Способ приготовления битумоминеральной смеси
Использование: дорожное и аэродромное строительство. Сущность изобретения: битумоминеральную смесь для устройства конструктивного слоя дорожной одежды готовят путем смешения карбонатной породы с битумом с последующим введением в смесь известкового шлама, содержащего известковую пыль в количестве 1,0-1,8% от массы карбонатной породы, и воды. Прочность при сжатии в водонасыщенном состоянии 1,35-1,87 МПа. 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s С 04 В 26/26
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4839350/33 (22) 19,04,90 (46) 15.02,93, Бюл, ¹ 6 (71) Среднеазиатский филиал Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института "Союздорнии" (72) В.К.Петренко, Н,В.Коэыренко, A,С.Раимджанов и А.С.Расулов (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 834313, кл. Е 02 О 3/12, 1979.
СниП 3.06.03-85. Автомобильные дороги, М.: 1986, с. 25.
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано при устройстве дорожных одежд из малопрочных карбонатных материалов.
Известен способ приготовления дорожной смеси путем предварительной обработки карбонатной породы водным раствором продукта поликонденсации технического фенола с формальдегидом, сульфатом натрия и моноэталамином в количестве 0,51,0 ф от веса породы и последующего смешения ее с жидким битумом в количестве 6% от веса породы.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ приготовления битумоминеральной смеси, включающий перемешивание отсевов дробления горных пород с битумом и последующее введение в смесь минерального вяжущего и воды.
Недостатком известных способов являются низкие прочности и высокий расход битумного вяжущего.,,5U,„1794920 А1 (54) СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИТУМОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ (57) Использование: дорожное и аэродромное строительство; Сущность изобретения: битумоминеральную смесь для устройства конструктивного слоя дорожной одежды готовят путем смешения карбонатной породы с битумом с последующим введением в смесь известкового шлама, содержащего известковую пыль в количестве 1,0 — 1,8 от массы карбонатной породы, и воды, Прочность при сжатии в водонасыщенном состоянии 1,35 — 1,87 МПа. 2 табл.
Целью настоящего изобретения является повышение прочности слоя и сокращение расхода битума.
Поставленная цель достигается тем, что по способу приготовления битумоминеральной смеси для устройства конструктивного слоя дорожной одежды, включающему смешение карбонатной породы .с битумом и введение в смесь минерального вяжущего и воды в качестве минерального вяжущего с водой используют известковый шлам, содержащий известковую пыль в количестве
1,0 — 1,8ь от массы карбонатной породы.
Известковая пыль от вращающейся печи представляет собой. порошок белого цвета с размером частиц менее 0,05 мм, являющаяся отходом известкового производства.
Химический состав известковой пыли приведен в табл. 1.
Суммарное содержание активных
CaO+MgO в известковой пыли от 11 до 13%, непогасившихся зерен — 39,8 (,.
Карбонатная порода представлена отходами дробления известняка, используе 1794920
Таблица 1 мого при производстве извести. Отходы дробления известняка представляют собой песчано-щебеночную смесь, содержащую
27,33% щебня с максимальным размером зерен 10 мм и 72,67% песка, имеющего оптимальную влажность 8%.
Технология приготовления предлагаемой смеси следующая.
Минеральную смесь (отходы дробления известняка) перемешивают с битумом и затем при оптимальной влажности смесь обрабатывают известковым шламом (20%, 25,93%; 31,03% концентрации). Приготовленную таким образом смесь уплотняют под нагрузкой 30 МПа (300 кг/см ), После 7-суточного выдерживания при комнатной температуре приготовленные из смеси образцы насыщали в течение 3-х суток водой и определяли прочность при сжатии.
Результаты исследований свидетельствуют об активной структурообразующей роли известкового шлама, позволяющего получить однородный по составу и природе молекулярных взаимодействий между минеральными составляющими и вяжущими искусственный дорожно-строительный конгломерат с оптимальной структурой, Изобретение иллюстрируется следующим примером; карбонатную породу (отходы дробления известняка) принимаем за
Формула изобретения
Способ приготовления битумоминеральной смеси для устройства конструктивного слоя дорожной одежды, включающий смешение карбонатной породы с битумом и введение в смесь минерального вяжущего и
100%. Перемешиваем с жидким битумом в количестве 4% от веса карбонатной породы, Полученную смесь обрабатывают известковым шламом, представляющим собой суспензию, состоящую из известковой пыли и абды. Количество воды определяется как разность между оптимальной влажностью и количеством вводимого битума, т.е.
8%-4%=4% от веса карбонатной породы.
10 Известковый шлам 20% концентрации содержит 1% известковой пыли и 4% воды.
Сравнительные испытания образцов смесей, приготовленных по известному (прототипу) и предлагаемому способу пред15 ставлены втабл,2, Использование предлагаемого способа приготовления битумоминеральной смеси обеспечивает возможность утилизации отходов известкового производства с целью
20 решения важнейшей народно-хозяйственной задачи экономического и экологического значения.
Полученная прочность образцов на 42% превышает прочность образцов, иэготов25 ленных известным способом. tlpui этом расход битума сокращается с 6 до 4%, т.е. в
1,5 раза;
В результате использования предлагаемого способа приготовления битумо30 минеральной смеси снизится стоимость строительства дорог. воды, отличающийся тем,что,сцелью повышения прочности слоя и сокращения
40 расхода битума, в качестве минерального вяжущего с водой используют известковый шлам, содержащий известковую пыль в количестве 1,0-1,8% от массы карбонатной породы.
1794920
Таблица 2
Составитель Н.Козыренко
Тех ред М.Моргентал Корректор О.Густи
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 405 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


