Устройство для балансировки роторов
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГО УДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
BE ОМСТВО СССР (ГО ПАТЕНТ СССР) К ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 (22 (46 (75 (56
N. (54
РО (57 ст ла из си ра сл де ба пр
4405837/63
06,04.88
07,02,93. Бюл, N 5
М.В,Коротов
1, Авторское свидетельство СССР
46849, кл, G 01 M 1/32, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
24130, кл. G 01 М 1/32, 1977, 3. Авторское свидетельство СССР
010476, кл. G 01 M 1/26, 1978;
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЛАНСИРОВКИ
OPGB
Изобретение относится к турбомашиноению, а именно к устройствам для басировки роторов турбомашин. Цель бретения — повышение удобства балановки. Устройство содержит обойму 1, мещенную внутри ротора 2, соосно и поовательно расположенные и взаимоствующие между собой ограничитель 3, ансировочные грузы 4, 5 и фиксатор 6, этом ограничитель 3 и балансировочные
„„. Ж„„1793290 А1 (я)з G 01 М 1/26, 1/32 грузы 4, 5 снабжены торцовыми зубьями 7, 8 для взаимодействия между собой, а балансировочные грузы 4, 5 — отверстиями 9, 10 под ключ 11. Контактирующий с ограничителем 3 груз 5 базируется по поверхности 12 обоймы 1. Грузы 4, 5 выполнены с наклонными поверхностями 13 и 14. Отверстия 9, 10 выполнены увеличивающегося размера по мере удаления от фиксатора 6, который выполнен в виде упора со сферической головкой 15 и имеет пружину 16. При баланси. ровке в соответствующее отверстие 9 или 10 вставляют ключ 11, нажимают им на требуемый груз и через фиксатор 6 сжимают пружину 16, выводя таким образом зубья соответствующего груза из зацепления с зубьями либо ограничителя 3, либо другого груза. Поворотом ключа 11 перемещают утолщенную часть груза в необходимое по условиям балансировки положение. Отпускают ключ 11 и пружина 16 возвращает устройство в исходное положение, 2 ил.
1793290
Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно — к устройствам для балансировки роторов турбомашин, Известно устройство для балансйровки ротора турбомашины; содержащее два груза в виде эксцентричных шайб, установленных внутренними шлицами на шлицы вала ротора.
Однако для изменения углового расположения балансировочных шайб они должны быть сняты с вала, повернуты и установлены вновь, что удлиняет цикл балансировочных работ.
Известно устройство для балансировки ротора турбомашины, содержащее балансировочный груз, размещенный в пазу диска с отгибкой выступов груза в пазы диска, Однако у такого устройства йизкая надежность в работе, низкая технологичность балансировочных работ. Ударные подгибные(отгибные) операции могут здесь выполнены только вручную, что снижает технологичность работ. При ручных подгибных (отгибных) работах на диск наносятся забоины, царапины, снижающие динамическую прочность и йадежность, Известно устройство для балансировки роторов, содержащее обойму, размещенную внутри ротора, соосно и последовательно расположенные и взаимодействующие между собой ограничитель, балансировочные грузы и фиксатор, при э1ом ограничитель и балансировочные грузы снабжены торцевыми зубьями для взаимодействия между собой, а балансировочные грузы отверстиями под ключ, кроме того контактйрующий с ограничителем груз базируется по обойме (3).
Недостаткбм известного устройства является отсутствие удобств для балайсировки. Для,поворотов балансировочных грузов в Ковос угловое расположение в нем нужен ключ специальной (не стандартной) конструкции; который нужно в закрытой, не видимой riîëости вставить в зацепление в паз груза и повернуть его. При перемещениях уравновешиваемого ротора на различные участки сборки, испытаний — нужно вместе с ротором.и перемещать ключ. При поломках такого ключа его не замениш стандарФормула изобретения
Устройство для балансировки роторов, содержащее обойму, размещенную внутри ротора, соосно и последовательно расположенные и взаимодействующие между собой ограничитель, балансировочные грузы и фиксатор, при этом ограничитель и баланси- . ровочные грузы снабжены торцовыми зубьтным. Таких ключей нет на каждом рабочем месте, в отличие от стандартного. Эти факторы и снижают удобства балансировки.
Цель изобретения — повышение удобств
5 балансировки.
Эта цель достигается тем, что балансировочные грузы выполнены в виде дисков с одной наклонной поверхностью, а отверстия под ключ выполнены увеличивающего"0 ся размера по мере ударения груза от фиксатора, сам же фиксатор выполнен в виде упора со сферической головкой, подпружиненной относительно обоймы.
На фиг. 1 представлено устройство для балансировки роторов; на фиг. 2 — то же, при балансировке..
Устройство для балансировки роторов содержит обойму 1, размещенную внутри ротора 2, соосно и последова-ельно распо20 ложенные и взаймодействующйе между собой ограничитель 3, балансировочные грузы
4 и 5 и фиксатор 6. Ограничитель 3 и грузы
4 и 5 снабжены торцевыми зубьями 7 и 8 для взаимодействия между собой, а грузы 4 и 5
25 отверстиями 9 и 10 под ключ 11. Груз 5 базируется по поверхности 12 обоймы 1, а груз 4 по зубьям 8, Грузы 4 и 5 выполнены в виде дисков с наклонными поверхностями
13 и 14. Отверстия 9 и 10 выполнены увели30 чивающегося размера по мере удаления груза от фиксатора 6. Фиксатор 6 выполнен в виде упора со сферической головкой 15, поджатой относительно обоймы 1 пружиной
16.
35 При проведении балансировочных работ через отверстие 9 в отверстие 10 вставляется, например, квадратный (шестиграйный) конец ключа 11. Ключом 11 нажимают на груз 5 и через фиксатор 6 сжи40 мают пру>кину16, выводят зубья 8 груза 5 из зацепления с зубьями 8 груза 4. Поворотом ключа 11 перемещают утолщенную часть груза 5 в необходимое по условиям уравновешивания угловое положение, вплоть до
45 совмещения утолщенных частей грузов 4 и
5. Отпускают ключ 11 и пружина 16 вернет груз 5 в исходное расположение и введет зубья 8 груза 5 в зубья груза 4. При необходимости таким же образом можно. повер50 нуть и груз 4, или оба груза вместе. ями для взаимодействия между собой, а балансировочные грузы отверстиями под ключ, кроме того, контактирующий с ограничителем груз базируется по обойме, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства балансировки, балансировочные грузы выполнены в виде дисков с одной наклонной поверхностью, а отверстия под
1793290
1 ключ выполнены увеличивающего- полнен в виде упора со сферической голося размера по мере удаления груза вкой, подпружиненной относительно обойот фиксатора, сам же фиксатор вы- мы.
Корректор С.Патрушева аказ 498 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственно о комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101!
Редактор С.Кулакова
Составитель Е,Фокин
Техред M,Mîðãåíòàë


