Широкозахватный агрегат для уборки овощей
Использование: в конструкциях широкозахватных агрегатов для уборки овощей. Сущность изобретения: агрегат содержит горизонтальную и наклонную части рамы транспортера с неподвижными и подвижными желобообразными настилами. На тяговом элементе смонтированы скребки, образованные взаимно перпендикулярными П-образными дугами. К дуге, расположенной в плоскости тягового элемента, прикреплен эластичный грузоноситель. Плоды, попадая на грузоноситель, занимают устойчивое положение на желобообразной поверхности настилов, спираясь на дуги скребка. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 А 01 Р 45/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОЬ ЕТЕНИЯ,. .-. ;;" .„.„: фИВМИОТЕКА
К ПАТЕНТУ
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к широкозахватным устройствам, применяемым при ручной уборке и механической погрузке в транспортное средство плодов овощных культур, в данном случае капусты. ков, что не обеспечивает фиксированного размещения кочанов капусты на грузоносителях во время их передвижения пО транспортере, а значит не исключается их произвольное перемещение по поверхности грузоносителей и травмирование при этом о боковые части конструкции. (21) 4662946/15 (22) 17.03.89 (46) 07.01.93. Бюл. М 1 (76) Л.А.Иванюк (56) Кузенин В.М. и Сухов Ю.И. Справочник молодого механизатора-овощевода. M.: Высшая школа, 1978, с.173, рис.77. (54) ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ
УБОРКИ ОВОЩЕЙ (57) Использование: в конструкциях широкозахватных агрегатов для уборки овощей, Сущность изобретения: агрегат содержит
Известен погрузочный транспортер серийно выпускаемой капустоуборочной машины УКМ-2, состоящий из шарнирной рамы, включающий горизонтальную и наклонную части,.охватываемые рабочим органом с внутренним расположением плоских рамчатых скребков, соединяющих между собой две бесконечные втулочно-роликовые цепи. К скребкам прикреплены эластичные грузоносители опирающиеся на плоский настил. Положительным в этой конструкции транспортера является то, что в момент освобождения от кочанов капусты, их поступательная скорость остается неизменной по величине, что достигается благодаря внутреннему размещению скребков.
Недостатком транспортера есть плоский на стил и плоская рамчатая конструкция скреб„„БЦ„„1786994 АЗ горизонтальную и наклонную части рамы транспортера с неподвижными и подвижными желобообразными настилами. На тяговом элементе смонтированы скребки, образованные взаимно перпендикулярными П-образными дугами. К дуге, расположенной в плоскости тягового элемента, прикреплен эластичный грузоноситель.
Плоды, попадая на грузоноситель, занимают устойчивое положение на желобообразной поверхности настилов, опираясь на дуги скребка. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.
Прототипом может служить широкозахватный транспортер для уборки овощей, содержащий горизонтальную и наклонную части рамы, соединенные между собой шарнирно, опирающиеся на четыре самоустанавливающиеся колеса. Рабочий орган выполнен в виде двух цепных контуров, соединенных между собой плоской транспортерной лентой с размещенными на ней перегородками (скребками). С обеих сторон рабочего органа выполнены неподвижные борта так, что лента, скребки и борта образуют ячейки для транспортирования плодов. Кроме того, транспортер содержит два приводных вала на каждой из фронтальных сторон, вертикальную стойку, растяжки, 1786994
55 подъемный механизм и привод. Положительным в этом" транспортере является возможность использования его при беззагоновом методе уборки овощей, К недостаткам прототипа следует отнести использование в качестве рабочего органа плоской транспортерной ленты со скребками, которая движется между неподвижными бортами, При незначительной загрузке ленты",плодами на горизонтальном участке в силе инертности они стараются занять крайнее заднее положение на ленте, т.е. разместиться впереди подпирающего их скребка. В результате получается эффект заклинивания плодов собой и бортами, вследствие чего они травмируются. Эффект заклинивания увеличивается на наклонном участке транспортера или при полной его загрузке плодами. К недостатку следует отнести также конструкцию рабочего органа— ленту с наружным расположением скребков: как результат, при прохождении скребком ведомого вала транспортера, он сообщает плодам ускорение, что приводит к увеличению их травмирования при ударе о конСтрукцию транспортного средства или один о другой. Кроме того, вследствие принятой конструкции рабочего органа, транспортер имеет ограниченный верхний диапазон применения скоростей движения рабочего органа, так как увеличение их в пределах технической характеристики трактора приведет к явлению "катапультирования" плодов скребками во время прохождения ими ведомого вала, что существенно.ограничивает производительность транспортера. Существующая конструкция наклонной части транспортера предусматривает значительную высоту падения плодов при погрузке в транспортное средство, что приводит их к травмированию.
Цель изобретения — уменьшение травмирования плодов, На фиг.1 — 4 изображен схематично агрегат, вид сзади; на фиг.5 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.6 — скребок основного транспортера; на фиг.7 — схема к разъяснению определения величины параметров конструкции основного транспортера.
Широкозахватный агрегат для уборки овощей состоит из загрузочного устройства
1 и основного транспортера 2, Основной транспортер 2 состоит из горизонтальной 3 и шарнирно закрепленной на ней наклонной 5 частей рамы, Загрузочное устройство
1 закреплено шарнирно к верхнему изогнутому концу части 5 рамы, Положение части
5 рамы регулируется ручным подъемным механизмом 14, а устройство 1 — при помощи гидроцилиндров 33. Конструкция тягового
45 элемента транспортера 2, выполненная с внутренним расположением скребков 6 с закрепленными к ним эластичными грузо- носителями 7, позволяет сохранить поступательную скорость движения плодов по транспорту 2 постоянной, включая и момент передачи плодов загрузочному устройству
1, что предотвращает их травмирование. С целью фиксации плодов на грузоносителях
7 во время их движения по настилу 8 и 9, скребки 6 размещены на тяговом элементе транспортера 2 с постоянным шагом и выполненны в виде полуконтейнеров (фиг.6), образованных иэ двух взаимно перпендикулярных П-образных дуг, причем к дуге. расположенной параллельно тяговому элементу, прикреплены эластичные грузоносители 7, опирающиеся вдоль тягового элемента транспортера 2 на неподвижные 8 и подвижный 9 желобообраэные настилы.
Плоды, помещенные на грузоноситель 7, под воздействием силы тяжести, занимая устойчивое положение на желобообразной поверхности настилов 8 и 9, устремляются к их продольной оси и одновременно вследствие инертности занимают крайнее заднее положение на грузоносителе 7, тем самым заключаются в подпирающий полуконтейнерный скребок 6, что исключает их произвольное перемещение по грузоносителю 7, а следовательно, и травмирование о боковые стенки конструкции транспортера и Bblпадение при движении по наклонной части
5 рамы. Желобообразный настил 8 на горизонтальной 3 и наклонной 5 частях рамы закреплен неподвижно, а желобообразный настил 9 одним концом шарнирно связан с неподвижным настилом 8 горизонтальной части 3 рамы с возможностью поворота в вертикальной плоскости, а другой конец его установлен неподвижно на настиле 8 наклоннойй части 5 рамы. Для обеспечения технологического процесса передачи плодов грузоносителем 7 загрузочному устройству
1, верхний участок желобообразного настила 8 на части 5 рамы выполнен изогнутым и оканчивается эластичным клапаном 10, копирующим в поперечном сечении профиль желобообразного настила 8. Во избежание воздействия на грузоноситель 7 и плоды, находящиеся на нем, ускорения, возникающего в момент прохождения скребком 6 ведомых звездочек 23 транспортера 2, конструкция части 5 рамы и желобообразного настила 8 выполнена так, что расстояние
1(фиг.7), измеренное в плоскости вертикальной симметрии, между основанием перпендикуляра АВ, находящегося в плоскости проекции оси ведомых звездочек 23 транспортера 2, на плоскость рабочей ветви тяго1786994
10
20
35
55 вого элемента и точкой С, пересечения образующей верхнего конца желобообразного настила 8, с плоскостью вертикальной симметрии, выполнено большим суммы вы соты h П-образной дуги скребка 6, параллельной плоскости тягового элемента и длины его грузоносителя 7-k, По всей длине части 3 рамы в ее задней части смонтирован приемный стол 18, а на внутренней стороне передней стенки ее установлено защитное ограждение 21. Для предотвращения травмирования плодов во время их укладки на грузоноситель 7 приемный стол 18 оборудодан эластичным покрытием 19, а ограждение 21 имеет эластичную поверхность 22, Кроме того, рабочая поверхность приемного стола 18 расположены выше скребков 6, чем предотвращается травмирование плодов о торцевые части скребка 6 в момент укладки их на грузоносителе 7. Для предотвращения скатывания плодов из стола 18 назад во время движения агрегата по неровной поверхности поля он закреплен своей передней частью к части 3 рамы шарнирно, а свободная задняя часть регулируется по высоте посредством цепи 20. Рабочий орган загрузочного устройства 1 представляет собой две втулочно-роликовые цепи, охватывающие рабочие звездочки ведущего 26 и . ведомого 28 валов, соединяющиеся между собой размещенными с постоянным шагом планчатыми скребками, На них закреплен бесконечный эластичный грузоноситель 29, имеющий в сечении продольной вертикальной плоскостью симметрии форму неправильной синусоиды и образующий с синхронно движущимися с -ним, установленные по обе его стороны отбойными элементами 27 ячейки. Свободный конец грузоносителя 7 с размещенными на нем плодами, миновав клапан 10, проваливается вниз и укладывает их в очередную ячейку загрузочного устройства 1, От бокового перемещения плодов за пределы грузоносителя 29 их удерживают отбойные элементы 27.
С целью обеспечения плавности и точности укладки грузоносителями 7 плодов в ячейки грузоносителя 29, скребки загрузочного устройства 1 и транспортера 2 движутся синхронно, что обеспечивается передаточным числом привода 24 загрузочного устройства
1, а степень синхронности их работы регулируется путем перестановки цепи 34 привода загрузочного устройства 1 на соответствующйх звездочках, с одновременным проворачиванием одного из рабочих органов. После прохождения плодов по загрузочному устройству 1 они укладываются в транспортное средство. По мере его заполнения, во избежание травмирования плодов как о конструкцию загрузочного устройства 1, так и вследствие черезмерной высоты падения их в транспортное средство, наклон загрузочного устройства 1 регулируется по высоте при помощи гидроцилиндров ЗЗ.
Широкозахватный агрегат для уборки овощей, преимущественно капусты, с рабочей шириной захвата 10 м содержит загрузочное устройство 1 и основной транспортер 2. Основной транспортер 2 включает горизонтальную часть 3 рамы, опирающуюся на четыре самоустанавливающиеся колеса 4 и шарнирно закрепленную на ней наклонную часть 5 рамы, Тяговый элемент транспортера 2 состоит из двух бесконечных втулочно-роликовых цепей, соединенных между собой расположенными вовнутрь контейне рообразн ыми скребками
6, к горизонтальной части которых(сзади по ходу движения) закреплены эластичные грузоносители 7, опирающиеся на рабочем участке ветви транспортера 2 на неподвижные
8 и подвижный 9 желобообразные настилы.
Желобообразный настил 8 на верхнем конце части 5 рамы выполнен изогнутым и оканчивается клапаном 10. Настил 8:выполнен из отдельных деревянных реек, установленных с зазором (фиг.5) и закрепленных неподвижно. Подвижный настил 9 выполнен из отдельных трубчатых элементов, установленных с зазором, один конец которых закреплен шарнирно на образующей неподвижного желобообразного настила 8 части 3 рамы, а другой свободно опирается на образующую неподвижного настила части 5 рамы. Тяговый элемент транспортера 2 приводится в движение посредством главного привода 11 агрегата и приводной станции
12 основного транспортера 2. Наклонная часть 5 рамы имеет фиксированные рабочие и транспортное положения, занимаемые ею посредством стального грузового каната 13 при помощи подъемного механизма 14, закрепленного на опоре 15 и страховочного стального каната 16. Для обеспечения жесткости конструкции части 3 рамы служат растяжки 17, Со стороны загрузочного участка части 3 рамы по всей его длине шарнирно смонтирован приемный стол 18 (фиг.5), состоящий из деревянного настила имеющего эластичное покрытие 19, причем он имеет регулируемый угол наклона к горизонту, Регулировка осуществляется посредством цепей 20. На внутренней части передней стенки части 3 рамы установлено ограждение 21 из деревянных реек, оборудованных эластичной поверхностью 22, Эластичное покрытие 19 и эластичная поверхность 22 могут быть выполнены из llpo
1786994
20
30
35 ао
50
55 резиненной ленты или другого упругого материала. На верхнем изогнутом участке части 5 рамы консольно закреплены ведомые звездочки 23 транспортера 2, одна из которых передает усилие на находящийся тут же привод 24 загрузочного. устройства 1. Здесь также закреплена шарнирно рама 25 загру- . зочного устройства 1. На раме 25 смонтирован ведущий вал 26, на котором установлены две рабочие и одна приводная звездочки, два шкива отбойных элементов
27, выполненных в виде клиновых ремней.
На ведомом валу 28 установлены две рабочие звездочки и два шкива отбойных элементов 27. Рабочие звездочки загрузочного устройства 1 охватывают две бесконечные втулочно-роликовые цепи, соединенные между собой планчатыми скребками, к которым закреплен бесконечный эластичный грузоноситель 29, выполненный из прорезиненной ленты так, что совместно с отбойными элементами 27, расположенными с обеих сторон его, он образует ячейки. На раме 25 устройство 1 установлены кронштейны 30 крепления одного конца стальных канатов 31, которые опираются на ряд шкивов 32, расположенных на раме транспортера 2. Другой конец канатов 31 прикреплен к гидроцилиндрам 33, которые служат для регулировки высоты расположения свободного конца загрузочногоустройства 1 во время работы. Передача усилия от привода 24 на ведущий вал 26 осуществляется посредством втулочно-роликовой цепи 34. В транспортном положении часть 5 рамы опирается на клыки 35. Агрегатирование с трактором в рабочем положении осуществляется посредством навески 36, а в транспортном— посредством серьги 37.
Работает широкозахватный агрегат для уборки овощей следующим образом.
Трактор класса 1,4 т с приведенным в рабочее положение агрегатом заходит в
- междурядья на плантации капусты. Рядом по убранному полю, под опущенным в нижнее положение загрузочным устройством 1, движется транспортное средство. Рабочиесборщики, заняв по одному рядку капусты, движутся за агрегатом, рубят кочаны капусты и укладывают их на движущиеся эластичные грузоносители 7 транспортера 2 или на приемный стол 18, установленный наклонно, с которого они скатываются на грузоносители 7. Кочаны капусты, занявшие устойчивое положение на желобообразном настиле 8 и фиксированное положение в полуконтейнерных скребках 6, переносятся тяговым элементом транспортера 2 к верхнему концу части 5 рамы. В месте окончания настила 8 и клапана 10 свободный конец грузоносителя 7, вместе с кочанами капусты, проваливается вниз и укладывает кочаны капусты в очередную ячейку загрузочного устройства 1, Далее кочаны капусты устройством 1 укладываются в транспортное средство. Из рабочего положения в транспортное агрегат переводится трактористом в течение 25 минут. При этом страховочный канат 16 переставляется из рабочего положения в транспортное. Наклонная часть 5 рамы основного транспортера 2 посредством подъемного механизма
14 переводится в крайнее нижнее положение, при этом часть 5 рамы опирается на клыки 35. Свободный конец загрузочного устройства 1 фиксируется под наклонной частью 5 рамы. В рабочее положение агрегат переводится в обратном порядке, переналадка требует столько же времени.
Применение широкозахватного агрегата для уборки овощей позволяет уменьшить травмирование кочанов капусты до 1 и в три раза повысить производительность труда рабочих-сборщиков в сравнении с уборкой и погрузкой капусты вручную. Так как . для изготовления агрегата используются узлы и детали, взятые из серийно выпускаемых сельскохозяйственных машин, он может быть изготовлен в мастерских хозяйств и ремонтно-транспортных предприятий системы Госагропрома СССР.
Формул а и зоб рете ни я
1. Широкозахватный агрегат для уборки овощей, содержащий шарнирно связанные между собой горизонтальную и наклонную части рамы транспортера с замкнутым тяговым элементом и эластичным грузоносителем и загрузочное устройство, шарнирно закрепленное на верхнем конце наклонной части рамы с возможностью поворота в вертикальной плоскости, отличающийся тем, что, с целью уменьшения травмирования плодов, на горизонтальной и наклонной частях рамы установлены неподвижные и подвижный желобообразные настилы, а транспортер состоит из смонтированных с постоянным шагом на замкнутом тяговом элементе внутри его. контура скребков, каждый из которых образован из двух взаимно перпендикулярных П-образных дуг, причем к дуге, расположенной параллельно тяговому элементу, прикреплен эластичный грузоноситель при этом загрузочное устройство расположено под верхним концом наклонного желобообразного настила.
2. Агрегатпо п1, отл ич а ю шийся тем, что подвижный настил одним концом шарнирно связан с неподвижным настилом
1706994
10 горизонтальной части рамы с возможностью поворота в вертикальной плоскости, а другой конец установлен подвижно на настиле наклонной части рамы, 3. Агрегат по п1, о тл и ч а ю шийся тем, что загрузочное устройство выполнено в виде транспортера с ячеистым грузоносителем, ячейки которого имеют постоянный шаг.
4. Агрегат по п.1. о тл и ч а ю шийся тем, что на горизонтальной раме вдоль транспортера с возможностью изменения угла наклона смонтирован приемный стол, причем рабочая поверхность стола расположена выше скребков транспортера и имеет эластичное покрытые, 5. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что на внутренней стороне передней стенки горизонтальной рамы установлено защитное ограждение с эластичной поверх5 ностью.
6.Агрегатпоп.t,отл ича ющийся тем, что измеренное в плоскости вертикальный симметрии расстояние между проек10 цией оси ведомых звездочек транспортера на плоскость рабочей ветви тягового элемента и верхним концом желобообразного настила выполнено большим суммы длины эластичного грузоносителя и высоты П-об15 разной дуги, параллельной плоскости тягового элемента.
1786994
1786994
1786994
Составитель Л.Иванюк
Техред M.Mîðlåíòàë Корректор С.Патрушева
Редактор
Производственно-.издательский комбинат" Патент",г.ужгород,ул. Гагарина. Þ1
Заказ 259 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5







