12 установлены две электролебедки

14 с капроновыми тросами 15, Один из концов троса 15 закреплен на барабане лебедки 14, другой конец гроса соединен с якорем (не показан), который может быть закреплен на дне водоема по трассе газопровода в

5 — 10 км от судна 12.

В машинном зале 13 установлены станок 16 формирования пластмассовой пневмооболочки 2, станок 17 обмотки стеклополотном 3 и 4 пластмассовой обоФ лочки 2, станок 18 формирования полуколец

7 вокруг оболочек 4 и заполнения полуколец 25

7 бетоном, Заканчивается машинный зал цилиндрическим туннелем 19 в корме судна, продолжением которого служит эластичная оболочка 20, из которой выходит изготовленный газопровод 1. 30

Станок 16 имеет шпульку 21 с намотанным на йее рулоном 22 пневмооболочки 2. масляный домкрат 23 установки шпульки 21 по высоте, ролик 24 с контактными пластинками 25, прижимной (пружинный) кронштейн

26 с электропроводкой 27, металлический усеченный конус 28 с щелеобразным входным отверстием и с круговым выходным отверстием, из которого выходит пневмооболочка в виде кругового цилиндра, сформи- 40 рованная образующими конуса и давлением сжатого воздуха, поступающего в пневмооболочку 2, У входного отверстия усеченного конуса 28 установлены датчики

29 давлений на них пневмооболочки 2, сматываемой с рулона 22.

По разности давлений на датчиках 29, которая должна бь1ть равна нулю, масляным домкратом 23 непрерывно устанавливается (корректируется) высота положения шпуль- 50 ки 21 с рулоном 22, У входного отверстия усеченного конуса 28 установлена заслонка 30 в направляющих 31, которая под воздействием поршня домкрата (не показан) может пережать пнев- 55 мооболочку и тем самым перекрыть доступ сжатого воздуха к пневмооболочке, свернутой в рулон 22.

Под усеченным конусом 28 установлен электродвигатель 32, вращающий вал 33 станка 17 через редуктор 34 с храповым колесом 35, входящ IM в механизм злектрошагового регулятора, согласующего скорости вращения вала ЗЗ и рулона 22. В этот механизм входит также коромысло 36 с зубцами, заходящими попеременно между зубцами храпового колеса 35, сердечник 37, жестко связанный с коромыслом 36 штоком

38, являющийся одновременно упором для свободного конца пружины 39, электромагнит 40, притягивающий сердечник 37 при прохождении тока через обмотку электромагнита 40, скользящий контакт 41, контактные пластинки 25 и изоляционные промежутки 42 между ними, установленные на ролике 24. Электрошаговый регулятор подключен к источнику 43 постоя н ного тока, Станок 17 обмотки пневмооболочки стеклополотном состоит из ряда секций, продольный разрез одной из которых изображен на фиг,8, Каждая секция станка 17 имеет обоймы 44 и 45 со шпульками 46, на которых намотаны рулоны 47 полос многослойного стеклополотна, Шпульки 46 могут вращаться на полуосях 48, ввинчиваемых в торцы ободов 49 обойм 44 и 45. Обоймы 44 и 45 установлены на подшипники 50 полуокружностей цапф

51 опорных кронштейнов 52.

Ободы 49 имеют шестерни 53, которые входят в зацепление с шестернями 54 и 55.

Шестерня 54 находится в зацеплении с шестерней-сателлитом 56, а шестерни 55 и 56 находятся в зацеплении с шестернями 57, закрепленными на валу ЗЗ. Оси шестерен

54,55 и 56 установлены в опорных кронштейнах 52 и промежуточных кронштейнах

58. В обоймах 44 и 45 установлены по 6 шпулек 46, оси вращения которых отклонены от осей вращения обоймы 44 и 45 на углы соответственно+ Q и -Q (на фиг.8 для упрощения чертежа угол Q принят равным О), причем обоймы 44 и 45 вращаются во взаимно противоложных направлениях.

На фиг.5 изображено 6 секций станка

17, однако число их может быть и иным в зависимости от прочностных характеристик полос стеклополотна, диаметра изготовляемого газопровода и давления транспортируемого газа. На фиг,5 для наглядности секции станка 17 и станки 16, 17 и 18 изображены раздельно, но при реализации устройств они должны быть соединены в один стан без промежутков между станками и секциями.

После последней секции станка 17 также установлены электродвигатель 32 и редуктор 34 для уменьшения деформации скручивания вала 33. В первой и средней секции станка 17 производится промазка

1800193

10

20

30

50

55 клеем типа "Спрут" полос стеклополотна в процессе их обмотки дополнительной установкой соответствующего устройства.

Станок 18 формирования полуколец 7 вокруг оболочек 4 с воздушным зазором 5 имеет шпульку 59 с намотанным на нее рулоном 60 оболочек 6, установленную над изготовляемым газопроводом после последней секции станка 17, Оболочка 6, стягиваемая с рулона 60 движением судна 12 относительно газопровода 1 и под действием силы тяжести, будет обволакивать обмотку 4 газопровода и протягиваться в формирующий желоб 61, Одновременно через патрубок 10 и шланг 62 в оболочку 6 будет поступать под давлением в 3-4 атмосферы бетон и заполнять полукольца 7. Для ускорения формирования полуколец 7 и лучшего заполнения их бетоном желоб 61 подключен к вибратору (не показано).

Под оболочкой 4 установлена шпулька

63 с рулоном 64 полосы 11 кордовой резины.

Наружная поверхность этой полосы в Меетах ее склейки с оболочкой 6 смазывается клеем из трубки 65 со щеткой 66. Трубка 65 имеет отверстия, через которые клей смачивает щетку 66, а наружный кронштейн (не показан) прижимает щетку 66 к рулону 64.

Ось шпульки 63 установлена на цапфах 67, которые с помощью рычага 68 и домкрата 69 могут устанавливаться на заданой высоте.

Противоположный цапфам 67 конец рычага

68 установлен на шарнире стойки 70. Полоса 11, стягиваемая с рулона 64 и смазанная клеем, прижимается к оболочке 6, заполненной бетоном, с помощью катка 71 и днища желоба 61. Оси 72 шпульки 59 рулона 60 установлены в цапфах 73, неподвижно закрепленных на стенках 74 машинного зала

13, В конец 75 пневмооболочки 2 вклеен обруч 76 с конусообразной оболочкой 77, от которой отходят два рукава 78 к компрессорам 79, установленным на подвижной платформе 80, За вклейкой обруча 76 йневмооболочка 3 разрезана на ленты, скрученные в тросики 81, которые закреплены в стальном кольце 82, установленном на платформе 80. За кольцо 82 и за раму платформы

80 закреплены тросы 83. с помощью которых платформа 80 буксируется тягачами 84 или удерживается на якорях (не показаны), Для работы компрессоров 79 на пла1форме 80 установлены деа дизельных двигателя 85 с электрогенераторами.86.

Платформа 80 приспособлена для движения по воде с помощью надувного баллона 87, окружающего платформу 80, и воздуховода

88, идущего от одного из компрессоров 70 под дно платформы 80 к центральной его части. Воздух, поступающий под дно платформы, увеличивает ее водоизмещение и уменьшает величину тяговой силы, необходимой для ее движения по воде.

Тяговую силу для движения платформы

80 Ilo воде создает воздушно-реактивный движитель, принципиальная схема устройства которого дана на фиг.14. Сжатый воздух l10 воздуховоду 89 от второго компрессора 79 поступает в верхнюю часть камеры 90 и выходит через реактивное сопло

91 е гибкий рукав 92. В нижнюю часть камеры 90 поступает вода через переднее водозаборное отверстие 93 нижней части камеры 90.

В реактивное сопла 91 при работе движителя в установившемся режиме поступает струя воздуха с захваченной ею струей воды, которая уменьшает проходное сечение сопла 91 для воздуха (за счег увлекаемой воды) и тем самым повышает давление воздуха в верхней части камеры 90, т.е. увеличивает реактивную силу, движущую платформу 80.

Гибкий рукав 92. через который выходит струя воздуха и воды из сопла 91, с помощью привода рулевого устройства (не показано), аналогичного известному приводу к рулю, может быть повернут в заданном направлении для изменения курса деижения платформы 80.

Для движения по дороге к днищу платформы 80 могут быть привернуты кронштейны с колесными парами 94. В этом случае камеру 90 и рукав 92 отсоединяют от платформы 80, а баллон 87 спускают и закрепляют ремнями на бортах платформы 80.

Иэ воды на берег. платформа 80 вытягивается с помощью тягачей 84 по верхней плоскости 95 наклонной бетонированной траншеи 96, уходящей от берега в водоем для укладки в ней подводного газопровода, При этом платформа 80 устанавливается на горизонтальной площадке 97 верхней плоскости бетонированной траншеи 96 вне достигаемости морского прибоя и закрепляется неподвижно тросами 83, Траншея 96 для укладки газопровода 1 бетонируется одновременно с полосами 98 для движения платформы 80, а при завершении прокладки газопровода 1 траншея 96 в зоне прибоя выкладывается бетонными блоками с железобетонным перекрытием.

Бетонированная траншея 96 имеет внутренний поперечный размер, превосходящий на 0,1 — 0,2 диаметра пневмооболочки

2 с давлением воздуха в ней 4 — 5 атмосфер, и глубину не менее 1,5 диаметра оболочки 2.

Работа устройств по сооружению подводного газопровода не заканчивается сооружением подводной части газопровода.

1800193 т.к. газ потребляется на наземной территории и добывается в нашей стране в большинстве случаев еще не в море (за исключением Каспия). Сооружение газопровода в прибрежных районах при прокладке газопровода также целесообразно производить с помощью предлагаемых устройств с той лишь разницей, что газопровод не будет иметь пластмасссвой оболочки 6 с полукольцами 7, заполненными бетоном. Для изготовления такого газопровода не будет использоваться станок 18, С целью прокладки наземного газопровода судно 1 пришвартовывают кормой к причальному сооружению 99, возведенному на трассе газопровода как можно ближе к горизонтальной площадке 97, и закрепляют неподвижно на якорях. Платформу 80 пришвартовывают к противоположной стенке причального сооружения. На фиг.11 изображена платформа 80, прикрепленная тросами 100 к причальному сооружению.

Движение платформы 80 к причальному сооружению производится на воздушной подушке при надувном баллоне 87 с помощью водно-воздушного реактивного движителя, работающего от компрессора 79. В первый момент движения платформы 80 давление в камере 90 будет низким, т,к, через сопла будет проходить только воздух, который затем начнет затягивать в сопло воду, при этом скорость его движения будет возрастать, давление в камере 90 повышается, а тяговое усилие увеличиваться, В результате этого скорость движения платформы возрастает, а напор воды во входное отверстие 93 камеры возрастает пропорционально квадрату скорости движения платформы 80, Обьем и скорость воды, проходящей через сопло 91, будет возрастать до тех пор, пока не уравновесится сила тяги силой сопротивления среды движению платформы 80. При этом работа водно-воздушного реактивного движителя войдет в установившийся режим, определяемый количеством воздуха, нагнетаемого компрессором 79 в камеру 90 в единицу времени.

После того, как судно 1 и платформа 80 будут пришвартованы к причальному сооружению 99 через станки 16.17 и 18 судна 12 пропускают конец пневмооболочки 2, сматываемой с рулона 22 (при отключенном ролике 24), и закрепляют его на платформе 80, как это изображено на фиг.11.

Платформу 80 соединяют тросом 83 с электролебедкой, установленной на тягаче 84.

Включением дизелей 85, электрогенераторов 86 и компрессоров 79 нагнетают воздух н пневмооболочку.2 до заданного давления.

Одновременно включают работу станков 16

5.

20 ров 84 (фиг.13) платформа совершает дальнейший путь по трассе газопровода, а

25 пневмооболочку 2, обмотанную слоями

35пневмооболочка 2, обмотанная стеклополот40

55 и 17 (при выключенном станке 18) и электролебедки на тягаче 84 и платформа 80, отшвартованная от сооружения 99, начинает движение по трассе газопровода от судна 12 к площадке 97, вытягивая из работающих станков 16 и 17 газопровод без оболочки 6, предназначенный для укладки в траншею 96 на берегу (на фиг.12 и 13 он показан пунктирной линией). После отхода платформы 80 причальное сооружение 99 отбуксируют на конечный участок подводной части маршрута газопровода 1.

При подходе платформы 80 к берегу воздух из баллона 87 спускают и платформу 80 устанавливают на площадке 97, В боковые отсеки баллона 87 нагнетают компрессором

79 сжатый воздух, платформа 80 поднимается и под ней устанавливают колесные пары

94. Это положение платформы 80 отражено на фиг.12. Затем воздух из баллона 87 спускают, оболочку баллона 87 пристегивают к бортам платформы 80 и на буксире трактостеклополотна 3 и 4, на заданном расстоянии от платформы 80 укладывают в бетонированную траншею 96.

На расстоянии платформы 80 от начального пункта наземной трассы газопровода, равном расстоянию от судна 12 до площадки 97, включают в работу станок 18. В этом случае, когда платформа 80 подойдет к конечному пункту своего маршрута движения, ном оболочек 3 и 4, будет подтянута к начальному пункту наземной части газопровода. а подводная часть газопровода 1 с оболочками 6, заполненными бетоном в виде полуколец, будет подтянута к площадке 97. С этого момента платформу 80 закрепляют тросами 83 на месте, а судно 12 с помощью электролебедок 14 начинает движение по трассе газопровода к причаль-. ному сооружению 99, установленному уже на противоположном конце подводной части газопровода 1.

В конце трассы подводного газопровода судно 12 заходит за причальное сооружение 99 и пришвартовывается к нему кормой (носом к берегу), так чтобы газопровод прошел через причальное сооружение, на котором снимают последнее полукольцо 7 и пережимают эластичную оболочку 2,3 и 4 газопровода металлическим зажимом, Затем газопровод 1 перерезают между судном 12 и причальным сооружением 99, Судно 12 отходит от причального сооружения 99, разворачивается к этому сооружению кормой и закрепляется в этом

1800193

10 положении неподвижно на якорях. К противоположной стороне причального сооружения 99, направленной в сторону берега по трассе газопровода, пришвартовывают платформу 80с концом пневмооболочки 2, закрепленной на платформе 80 тросиками 81 (фиг,11), Концы пневмооболочки 2. идущие от платформы 80 и от судна 12, склеивают между собой, после чего на платформе 80 включают дизели 85, электрогенераторы 86 и

10 компрессоры 79 и производят те же действия, что и в начальной стадии прокладки газопровода при движении платформы 80 от причального сооружения 99 до конечного

15 пункта своего маршрута движения.

По окончании изготовления и прокладки наземной части конца газопровода 1 на причальном сооружении 99 пережимают металлическим зажимом оболочки 2,3 и 4 газопровода, выходящего из судна 12, и перерезают зти оболочки, освобождая судно

20 новому объекту строительства подводного газопровода.

Обрезанные концы оболочек. 2,3 и 4, закрепленные металлическими зажимами на причальном сооружении 99, соединяют между собой с помощью соединительной

30 муфты, В простейшем случае такой муфтой может быть пластмассовое кольцо, к внутренней поверхности которого приклеивают оболочки 2,3 и 4 одного конца, пережатого

35 металлическим зажимом, а затем к наружной поверхности этого же кольца приклеивают оболочку 2 другого конца, пережатого металлическим зажимом. Для этого предварительно оболочку 2 разрезают вдоль обра-. зующей ее цилиндрической поверхности четырьмя разрезами на ширину кольца, к которому ее приклеивают. Затем место соединения противоположных концов оболочек с кольцом обматывают вручную полосами стеклополотна, смазанного клеем, до=тех пор, пока место соединения концов оболочек станет прочнее в 1,5 — 2 раза, чем эти оболочки в неразрезанных местах газопровода. После соединения концов оболочек металлические

50 зажимы с них снимают, места зажимов обматывают еще одним-двумя слоями полоСа стеклополотна вместе с соединительной муфтой и опускают их на дно водоема с борта причального сооружения 99, э причальное со55 оружение 99 перевозят на новый участок прокладки подводного газопровода 1, Работа станка 16 по изготовлению пневмооболочки 2 производится в следующем порядке.

12 от газопровода 1 и от причального сооружения 99. Судно 12 отходит от сооружения .

99, Судно 12 отходит от сооружения 99 к 25

Шпульку 21 с рулоном 22 устанавливают на цапфах домкрата 23 так, чтобы верхняя поверхность рулона 22 была на одной высоте с щелеобразным выходным отверстием усеченного конуса 28, Сматывание пневмооболочки 2 с рулона 22 производится под воздействием силы натяжения пневмооболочки 2, создаваемой движением платформы 80 или судна 12 во взаимно противоположных направлениях. Для регулировки этой силы вращение шпульки 21 на станке 16 имеет устройство торможения (не показано).

СкЬрость движения пневмооболочки не должна превышать заданного предела, обусловленного допустимой скоростью вращения обойм 44 и 45 со шпульками 46. Эта скорость определяется частотой пульсации тока в цепи 27 и при приближении частоты пульсации тока к заданному пределу автоматической системой. управления станками

16,17 и 18 вырабатывается сигнал торможения вращения шпульки 21.

Для смены шпульки 21 с израсходованным рулоном 22 заслонка 30 пережимает пневмооболочку 2, конец ее, закрепленный на оси шпульки 21, отрезают. шпульку 21 с израсходованным рулоном 22 заменяют на новую с полным рулоном 22, обрезанный конец склеивают с концом пневмооболочки

2 нового рулона 22, заслонку 30 поднимают. тормоз вращения шпульки 21 ослабляют.

Работа станка 17 по обмотке пневмооболочки 2 полосами стеклополотна с рулонов 47 шпулек 46 производится в автоматическом режиме, определяемом скоростью вращения ролика 24, прерывающего ток в цепи 27, и тем самым влияющем на скорость вращения храповика колеса 35 редуктора 34, понижающего число оборотов ротора электродвигателя 32 до заданного числа оборотов вала

33.

От принятого значения величины перекрытия обматываемых полос стеклополотна при одном обороте обоймы 44 и 45 определяется угол а отклонения осей вращения шпульки 21 от осей вращения обойм 44 и 45.

Так при 70% перекрытия полос стеклополотна при обмотке пневмооболочки 2 и ширине полос, равной наружному диаметру пневмооболочки 2, угол а определяется иэ равенствами= -0,096иа=5 28 . При

0,3 диаметре пневмооболочки 2 м и скорости вращения обойм 44 и 45, равной одному обороту эа 6 с, скорость движения пневмооболочки 2 через станок 17 будет равна 0,1 м/с или 360 м/ч.

Перед началом работы станка 17 производят загрузку "гнезд" обойм 44 и 45 шпуль1800193

12 ками 46 с рулонами 47 полос многослойного стеклополотна. Загрузку шпулек 46 производят при частично вывинченых полуосях

48, которые затем ввинчиваются до закрепления шпулек 46 с возможностью их вращения на полуосях 48. После установки шпулек

46 в верхние "гнезда" всех секций станка 17 производят поворот обойм 44 и 45 на заданный угол для загрузки следующего ряда шпулек 46 в верхние "гнезда" всех секций станка 17, Угол поворота обойм 44 и 45 определяется числом шпулек 46 в обойме. При шести шпульках угол поворота обоймы будер равен 60О, Одновременно с установкой шпулек 46 производят приклейку концов полос стеклополотна от рулонов 47 к пневмоо болочке 2 или к ранее намотанным полосам стеклополотна на пневмооболочку 2;

Работа станка 18 по изготовлению полуколец 7, заполненных бетоном и облегающих оболочку 4, производится в таком же автоматическом режиме, в каком работают станки 16 и 17. При движении пневмооболочки 2 с намотанными на ней оболочками

3 и 4 иэ полос стеклополотна происходит стягивание с рулона 60 оболочки 6; приклеенной в начальный момент работы станка 18 своим концом к оболочке 4. При сходе оболочки 6 с рулона 60 к патрубкам 10 подсоединяют шланги 62, по которым под давлением 3-4 атмосферы поступает бетон, прижимая оболочку 6 к оболочке 4 и заполняя полукольца 7 во время втягивания оболочки 6 в желоб 61, Перед входом оболочки в донную часть желоба 61 к ней уже в своей нижней части, заполненной бетоном, приклеивается полоса 11 кордовой резины, стягиваемая с рулона 64, уже смазанная клеем щеткой

66. Для лучшего прилегания полосы 11 кордовой резины к оболочке 6 ее прижимает снизу каток 71 перед входом в желоб 61 и далее дно желоба 61, Вибрация желоба 61 уменьшает. трение полосы 11 о дно желоба

61 при ее движении, а также уплотняет бетон и формирует полукольца 7. На выходе оболочки 6, заполненной бетоном, иэ станка

18 шланг 62 перекрывают и снимают с патрубка 10. К этому времени бетон в оболочке

6 уже уплотнится вибрацией желоба 61 и загустеет в такой мере, что иэ патрубка 10 будет выделяться только небольшое количество цементного раствора малой концентрации. Шланги 62, снятые с патрубка 10, замкнутой цепной передачей возращаются к передней части станка 18, Заполненные бетоном полукольца 7, образующие газопровод 1, протягиваются нэ ленточный транспортер 101, доставляющий газопровод 1 к входу в туннель 19. Перед входом в туннель 19 патрубок 10 срезают, а образовавшееся отверстие в оболочке 6 заклеивают заплатой из материала оболочки 6. Длину желоба 61 и транспортера 101 подбирают такой, чтобы бетон успел принять заданную форму полукольца 7, которая сохранялась бы при дальнейшем движении газопровода 1 через туннель 19 и эластичную оболочку 20, которые предназначены для предотвращения просачивания воды в судно 12 и для сохранения формы

10 полуколец 7, заполненных еще не вполне отвердевшим бетоном.

В режиме изготовления наземной части газопровода (при выключенном станке 18) конец эластичной оболочки 20

15 поднимают выше уровня воды в водоеме для исключения попадания значительного объема воды в судно 12, Вода, просочившаяся в судно 12 через туннель 19 в

20 процессе изготовления газопровода, откачивается соответствующим насосом из судна за борт.

Оценку эффективности подводно о гадопровода произведем путем сравнения с известным газопроводом нэ примере сооружения газопровода от газового месторождения на полуострове Ямал через Байдарацкую губу протяженностью в 100 км вместо 200 км газопровод известной конструкции, который обход Бэйдарацкой губы. При этом примем, что подводный газопровод будет иметь внутренний диаметр пневмооболочки 2 м и давление газа, поступающего в газопровод, 100 кг/см, а наземный газопровод известной г конструкции будет сооружен из стальных труб диаметром 1400 мм (т.к. большего диаметра труб не изготовляется) при давлении в

75 кг/GM (т.к, на большее давление изготов35 ляемые трубы не рассчитаны). ь

Пропускную способность, т.е. производительность газопровода определим по формуле

Q = 20,21 х Рэ/э х рг — р

yTL в которой Π— производительность газопровода, м /ч;

D — внутренний диаметр газопровода, см;

Рн и Рх — соответственно начальное и конечное давление, кг/см; у- плотность газа;

Т вЂ” абсолютная температура газа;

L — длина газопровода, км, Определим отношение производительности предлагаемого "и" и известного "и" газопроводов

30 необходимо проложить по тундре Ямала в

1800193

Оп Оп

) Рй — Р (н Рк)и

flpweM: Оп = 2 м, Ои = 1,4 м,(Рп)п = 100 кг/см,(Р $=75кг/см и(Р )п=(Рк4=50кг/см .

Получим, что производительность предлагаемого газопровода будет больше, чем у известного в 4 раза (точнее в 4,03 раза).

Следовательно, газопровод, проложенный предлагаемым способом, может заменить четыре известных газопровода, что весьма существенно, т.к, от газового месторождения в Сибири проложено 6 параллельных газопроводов в центр страны.

Расчеты показывают, что при допустимой нагрузке на разрыв стекловолокна 300 кг/см и стали 150 кг/см и при равном г г (например 3-кратном) запасе прочности получим, что масса газопровода из стальных труб будет в 3 раза больше, чем масса пред-. лагаемого газопровода (с D = 2 м) беэ учета массы полуколец, заполненных бетоном, Это значит, что затраты на транспортировку материалов для сооружения известного га. зопровода будут в несколько раэ больше, чем на сооружение подводного газопровода с учетом необходимого бетона, Все затраты на изготовление и прокладку газопровода диаметром s 2 м и с давлением до 100 кг/см предлагаемым способом г не превысят затрат на изготовление и прокладку газопровода из металлических труб диаметром в 1,4 м и допустимым давлением до 75 кг/см .

Еслиучесть, что газопроводизстальных труб подвержен коррозии и механическому износу внутренней поверхности труб, а 0 предлагаемый газопровод из стеклополотна с внутренней поверхностью из специально подобраной пластмассы пневматической трубы, стойкой к механическому износу и коррозии, то можно принять, что предлага- 45 емый газопровод будет долговечнее.в эксплуатации чем известные по крайней мере в 1,5 раза. В этом случае затраты на изготовление и прокладку предлагаемого газопровода, приходящиеся на равный объем транспортируемого газа, будут в 6 раз меньше затрат на изготовление газопровода равной длины известным способом, Затраты энергии на перекачку равного оръема газа по предлагаемому газопроводу 55 и по известному равной длины определим, исходя из того, что число компрессоров на компрессорной станции для предлагаемого газопровода будет больше, чем для известного на величину, равную отношению площадей их поперечного сечения, т.е, на величину (2 м): (1.4 м) = 2,0, Отношение мощностей, затрачиваемых каждым компрессором, будет пропорционально начальному давлению газа в газопроводах, т,е, 100: 75 = 1,33, Следовательно, для перекачки в 4 раза большего объема газа по предлагаемому газопроводу потребуется только в 2,67 раза больше энергии, Таким образом, для перекачки равного . объема газа предлагаемым газопроводом потребуется в (4: 2,67) = 1,5 раза меньшая затрата энергии. С учетом того, что подводный газопровод будет в 2 раза короче наземного, проложенного известным способом, получим, что затрата энергии по перекачке равного объема газа будет в 3 раза меньше при эксплуатации подводного газопровода, чем наземного, а стоимость, затраченная на сооружение 100 км подводного газопровода, заменяющего 200 км наземного газопровода, будет в 12 раз меньше при равной пропускной способности газопроводов. большое преимущество подводного газопровода заключается также в том, что оленьи пастбища Ямала не будут уничтожены прокладкой наземного газопровода и транспортировкой труб для его сооружения, Срок прокладки подводного газопровода одной бригадой (командой) с помощью одного судна с платформой и причальным сооружением будет в 10 — 20 раз меньше наземного газопровода бригадой такой же численности с помощью комплекта известных устройств. Срок окупаемости капитальных затрат на сооружение подводного газопровода при в 6 раз меньших капитальных затратах и в 3 раза меньших эксплуатационных затратах будет по крайней мере в

18 раз меньше для подводного газопровода.

Формула изобретения

1, Подводный газопровод, содержащий внутренний раздуваемый герметизирующий рукав со спирально намотнанными на нега лентами изоляционного материала, о тл и ч а ю шийся тем. что газопровод снабжен симметрично размещенными на нем разматываемыми из рулона и одновременно заполняемыми бетоном балластирующими оболочками, при этом снизу к оболочкам герметично приклеен фиксирую1800193 щий их полосовой резинокордовый материал, 2, Устройство для сооружения газопровода, содержащее плавсредство, оснащенное оборудованием для изготовления, контроля и укладки газопровода, о т л и ч а гощ е е с я тем, что оно снабжено дополнительной плавучей платформой, на которой закреплен хвостовой конец газопровода, при этом на платформе размещено оборудо5 вание для подачи сжатого воздуха в газопровод, 1800193

d-E

Я

Я

Я

1800193

1800193

1800193

Составитель Ю, Кашеваров

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор П. Гереши

Редактор

Заказ 1153 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения Подводный газопровод и устройство для его сооружения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству , а именно к сооружению магистральных трубопроводов в обводненных грунтах

Изобретение относится к трубопроводному строительству и может быть использовано при прокладке трубопроводов на неровном рельефе трассы

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены подземных трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций

Изобретение относится к горному делу, шахтному строительству, в частности к технологическим трубопроводам, прокладываемым в шахтных стволах

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подводных трубопроводов

Изобретение относится к устройствам для определения группы грунта и может быть использовано при строительстве и капитальном ремонте трубопроводов

Изобретение относится к изготовлению сосудов и различных емкостей с подводящими и отводящими агрессивные среды трубопроводами

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано при бестраншейной замене старых подземных трубопроводов с труднопроходимыми препятствиями, например старыми муфтами или колодцами
Наверх