Коническое зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость
Использование: машиностроение, исп тательная техника, Сущность изобретеконическое зубчатое колесо для Изобретение относится к машинострое- Htliio и может быть использовано при испытёнии конических зубчатых колес на контактную усталость. Известно зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость, содержащее зубчатый венец, на каждом зубе которого, выполнены тангенциально корригирОваннЦе участки и симметричные относительно среднего сечения венца некорригирован- HJjie участки, имеющие ширину bj, изменяющуюся от зуба к зубу с шагом Ab(bmax-bmln}/(z-1), где bmax-максимальная ширина некорригиррванного участка, равная ширине . венца, bmin. - минимальная ширина некорригиров нного участка, большая или равная отношению bmax, К ZtMma.x, ZhJmax максимальный коэффициент долговечности, определяемый по ГОСТ 21354-87, Z - число зубьев венца. Целью изобретения является повышение надежности и технологичности коничеиспытаний на контактную усталость содержит зубчатый венец, на каждом из зубьев которого выполнены тангенциально корригированные участки и симметричные относительно среднего сечения венца некорригированные участки (2), имеющие ширину bj, последовательно изменяющуюся с шагом Дь от максимального значения в них на первом зубе.)до минимального значения bmin на J-м зубе (). Глубина корригированного участка Stj каждого зуба выполнена постоянной по высоте зуба, и ее значение на каждом торце каждого из зубьев выбрано из определенного соотношения. 2 ил. ского зубчатого колеса для испытаний на контактную усталость. С указанной целью глубина корригированного участка Stj каждого зуба выполнена постоянной по высоте зуба и ее значение на каждом торце каждого зуба определено из условия, St)(5-in mnrZ+12) mnj/(mni.103), (1) где mm - номинальный модуль на меньшем торце колеса, ,мм, Mnj - номинальный модуль в рассматриваемом торцовом сечении зуба, мм. Изобретение отличается от прототипа тем, что глубина корригированного участка каждого зуба выполнена постоянной по высоте последнего и ее значение определяется по эмпирической зависимости (1 как достаточное для исключения указанных участков из контакта с зубьями парного колеса даже при действии максимальной контактной нагрузки. На чертеже представлена часть развертки боковой поверхности конического зубу& VJ О (Л OJ со о
союз советских социАлистических
РЕСПУБЛИК. (51)5 G .01 М 13/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4756181/28 (22) 04.11,89 (46) 15,02.93.Бюл. N 6 (71) Одесский институт инженеров морского флота (72) Н.В,Олейник и B.Ì,Áåññàðàá (5 ) Авторское свидетельство СССР
N 167334, кл.6 01 M 13/02, 1964.
Авторское свидетельство СССР М 207442, кл, G 01 M 13/02„1966, (54). КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ YCTAJl0CTb (5/) Использование: машиностроение, испытательная техника, Сущность изобретения: коническое зубчатое колесо для
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании конических зубчатых колес на . контактную усталость, Известно зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость, содержащее зубчатый венец, на каждом зубе которого выгполнены тангенциально корригированн е участки и симметричные относительно среднего сечения венца некорригированнф е участки, имеющие ширину bI, изменяюЩуюся от зуба к зубу с шагом
M=(bmax bmin)/(z-1), где bmax — максимальная ширина некорригирбванного участка, равная ширине . венца, bmin — минимальная ширина некорригированного участка, большая или равная отноШЕНИЮ ЬрпаХ К ZNmax, ZNmax — МаКСИМаЛЬНЫй коэффициент долговечности, определяеМый по ГОСТ 21354-87, Z — число зубьев венца.
Целью изобретения является повышение надежности и технологичности кониче Ж 1795330 А1 испытаний на контактную усталость содержит зубчатый венец, на каждом иэ зубьев которого выполнены тангенциально корригированные участки и симметричные относительно среднего сечения венца некорригированные участки (2), имеющие ширину bI, последовательно изменяющуюся с шагом hb от максимального значения в них на первом зубе (J=1) до минимального значения bmfn на)-м зубе g=z). Глубина корригированного участка S
2 ил. м ич ского зубчатого колеса для испытаний на контактную усталость.
С указанной целью глубина корригированного участка Зц каждого зуба выполнена постоянной по высоте зуба и ее значение на каждом торце каждого зуба определено из условия, О
Яц) (5 In mnt Z+12) mnI/(mni 10 ). (1) (Я где mnl — номинальный модуль на меньшем Ъ тоРце колеса,,мм, MnI — номинальный модуль в рассматриваемом торцовом сечении зуба, мм.
Изобретение отличается от прототипа там, что глубина корригироаанного участка 3» каждого зуба выполнена постоянной по высоте последнего и ее значение определяется по эмпирической зависимости (1 как достаточное для исключения указанных участков из контакта с зубьями парного колеса даже при действии максимальной контактной нагрузки.
На чертеже представлена часть развертки боковой поверхности конического зуб1795330
ЛЬ
z — 1 чатого колеса для испытаний на контактную усталость, Коническое зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость (исследуеМое зубчатое колесо) содержит зубчатый венец, на каждом из Z зубьев которого выполнены тангенциально корригированные участки 1 и симметричные относительно среднего сечения венца некорригированные участки 2, имеющие ширину b, последовательно изменяющуюся с шагом Л Ь от максимального значения bmax на первом зубе (J-1) до минимального значения bmin на l-ì зубе (j=Z) (см. фиг,1). Глубина корригированного участка Яц каждого зуба выполнена постоянной по высоте зуба и ее значение на каждом торце каждого из зубьев определено из условия (1).
При вращении исследуемого колеса под . нагрузкой в зацеплении с зубьями парного
Формула изобретения
Коническое зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость, содержащее зубчатый венец, на каждом зубе которого выполнены тангенциально корригированные участки и симметричные относительно среднего сечения венца некорригированные участки, имеющие ширину, изменяющуюся от зуба к зубу с шагом где bMax — максимальная ширина некорригйрованного участка, равная ширине венца;
b »» минимальная ширина некорригиконического зубчатого колеоа в зацеплении каждого из зубьев первого из указанных колес действует контактное напряжение, отличное по значению от кон5 тактных напряжений в зацеплении других зубьев этого колеса. Постоянство по высоте зубьев глубины коррекции обеспечивает неизменность длины контактных линий независимо от фазы зацепления зубьев ис"0 следуемого колеса с зубьями парного колеса. При испытании фиксируют долговечность до разрушения до заданной степени контактного выкрашивания каждого из зубьев исследуемого колеса. По
"5 полученным парам экспериментальных данных "контактное напряжение-контактная долговечность" строят индивидуальную кривую контактной усталости исследуемого колеса для заданной степе20 ни выкрашивания. рованного участка, большая или равная отношению Ьмах KZNMax, zNvax максимальный коэффиЦиент Долговечности;
z — число зубьев венца, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и технологичности, глубина корригированного участка Stl каждого зуба выполнена постоянной.по высоте зуба и ее величина на каждом торце каждого зуба определена иэ условия
Su >(5lnmnz+12)
10з где mn — нормальный модуль на меньшем торце колеса, мм;
mnr нормальный модуль в рассматрива. емом торцевом сечении зуба, мм.
1195330
Составитель В.Бессараб
Техред М.Моргентал Корректор Т.Вашкович
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 425 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


