Шестеренный гидронасос
Сущность изобретения: в цилиндрических расточках корпуса размещены шестерни с цапфами, установленные в подшипниках скольжения, С торцами шестерен сопряжены компенсаторы торцевых зазоров, размещенные в пазах, На нерабочей поверхности компенсаторов выполнены эластичные манжеты П-образной формы и каналы, соединенные с кольцевыми расточками, выполненными на окружной поверхно.сти отверстий под цапфы со стороны подшипников скольжения. 4 ил.
СОВХОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 04 С 2/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
k (21) 4861611/29 (22) 18.07.90 (46) 07.01.93. Бюл, N -1 (71) Сумской филиал Харьковского политехнического института им.В,И.Ленина (72) В, Н.Кондратенко (56) Авторское свидетельство СССР
N. 14955116, кл; F 04,С 2/08, 1989.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным гидромашинам, и может быть использовано в насосостроении, Известен шесгеренный гидронасос, содержащий размещенные в цилиндрических расточках корпуса шестерни с цапфами, установленными в подшипниках скольже. ния, сопряженные с торцами шестерен компенсаторы торцевых зазоров, размещенных з пазах, выполненных на нерабочей поверхности компенсаторов эластичные манжеты.
Указанное устройство является наиболее близким по технической сущности и выбрано в качестве прототипа.
Недостатком этого устройства является низкая надежность и малый ресурс работы и, как результат, снижение эксплуатационных характеристик насоса.
Это объясняется тем, что при работе гидронасоса затруднен подвод рабочей жидкости для смазки подшипников скольжения, что приводит к затруднениям при. Ж 1786286 А1 (54) ШЕСТЕРЕННЫЙ ГИДРОНАСОС (57) Сущность изобретения; в цилиндрических расточках корпуса размещены шестерни с цапфами, установленные в подшипниках скольжения. С торцами шестерен сопряжены компенсаторы торцевых зазоров, размещенные в пазах, На нерабочей поверхности компенсаторов выполнены. эластичные манжеты П-образной формы и каналы, соединенные с кольцевыми расточками, выполненными на окружной поверхности отверстий под цапфы со стороны подшипников скольжения. 4 ил. запуске насоса и к повышенному износу подшипников скольжения.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик гидронасоса путем увеличения ресурса работы и надежности гидронасоса, Поставленная цель достигается тем, что в известном шестеренном гидронасосе, содержащем размещенные в цилиндрических расточках корпуса шестерни с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, сопряженные с торцами шестерен компенсаторы торцевых зазоров, размещенные в пазах, выполненных на нерабочей поверхности компенсаторов эластичные манжеты
П-образной формы, согласно изобретению на нерабочей поверхности компенсаторов выполнены каналы, соединенные с кольцевыми расточками, выполненными HB окружной поверхности отверстий под цапфы со стороны подшипников скольжения, Выполнение каналов на нерабочей поверхности компенсаторов, которые соединены с кольцевыми расточками, выпол1786286 ненными на окружной поверхности отверстий под цапфы -со стороны подшипников скольжения позволяет рабочей жидкости попадать непосредственно в зону трения, обеспечивая тем самым обильную смазку 5 подшипников скольжения на всех режимах работы и на рабочих жидкостях с любой вязкостью, что улучшает как пусковой момент, так и режим работы насоса, а также повышает надежность запуска гидронасо- 1 са, увеличивая ресурс работы подшипников скольжения и устройства в целом, Таким образом, указанная конструкция шестеренного гидронасоса позволяет увеличить ресурс работы и надежность гидро- 1 насоса, а в целом повысить его эксплуатационные характеристики.
Технических решений, имеющих сходные с заявляемым признаки, не выявлено, в связи с чем считаем, что предложенное ре- 2 шение соответствует критерию "существенные отличия".
На фиг,1 представлен продольный разрез шестеренного гидронасоса; на фиг,2— разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 — разрез 8-В на фиг.2.
Шестеренный гидронасос содержит размещенные в цилиндрических расточках 1 корпуса 2 шестерни 3 с цапфами 4, установ-. ленными в подшипниках 5 скольжения, сопря>кенные с торцами 6 шестерен 3 компенсаторы 7 торцевых зазоров, размещенные в пазах 8, выполненных на нерабочей поверхности 9 компенсаторов 7 эластичные манжеты 10 П-образной формы.
На нерабочей поверхности 9 компенсаторов 7 выполнены каналы 11. соединенные с кольцевыми расточками 12, выполненными на окружной поверхности 13 отверстий 14 под цапфы 4 со стороны подшипников 5 скольжения, Имеются полость 15 всасывания и полость 16 нагнетания.
Шестеренный гидронасос работает сле..дующим образом.
При подготовке к пуску полости 15 всасывания заполняются рабочей жидкостью, которая одновременно по каналам 11 и кольцевым расточкам 12, выполненным на
4 окружной поверхности 13 отверстий 14 под цапфы 4 со стороны подшипников 5 скольжения, подводится к зоне трения подшипников 5 скольжения и цапф 4 шестерен 3.
При вращении шестерен 3 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 3 и в межзубьевых впадинах переносится из полости 15 всасывания в полость 16 нагнетания, 0 Одновременно рабочая жидкость высокого давления поступает в подманжетные полости эластичных манжет 10 П-образной формы и поджимает компенсаторы 7 к торцам 6 шестерен 3. Постоянно обновляемая
5 рабочая жидкость, поступающая в полость
15 всасывания,продолжает беспрепятствен- но поступать по каналам 11 и кольцевым расточкам 12 в зону трения подшипников 5 скольжения и цапф 4 шестерен 3, обеспечи0 вая обильную смазку и охлаждение зоны трения на всех режимах работы гидронасоса.
Заявленное устройство в сравнении с прототипом имеет следующие преимущест25 ва, За счет обеспечения гарантированной . обильной смазки подшипников скольжения на всех режимах работы насоса увеличивается ресурс работы как подшипников скольжения, так и гидронасоса, 30 Формула изобретения
Шестеренный гидронасос внешнего зацепления, содержащий размещенные в цилиндрических расточках корпуса шестерни с цапфами, установленными в подшипниках
35 скольжения, сопряженные с торцами шестерен компенсаторы торцевых зазоров, размещенные в пазах, выполненных на нерабочей поверхности компенсаторов, эластичные манжеты П-образной формы, 40 отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик гидронасоса путем увеличения его ресурса работы и надежности, на нерабочей поверхности компенсаторов выполнены
45 каналы, соединенные с кольцевыми расточками, выполненными на окружной поверх, ности отверстий под цапфы со стороны подшипников скол . жения.
1786286
Редактор
Заказ 238 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
1Г
Составитель В. Кондратенко
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Л, Филь


