Устройство для определения проходимости транспортного средства
Использование: определение физикомеханических свойств грунтов. Сущность изобретения: устройство закреплено на выступающей впереди от транспортного средства консоли и настроено на удельное давление машины на грунт. Устройство содержит индикаторы погружения наконечника и опасного состояния местности. Наконечник штанги выполнен в виде опорного башмака. Обойма снабжена защитным бюгелем. 1 ил. -
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si>s Е 02 О 1/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4860157/33 (22) 27.08.90 (46) 30.01,93, Бюл. М 4 (72) B.Â.Áàòàëoâ и B.8.ÑåíüêîB (56) Комплект средств разведки водных пре. град КРП / Под ред. А.А.Еромолаева, М.:
Военное издательство Министерства обороны СССР, 1983, с.33 — 35. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к области средств для определения физико-механических свойств грунтов, в частности, определения проходимости местности транспортными средствами.
Известно устройство (ручной пенетрометр) для оценки проходимости местности по несущей способности грунта, содержащее штангу с коническим наконечником, узел вдавливания и указатель.
Ручная операция требует остановки машины и присутствия человека в зоне предстоящего движения. Кроме того, ручная операция принципиально не применима при движении по радиоактивно загрязненной или зараженной иным способом местности; а также при использовании дистанционно управляемых и роботизированных машин, предназначенных для действия в зонах, опасных для человека.
Цель изобретения — непрерывная пенетрация грунта на трассе движения в автоматическом режиме и обеспечение
„„ Ы„„1791530 А1 (57) Использование: определение физикомеханических свойств грунтов. Сущность изобретения; устройство закреплено на выступающей впереди от транспортного средства консоли и настроено на удельное давление машины на грунт. Устройство содержит индикаторы погружения наконечника и опасного состояния местности.
Наконечник штанги выполнен в виде опорного башмака. Обойма снабжена защитным бюгелем, 1 ил. безопасности транспортного средства при встрече препятствий.
Достигается цель тем, что устройство для определения проходимости транспортного средства, содержащее штангу с наконечником и узел вдавливания, снабжено обоймой с защитным бюгелем, консольной балкой для соединения с транспортным средством и индикаторами погружения наконечника и опасного состояния местности, причем наконечник штанги выполнен в виде опорного башмака, а индикатор опасного состояния выполнен в виде поплавковой камеры, поплавка с толкателем и рычага, контактирующего с замыкателей, при этом, обойма с защитным бюгелем установлена на штанге, а замыкатель и индикатор погружения наконечника посредством электролинии соединены со щитком приборов транспортного средства.
На чертеже представлена схема устройства.
1791530
PM Pn+Рг
5м Sb
Устройство включает штангу 1, установленную на конце выступающей впереди от транспортного средства 2 консольной балки, состоящей из двух частей: первая часть
3 жестко закреплена на транспортном средстве, вторая часть 4 связана с первой предохранительным устройством 5, имеющим горизонтальную поперечную ось, Штанга 1 установлена в обойме 6, ее нижний конец шарнирно связан с опорным башмаком 7, Нижний конец обоймы снабжен защитным бюгелем 8. На верхнем конце штанги размещен узел вдавливания 9, например, в виде комплекта сменных грузов, На штанге 1 установлен индикатор погружения наконечника 10 в грунт, соединенный электролинией со щитком приборов в кабине транспортного средства.
На обойме 6 закреплен индикатор опасного состояния местности, выполненный в виде поплавковой камеры 11, поплавка с толкателем 12, рычага 13, контактирующего с замыкателем 14, Устройство работает следующим образом.
Зная или вычислив удельное давление транспортного средства на грунт, набирают комплект сменных грузов, чтобы выполнить условие равенства давления на грунт опорного башмака пенетрометра и транспортного средства, соблюдая условия где Р— вес машины;
S — опорная площадь гусениц;
P> — вес устройства;
Рг — вес набора сменных грузов;
Яе — опорная площадь башмака штанги, Транспортное средство движется по трассе, при этом, башмак 7 скользит по поверхности, небольшие неровности которого и колебания транспортного средства в вертикальной плоскости компенсируются вертикальными качаниями башмака 7 в шарнире его присоединения к штанге и движениями штанги относительно обоймы 6.
При достаточной несущей способности не происходит существенного проникновения устройства в грунт. Если несущая способность поверхности трассы недостаточна, и роисходит погружение баш5
50 мака 7 на величину равную глубине колеи машины и индикатор погружения наконечника 10 выдает сигнал об этом, В случае встречи препятствия: ямы, рва и т.д. опасной глубины для данной машины срабатывает индикатор опасного состояния местности, замыкающийся при перемещении вниз штанги 1 на заданную максимально-допустимую глубину. При движении через брод, в случае глубины большей допустимой для прохождения данной машины, с учетом погружения устройства в грунт, замыкатель 14 срабатывает от нажатия рычага
13 поплавковой камеры 11, Водитель успевает отреагировать на сигнал, остановить машину, совершить маневр, включить задний ход, изменить маршрут и т.п. В автоматизированных или роботизи рова н ных тра нс портных средствах сигнал может быть подан на остановку двигателя и включение тормозов. Возможно также использование микропроцессора для формирования соответствующей реакции.
Защитный бюгель 8 служит для устранения влияния на движение и положение башмака 7 растительности, кустарника или других относительно непрочных препятствий на трассе машины, Формула изобретения
Устройство для определения проходимости транспортного средства, содержащее штангу с наконечником и узел вдавливания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения непрерывной пенетрации грунта на трассе движения в автоматическом режиме и безопасности движения транспортного средства при встрече препятствий, устройство снабжено обоймой с защитным бюгелем, консольной балкой для соединения с транспортным средством и индикаторами погружения наконечника и опасного состояния местности, причем наконечники штанги выполнен в виде опорного башмака, а индикатор опасного состояния — в виде поплавковой камеры, поплавка с толкателем и рычага, контактирующего с замыкателем, при этом обойма с защитным бюгелем установлена на штанге, а замыкатель и индикатор погружения наконечника посредством электролинии соединены со щитком приборов транспортного средства, 1791530
Составитель М.Слинько
Техред М.Моргентал Корректор Н.Милюкова
Редактор С.Козлова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 138 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рэушская наб., 4/5


