Дирижабль
Изобретение относится к воздухоплавательной технике, в частности к дирижаблям с изменяемым центром тяжести. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции дирижабля, обеспечение возможности спасения гондолы и основной части дирижабля при аварии. Дирижабль содержит корпус удлиненной формы с обояочкой, заполненной газом легче воздуха, маршевые двигатели, горизонтальные и вертикальные рули,гондолу и устройство для изменения центра тяжести дирижабля. Гондола закреплена под оболочкой на шарнирной подвеске с возможностью сохранения горизонтального положения продольной оси. Устройство для изменения центра тяжести дирижабля размещено внутри оболочки и содержит балансировочный груз, прикрепленный к системе тросов с возможностью перемещения вдоль продольной оси корпуса. Кроме того, шарнирная подвеска гондолы выполнена в виде двух боковых штанг. Кроме того, шарнирная подвеска выполнена в виде одной центральной штанги, при этом в корпусе выполнен щелевой паз. Кроме того, шарнирная подвеска выполнена комбинированной из двух боковых и одной центральной штанг, при этом в корпусе выполнен щелевой паз. Кроме того, оболочка корпуса выполнена из двух частей - неотделяемрй носовой и быстроотделяемой при аварии, при этом носовая часть выполнена со складками , расправляющимися при аварии с преобразованием носовой части в парашют. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 В 1/38
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ПАТЕНТУ (21) 4945270/23 (22) 14.03.91 (46) 30.01.93. Бюл. М 4 (76) С.А.Дерябин (56) Патент США М 4085912, кл. 244-25, 1978, ков: (54) ДИРИЖАБЛЬ (57) Изобретение относится к воздухоплавательной технике, в частности к дирижаблям с изменяемым центром тяжести. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции дирижабля, обеспечение возможности спасения гондолы и основной части дирижабля при аварии, Дирижабль содержит корпус удлиненной формы с оболочкой, заполненной газом легче воздуха, маршевые двигатели, горизонтальные и вертикальные рули, гондолу и устройство для изменения центра тяжести дирижабля. Гондола закреплена под оболочкой на шарнирной подвеске с возможноИзобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, в частности к дирижаблям с изменяемым центром тяжести, Известна конструкция дирижабля, в котором изменение центра тяжести, а следовательно, и наклона продольной оси дирижабля достигается перемещением гондолы экипажа вдоль нижнвй кромки корпуса-баллона от его средней части до носовой.
Такая конструкция имеет ряд недостат. Ы 1792391 АЗ стью сохранения горизонтального положения продольной оси. Устройство для изменения центра тяжести дирижабля размещено внутри оболочки и содержит балансировочный груз, прикрепленный к системе тросов с возможностью перемещения вдоль продольной оси корпуса, Кроме того, шарнирная подвеска гондолы выполнена в виде двух боковых штанг. Кроме того, шарнирная подвеска выполнена в виде одной центральной штанги, при этом в корпусе выполнен щелевой паз, Кроме того, шарнирная подвеска выполнена комбинированной из двух боковых и одной центральной штанг, при этом B корпусе выполнен щелевой паз, Кроме того, оболочка корпуса вы- Я полнена из двух частей — неотделяемой носовой и быстроотделяемой при аварии, при этом носовая часть выполнена со складками, расправляющимися при аварии с-греобразованием носовой части в парашют. 4 з.п. ф-лы, 8 ил. для перемещения гондолы требуется массивная и сложная по конструкции подвесная система, которая должна отвечать жестким требованиям гарантируемой безопасности, строгой фиксации в каждой точке перемещения; перемещающаяся гондола должна тянуть за собой кабель управления и, это обстоятельство может вывести из строя кабель, либо нарушить электрический контакт в местах его соединения; названная подвесная система, имея наружное расположение, ухудшает аэродина1792391
45
3 мические качества дирижабля, подвержена воздействия неблагоприятных факторов воздушной среды; гондола экипажа по отношению к общему весу системы представляет собой значительную массу, которая в конкретной конструкции дирижабля для изменения центра тяжести может оказаться избыточной и, следовательйо, погребует избыточных- энергетическйх затрат;-" =-:Целью изобретеййя являет ся повышение надежности и-упрощение конструкции дирижабля, обеспечение возможности спасения. гондолы и основной части дирижабля при аварии.
Это достигается тем, что в известном дирижабле, содержащем корпус удлиненной формы с оболочкой, заполненной газом легче воздуха, маршевые двигатели, горизонтальные и вертикальные рули, гондолу, закрепленную под оболочкой на шарнирной подвеске с возмо>кностью сохранения горизонтального расположения продольной оси, и устройство для изменения центра тя» жести дирижабля, устройство для изменения центра тяжести размещено внутри оболочки и содержит балансировочный груз, прикрепленный к системе тросов с возможностью перемещения вдоль продольной оси корпуса.
Кроме того, шарнирная подвеска гондолы выполнена в аиде двух боковых штанг, Кроме того, шарнирная подвеска гондолы выполнена в виде одной центральной штанги, при этом в корпусе выполнен щелевой паз.
Кроме того, шарнирная подвеска гондолы выполнена комбинированной из двух боковых и одной центральной штанг, при этом в корпусе выполнен щелевой паз.
Кроме того, оболочка корпуса выполнена из двух частей: неотделяемой носовой и быстроотделяемой при аварии части, при этом носовая часть выполнена со складками, расправляющимися с преобразованием носовой части в парашют.
На фиг.1 изображен дирижабль; вид сбоку, в походном положении, когда продольная ось,корпуса горизонтальна; на фиг.2- то же, вид спереди; на фиг.3- разрез
А-А на фиг.2, на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.5 показано взаимное расположение корпуса, гондолы и балансировочного груза в режиме ускоренного снижения, когда носовая часть корпуса оказывается внизу; на фиг,6 — взаимное расположение корпуса, гондолы и балансировочного груза в режиме полета хвостовой частью внизу; на фиг.7 — то же, продольная ось корпуса занимает вертикальное положение; на фиг,8 — дирижабль в аварийной ситуации с носовой частью, преобразованной в парашют, при этом-продольная ось корпуса занимает вертикальное положение.
Дирижабль содержит удлиненный корпус 1 с оболочкой, заполненной газом легче воздуха, гондолу экипажа 2, тяговые двигатели 3, вертикальные и горизонтальные рули 4.
Система изменения центра тяжести, находящихся внутри корпуса, состоящая из балансировочного груза 5, троса или группы тросов 6, прикрепленных к данному грузу, а также приводного тягового устройства, посредством которого происходит перемещение балансированного груза вдоль продольной оси дирижабля на всем протяжении его внутреннего пространства в прямом и обратном направлении. На рисунке представлен один из возможных — простейший, блоковый вариант.
Шарнирная подвестка 7 гондолы 2 экипажа (фиг.1 и 2), обеспечивающая постоянную пространственную ориентацию гондолы при любом положении корпусабаллона относительно горизонтали, Подвеска состоит либо из двух боковых штанг 8, на осях вращения прикрепленных к корпусу баллона и к гондоле экипажа, либо из одной центровой штанги 9, перемещающейся радиальным-вращением в щелевом пазу корпуса, также прикрепленной на осях вращения к последнему и к гондоле, 8озможен и комплексный вариант.
Оболочка корпуса (фиг.1) состоит из двух частей: носовой 10 неотделяемой и отделяемой 11, которая может быть быстро отделена от каркаса so время полета.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Балансировочный груз 5, перемещаясь с помощью механического привода на тросе (или группе тросов) 6 между носовой и хвостовой частью корпуса, нарушает центровку дирижабля и соответственно меняет угол наклона продольной оси системы относительно горизонтали от неполного вертикального положения, когда внизу оказывается носовая часть (фиг.5) и до полного вертикального положения, когда внизу оказывается хвостовая часть аппарата (фиг.6). Благодаря шарнирной подвеске 7 гондола 2 экипажа под действием своей тяжести перемещается в положение устойчи55 вого равновесия, тем самым сохраняя неизменную горизонтальную ориентацию, обеспечивает нормальные условия работы экипажа, комфорт для пассажиров и сохранность транспортируемого груза внутри гондолы, 1792391
30 долькой оси корпуса
Поло>кение, при котором внизу оказывается носовая часть дирижабля (фиг,5), как и в прототипе, необходима для ускоренного снижения аппарата за счет тяги маршевых двигателей. В ситуации, когда дирижабль терпит бедствие и необходима аварийная посадка, аппаратс максимально возмо>кной скоростью принимает вертикальное положение кормой (и гондолой) вниз. После этого отсоединяется и отбрасывается отделяемая часть оболочки (фиг,8). а оставшаяся носовая часть, расправляя складки и увеличивая тем самым площадь взаимодействия с воздушным потоком, выполняет роль парашютного купола, Таким образом обеспечивается мягкая посадка основной части конструкции и гондолы экипажа. Вертикальное поло>кение дирижабля кормой вниз позволяет ему также ускоренно набирать высоту за счет тяги маршевых двигателей; избегать разрушающего воздействия неоднородных воздушных потоков, в особенности сочетающихся восходящих и нисходящих тем сильнее действующих, чем больше линейные размеры дирижабля. Указанная пространственная ориентация экипажа позволит ему совершать дрейф (либо
- активное перемещение за счет тяги двигателей) из опасной зоны в зону спокойных воздушных масс; облегчает использование дирижабля в качестве воздушного подъемного крана, поскольку: уменьшается горизонтальные размеры системы, которая получает большую свободу маневра среди высокорасположенных конструкций и сооружений на монтажной площадке, нежели дирижабль с горизонтально вытянутым корпусом-баллоном; увеличивается устойчивость дирижабля в отношении крутящего момента при порывах ветра и прочих воздействиях; система вследствие своей симметричности относительно вертикальной оси становится удобной для управления с помощью тросов, соединенных с лебедками на земле. Следовательно, указанные обстоятельства делают реально достижимыми преимущества дирижабля-крана перед другими подъемными средствами, как самотранспортирующейся системы, причем по воздуху, то есть вне дорог, имеющей возможность быстрее каких-либо других систем достичь нужного пункта, развернуться (опустив вниз лебедки) и быть готовой к применению.
Есть еще одно возможное применение дирижабля в вертикальном положении кормой вниз. Это использование предлагаемого дирижабля в качестве транспортного средства по доставке грузов в труднодоступные пункты в. горной местности (ущелья, каньоны, расщелины), а также для осуществления спасательных операций в названных пунктах, Формула изобретения
1, Дирижабль, содержащий корпус уд- линенной формы с оболочкой, заполненной .газом легче воздуха, маршевые двигатели, горизонтальные и вертикальные рули, гондолу, закрепленную под оболочкой на шарнирной подвеске с возмо>кностью сохранения горизонтального расположения продольной оси, и устройство для изменения центра тяжести дирижабля,отл ича ющи йс ятем,что,с целью повышения надежности и упрощения конструкции дирижабля, устройство для изменения центра тяжести размещено внутри оболочки и содержит балансировочный груз, прикрепленный к системе тросов с возможностью перемещения вдоль про2, Дирижабль по п.1, от л и ч а ю щ и й% с я тем, что шарнирная подвеска гондолы выполнена в виде двух боковых штанг.
З.Дирижабль по п,1, отл ич а ю щи йс я тем, что шарнирная подвеска гондолы выполнена в виде одной центральной штанги, при этом в корпусе выполнен щелевой паз.
4. Дирижабль по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что шарнирная подвеска гондолы выполнена комбинированной из двух боковых и одной центральной штанг, при этом в корпусе выполнен щелевой паз.
5. Дирижабль по п.1, о т л и ч а ю щи йс я тем, что, с целью обеспечения возможности спасения гондолы и основной части дирижабля при аварии, оболочка корпуса выполнена из двух частей — неотделяемой носовой и быстроотделяемой при аварии части, при этом носовая часть выполнена со складками, расправляющимися с преобразованием носовой части в парашют, 1792391
1792391
Составитель С. Дерябин
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Юско
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул,Гагарина, 101
Заказ 168 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4И




