Устройство для передвижения по вертикальным опорам л.н.бульмана
Устройство позволяет передвигаться по вертикальным опорам и имеет раму с роликами , сиденье и привод. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5I)5 А 63 В 27/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4916384/12 (22) 05,03.91 (46) 23,02.93, Бюл, ¹ 7 (75) Л.Н, Бульман, И.А. Ротэрмель и С,В. Иванов (56) Авторское свидетельство СССР № 227142, кл. А 63. В 27/00, 1968.
Изобретение относится к устройствам для развлечения.
Известно приспособление для перемещения человека по вертикальным опорам, содержащее установленные на одной оси двуплечие рычаги с захватами опоры на одних плечах и параллельно расположенными подпружиненными между собой другими плечами, подножку с элементами крепления ноги, шарнирно связанную с осью рычагов, размещенную противоположно захватам, и несущий клин для взаимодействия с параллельными плечами рычагов, и направляющий упор, закрепленный на одном из рычагов, подножка установлена над параллельными плечами, клин закреплен на одном из рычагов, противоположно размещению элементов крепления ноги стороне, упор закреплен над рычагами, при этом длина плеч рычагов, несущих захваты, меньше длины параллельных плеч рычагов.
Известное устройство работает следующим образом.
Приспособление крепится к ноге человека с помощью электромагнитного крепления.
Подножку приспособления поворачивают вверх до упора ограничителей в выступы параллельных плеч рычагов, При этом за„„5&„„1796217 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
ПО ВЕРТИКАЛЬНЫМ ОПОРАМ Л.Н. БУЛЬМАНА (57) Устройство позволяет передвигаться по вертикальным опорам и имеет раму с роликами, сиденье и привод. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. хваты разводятся и приспособление заводится на вертикальную опору до контакта с упорами, при этом захваты охватывают вертикальную опору и предварительно сжимают ее при помощи пружины кручения.
При нагружении весом человека клин в результате поворота подножки относительно оси оказывает давление на параллельные плечи рычагов через выступы, а захваты сжимают вертикальную опору, причем давление, с которым захваты сжимают вертикальную опору; в столько раз больше давления на параллельных плечах, во сколько раз длина одного плеча больше другого, Приспособление надежно удерживает человека на опоре, При поднимании одной из ног захваты открываются и освобождают. опору. Человек совершает шаг и перемещается вверх или вниз.
Недостатком известного устройства является то; что оно не может быть использовано как развлекательное, так как оно лишено реверсивности перемещения.
Известно устройство для подъема на конические опоры линий электропередач, содержащее верхние и нижние основания, каждое из которых выполнено с возможностью разъема и несущее пару противолежащих рабочих рычагов для взаимодействия с
1795217 поверхностью опоры, связанных на верхнем основании с рукоятками, а на нижнем— со стременами, расположенными на каждом основании диаметрально противоположно, оно дополнительно снабжено парой противолежащих рабочих органов, основания выполнены в виде колец, состоящих из шарнирно связанных между собой частей, стремена и рукоятки закреплены на концах с расположением их продольных осей в плоскостях, параллельных линий разьема колец, и снабжены управляющими элементами, рабочие органы установлены на каждой части колец симметрично относительно рукояток и стремян, подпружинены "5 в направлении к опоре для обеспечения постоянного контакта с ее поверхностью и снабжены стопорами, связанными с управляемыми элементами посредством гибких тя г.
Управляемые элементы на верхнем конце выполнены в виде дополнительных рукояток, установленных с возможность1о параллельного перемещения относительно основных от усилия человека, а нижнем — в виде подпружиненных упоров, установленных на стременах с возможностью перемещения от усилий внешней части стопы человека.
Каждый рабочий орган выполнен в виде рейки с накладкой на конце, обращенном к опоре, и установлен на кольце в корпусе рабочего органа, имеющем поперечный паз, а стопоры выполнены зубчатыми, подпружинены и размещены в пазах корпуса в Э5 рабочих органах с возможностью взаимодействия с соответствующей рейкой при ее перемещении от опоры.
Известное устройство работает следующим образом, 40
Подъем осуществляется держась руками за рукоятки верхнего кольца, ногами перемешают нижнее кольцо вверх по опоре.
Поскольку опоры линий электропередач имеют кольцевую форму, диаметр опор 45 уменьшается, фиксаторы под действием пружины постоянно контактируют с поверхностью опоры и также уменьшают диаметр своего охвата, не позволяют кольцу скользить вниз. 50
Переставив нижнее "кольцо на определенную величину и опершись на него ногами, монтер руками перемещает вверх верхнее кольцо. 55
Фиксаторы при этом работают так же, как и на нижнем кольце. Поочередно перемещая то нижнее кольцо ногами, то верхнее кольцо руками, монтер поднимается по oriope.
Спуск осуществляется следующим образом.
Для.опускания нижнего кольца необходимо расфиксировать фиксаторы. После этого кольцо свободно перемещается при помощи ног вниз по опоре. Затем монтер прекращает нажимать на упоры и стопоры поддействием пружины фиксируют положение фиксаторов в данном поло>кении, Чтобы опустить верхнее кольцо, монтер руками перемещает подвижные рукоятки вниз и через гибкую тягу воздействует на стопоры, выводя их из зацепления с фиксаторами. Освободив фиксаторы, кольца можно свободно опустить на необходимую величину и затем опустить рукоятки, зафиксировать в данном положении.
Таким же способом можно осуществлять и подъем на опору, например, в случае неровности опоры..
Недостаток известного устройства состоит в том, что оно не вызовет заинтересованности как развлекательное устройство, Наиболее близким из известных устройств по технической сущности и достигаемому результату, т.е. прототипом по отношению к предло>кенному, является устройство для перемещения по опорам, содержащее раму с роликами, сиденье и привод с червячнь1ми редукторами, рама Bblполнена составной из секций, внутри каждой из которых смонтирована поперечная балка с катками и пружинами, через которые пропущен винт, соединенный с соответствующим.ему червячным редуктором.
Известное устройство работает следующим образом.
Передвижение по опорам осуществляется с помощью педалей или двигателя, за счет фрикционных резиновых роликов, зацепление которых автоматически регулируется, Для закрепления на опоре необходимо снять затяжную секцию, а рама установлена так, чтобы она охватывала опору, затем надевается затяжная секция и доводится до поверхности столба.
При вращении педалей фрикционные резиновые ролики проскальзывают до получения нужного радиального затяжения, flpM котором происходит достаточное зацепление роликов с опорой, необходимое для перемещения по опоре в вертикальном направлении.
Несмотря на простоту устройства и автоматическое натягом сопряжение ведущих резиновых роликов; оно не обеспечейо реверсом перемещения, что крайне необходимо для устройства развлечения, 1796217
10. вверх
20
30
50
Целью предложенного устройства является расширение развлекательных возмож-. ностей.
Указанная цель достигается тем, что предложенное устройство содержит механизм автоматического реверсивного переключения перемещения. содержащего муфту обратного хода, центробежный механизм переключения хода предложенного устройства по вертикальным направляющим с фрикционными конусами и двумя полумуфтами, которые своими венцами зацеплены с шестернями выходного вала. одна из которых зацеплена через промежуточную шестерню, другая напрямую с шестернями выходного вала, с которого усилие передается через цепь звездочке закреп1 ленной жестко на одном валу с ведущим роликом.
На фиг. 1 изображено предложенное устройство, вид сбоку; на фйг, 2 — кинематическая схема устройства реверса.
Предложенное устройство содержит направляющие 1, раму устройства 2, сидение 3, педали вращения 4; звездочку педалей 5, звездочку устройства реверса 7, ведущий вал 8, муфту обратного хода 9, конусные фрикционные элементы 10, центробежные грузики переключения 11, штоки роликов переключения 12, пружину штоков
13, ролики переключения 14, полумуфта обратного хода (вниз) 15, венец полумуфты обратного хода 16, полумуфту прямого хода (вверх) 17, венец полумуфты прямого хода
18, промежуточную шестерню обратного хода 19, шестерню обратного хода 20, шестерню прямого хода выходного вала 21, выходной вал 22, звездочку выходного вала
23, цепь 24, звездочку ведущего ролика 25, ведущий ролик 26, опорный ролик 27, центробежный тормоз 28, пружину центробежного тормоза 29, барабан центрального тормоза 30, стояночный тормоз 31, аморти зационную пружину 32, картер коробки перемены направления перемещения 33, сервопружину 34, опору грузиков 35, колодки центробежного тормоза 36.
Предложенное устройство работает следующим образом.
При вращении педалей 4 при помощи ног сидящего на седле 3, закрепленном на раме 2, передается усилие вращения через звездочку 5. цепь 6 на звездочку 7 картера перемены направления перемещения 33 с последующей передачей вращения на ведущий вал 8, с которого вращательное ддвижение. передается на промежуточные конусные фрикционные элементы 10, которые при положении частей устройства, показанном на фиг. 2, передают его полумуфте подъема 17 .и муфте обратного хода 9, за счет сопряжения сервопружиной 34 вращение с венца 18 передается на шестерню 21 выходного вала 22, с него через звездочку
23, цепь 24 вращение передается на звездочку 25 и ведущий ролик 26, который, будучи поджатым к опоре 1 прижимным роликом
27, перемещает предложенное устройство
При увеличении скорости вращения полумуфты 17 с грузами 11, которые закреплены на средних дисках конусных фрикционных элементов 10, поворачиваются на опорах 35 воздействуют на штоки 12, сжимают пружину 13, сопрягают ролики 14 с внутренней торцовой поверхностью полумуфты 17 и,преодолевая поджатие сервопружины 34, производят переключение на муфту обратного хода 9, которая прижимает конусные фрикционные элементы 10 полумуфты 15 и передача вращательного движения с первичйого вала 8, через венец 16, промежуточную шестерню 19, передается на шестерню 20, на выходной вал 22 и на звездочку 23, с которой через цепь 24 передаст вращение на звездочку 25 ведущего ролика 26, и несмотря на то, что сидящий на седле 4 будет вращать педали 4 в том же направлении, предложенное устройство будет осуществлять перемещение по направляющим 1 вниз.
При увеличении числа оборотов первичного вала 8, грузики 11 будут воздействовать на штоки 12 и сжимая пружину 13 произведут сопряжение опорных роликов
14 с внутренней торцовой поверхностью полумуфты 15 и движение предложенного устройства будет осуществляться вверх, 40 Таким образом, сидящему на седле 3 необходимо выбирать оптимальный вариант вращения педалями 4, обеспечивающий равномерный постоянный подъем его по направляющим 1, с целью первым достичь верхней точки подъема, С этой целью предложенное устройство устанавливается не одиночным, а в виде ряда нескольких установленных в ряд с целью соревновательно-/ сти; кто первым поднимется до предела вверх, тот и окажется победителем.
8 ссллууччааее, когда соревнующийся теряет терпение и ориентировку по направлению вращения педалей 4, может разочароваться и бросить педали 4 вообще, в этом случае
55 предложенное устройство под действием веса конструкции и веса сидящего на нем человека начнет спуск вниз, в этом случае с целью плавного безопасного спуска вниз, предложенное устройство содержит центробежный тормоз спуска 28, содержащий
1796217
10 колодки 36, способные под действием центробежной силы, преодолевая сопротивление пружины 29, сопрягаться с тормозным барабаном 30 и скорость спуска предложенного устройства будет в пределах безопас- 5
Формула изобретения
1. Устройство для передвижения по вертикальным опорам, содержа(цее раму с ойорными и приводными роликами, сиденье и привод, кинематически связанный 15 с приводными роликами, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно снабжено механизмом переключения, установленным в кинематическую цепь связи привода с при- 20 водными роликами, содержащим центробежный тормоз спуска, ведущий и выходной вал с установленными на нем шестернями, . элементы автоматического реверсирования, выполненные в виде промежуточной 25 шестерни, муфты обратного хода и взаимодействующих с ней двухсторонними коническими фрикционными поверхностями двух промежуточных дисков с размещенными на них центробежными переключательными 30 ности, а для мягкого сопряжения устройство содержит пружину амортизации 32, когда устройство необходимо зафиксировать на определенной высоте., оно снабжено стояночным тормозом 31, элементами, установленных подвижно вдоль ведущего вала и двух полумуфт, взаимодействующими своими коническими фрикционными поверхностями с фрикционными поверхностями промежуточных дисков. а овоими зубчатыми венцами — с промежуточной шестерней и шестерней выходного вала, 2. Устройство по п.1. о т л и ч а ю щ е ес я тем, что муфта обратного хода снабжена фиксаторам положений, выполненным в виде связанной с корпусом механизма переключения сервопружины.
3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что центробежные переключающие элементы выполнены в виде поворотных грузов, установленных на промежуточных дисках, и подпружиненных штоков с роликами, взаимодействующими с торцовой поверхностью соответствующей полумуфты, Составитель Л.Бульман
Техред M..Ìîðãåíòàë
Корректор В.Петраш
Редактор Т.Козлова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Заказ 609 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5




