Способ испытания несущей способности строительных конструкций
Использование: строительство, испытания конструкций эксплуатируемых сооружений для оценки их несущей способности. Сущность изобретения: обследуют реальную конструкцию. Нагружают ее ступенчатой компенсационной нагрузкой, направленной противоположно действующей и не превышающей ее по величине. 1 ил. .
СО)ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСГ!УБЛИК (st>s G 01 М 19/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР. (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В 4
О (Л (д (л) 4 (21) 4908230/33 (22) 06,12.90 (46) 15.02.93.Бюл.М 6 (71) Ленинградский сельскохозяйственный институт
75) Н.С.Новожилова и В,M.Ñîêîëoâ
56) О,В.Лужин и др. Обследование и испытание сооружений,М., Стройиздат, 1987, с.9.
То же, с,30-36, 163-173.
Способ относится к области строительства и может быть использован при испытаниях конструкций эксплуатируемых сооружений для оценки несущей способноСти
Известен способ контроля строительных конструкций путем выявления предельных несущих способностей при доведении конструкций до разрушения.
Недостаток известного способа в том, Что он неприменим для реальных обьектов, т.к. их разрушение с целью выявления предельных несущих способностей экономически не оправдано, Наиболее близким из известных к предлагаемому является способ испытания строГ тельных конструкций, включающий обследование реальных конструкций. нагружение их ступенчатой нагрузкой и измерение деформаций.
Недостаток этого способа — трудоем1 ость, необходимость выделения специальГ1ых промежутков времени технологических окон, которые в эксплуати. руемых зданиях связаны с остановкой производства, Последнее обстоятельство приходится принимать во внимание при лю„„. Ы„„1795337 А1 (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НЕСУЩЕЙ
СПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (57) Использование: строительство, испытания конструкций эксплуатируемых сооружений для оценки их несущей способности.
Сущность изобретения: обследуют реальную конструкцию. Нагружают ее ступенчатой компенсационной нагрузкой, направленной противоположно действующей и не превышающей ее по величине, 1 ил. бом из применяемых ныне способов эагружения (способов испытания) конструкций эксплуатируемых зданий и сооружений.
Цель изобретения — повышение производительности труда при испытаниях за счет проведения испытаний беэ остановки технологического процесса и демонтаж оборудования.
Цель достигается тем, что в способе испытания несущей способности строительных конструкций, включающем обследование реальных конструкций, нагружение их ступенчатой нагрузкой и измерение деформацией. реальную конструкцию нагружают компенсационной ступенчатой нагрузкой, направленной противоположно действующей и не прекращающей ее по величине.
Способ осуществляется следующим образом.
До начала испытаний путем обследования конструкций устанавливают фактические параметры геометрии конструктивных элементов, нагрузок и физико-механические характеристики материалов. По установленным характеристикам расчетом ограничивают значения эксплуатационной
1795337 нагрузки для рассматриваемой конструкции. Затем к конструкции прикладывают ступенями направленную противоположно полезной пробную компенсационную нагрузку. В процессе приложения ступеней пробной нагрузку фиксируют деформацию конструкции, По результатам анализа экспериментальных зависимостей "нагрузка-деформация". уточняет механические "0 характеристики материала конструкции и граничные условия, определяющие ее связь с другими элементами сооружения. С уче том уточненных характеристик и реальных . граничных условий рассчитывают эксплуатационную нагрузку рассматриваемого элемента конструкции и сравнивают с предполагаемой, На чертеже изображен график, соответствующий испытанию балки статической на- 20 грузкой, где 1 — ветвь загружения полезной нагрузкой Р>, 2 — компенсационная ветвь(от нагрузки Р2), 3 — ветвь снятия компенсаци-. онной нагрузки Р, 4 — ветвь снятия полеэной2 нагрузки Р, 1-4 — линейная 25 графическая интерполяция зависимости
"нагрузка-деформация" при традиционной схеме испытания, 2-3 — линейная графическая интерполяция зависимости "нагрузкадеформация" по предлагаемому способу. 30
Пример, Испытывают железобетонную балку на двух опорах. На балке устанавливают приборы 6 индикаторов часового типа (мессур) и два тензометра конструкции. H.À.Àèñòoâà. Индикаторы на опорах 35 фиксируют деформации с целью исключить влияние случайных поворотов и обжатия опор на величину прогибов. Индикаторами, установленными посередине пролета, измеряют прогибы. Тензометры фиксируют 40 деформации соответственно бетона сжатой зоны и арматуры в растянутой зоне.
Цикл испытаний состоит из следующих. этапов; имитируют полезную нагрузку с помощью рычажной системы, Балку загружа- 45 ют сверху ступенями нагрузки Р с
Формула изобретения
Способ испытания несущей способности строительных конструкций, включающий обследование реальных конструкций, нагружение их ступенчатой нагрузкой и измерение деформаций, отличающийся тем, что, с целью повышения производиодновременной фиксацией деформаций индикаторами часового типа и тензометрами (ветвь 1, фиг.1).
Компенсационную нагрузку Р2 прикладывают ступенчатую и противоположно направленной полезной нагрузке с помощью домкрата марки ДГ-25. с одновременной фиксацией деформаций. Величина компенсационной нагрузки равна полезной (ветвь
2).
Снятие компенсационной нагрузки Р (разгрузка домкратов) ступенями, с одновременной фиксацией деформаций (ветвь
3). .. Снятие полезной нагрузки Р (разгрузка рычажной системы) ступенями, с одновре-, менной фиксацией деформаций (ветвь 4).
Выполняют 6 циклов нагрузки-разгрузки. Результаты графической обработки результатов испытаний в одном из циклов приведены на фиг.1 в виде зависимости "нагрузка-деформация". Характерными для предлагаемого способа испытаний являются зависимости 2 и 3 (компенсационная ветвь и ветвь снятия компенсационной нагрузки). Зависимости "нагрузка — деформация" соответствует наклон прямой 2-3 (компенсационной нагрузки), интерполирующей ветви 2 и 3 на фиг.1. При традиционных методах испытания характеристика материала конструкции определяется наклоном прямой 1-4 (ветви полезной нагрузки или случаев ее предварительного снятия — ветви аналогичной ей испытательной нагрузки), Сопоставление наклона прямых 2-3 и
1-4 свидетельствует об удовлетворительной точности прогноза параметров прочности (деформируемости) конструкции по предлагаемому методу, Расхождение в величине прогиба балки при одинаковой нагрузке по традиоционной и предлагаемой методикам находится в пределах 20 . Аналогичные результаты получены во всех циклах испытания балки на 2-х опорах. тельности труда при испытаниях путем проведения испытаний без остановки технологического процесса и демонтажа оборудования, реальную конструкцию нагружают компенсационной ступенчатой нагрузкой, направленной противоположно действующей и не превышающей ее по величине.
1795337
Составитель И.Мазир
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Юско
Редактор С.Каменская
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 425 Тираж Подписное
БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


