Гитара г.и.тушишвили
Изобретение относится к конструкции гитары и позволяет повысить удобство при игре посредством наличия накладки и насадки . 4 з.п. ф-лы, 22 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 10 О 1/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ ССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
«кт . - ". к- - ниь .т +,м
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У (21) 4763619/12 (22) 30.11.89 (4G) 30.12.92. Бюл. N. 48 (75) Г.И.Тушишвили (56) Трахтенберг Г.Л. Музыкальные инструменты. M.: Госториздат, 1939, с, 32-33.
Изобретение относится к области про=" " изводства музыкальных инструментов, в частности гитарам универсального назначения.
Все виды современных гитар содержат корпус с грифом, подставку, головку и струны. Однако эти гитары имеют существей= ные недостатки. Они являются самостоятельными, независимыми, отлича- ются друг от друга внешностью, строем, зву- ." коизвлечением, количеством и разновидностями струн, манерой исполнения и др. Поэтому попытка переналадки с одного вида гитар в другой вид вызывает определенные неудобства и затруднения при игре.
Цель изобретения — повышение удобства при игре.
Поставленная цель достигается тем, Что гитара имеет соответственно расположекнные под верхним порожком нижнего грифа и на нем съемную накладку и насадку с пазами для размещения струн, а нижний п0рб-" жек нижнего грифа имеет поперечные пазы" для струн, на верхнем грифе расположейы шесть нейлоновых струн, а на нижнем— семь металлических струн. Кроме того, угол наклона верхнего грифа к оси симметфВГ корпуса составляет 12, а угол между грифами — 180, причем гитара имеет также распо,,!Ж„, 1785038Ас 1 (54) ГИТАРА Г.И.ТУШИШВИЛИ
-(б7) Изобретение относится к конструкции гитары и позволяет повысить удобство при игре посредством наличия накладки и насадки. 4 з.п. ф-лы, 22 ил. ложенные по краям головки и жестко соединенные с ней два выступа, насадок имеет две боковые пятки с центральными гнездами, а боковые поверхности пуговок выполнены с накаткой и расположены под углом
90 по отношению к поперечным пазам.
На фиг. 1 изображена предлагаемая гитара, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — вид по стрелке В на фиг, 1; на фиг.
5 — сечение Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 — узел l на фиг. 4; на фиг. 7- узел И на фиг. 1; на фиг. д
8 — гитара, вид сзади; на фиг. 9 — вид по стрелке Д на фиг. 1; на фиг. 10 — гитара для ©© исполнения стиля "фламенко"; на фиг. 11— то же; для исполнения джазовой музыки (соло и ритм-гитара); на фиг. 12 — то же, (бас-ги- С тара); на фиг. 13 — сечение Е-Е на фиг. 12; (И на фиг. 14 — узел !И на фиг. 12; на фиг. 15 — Q0 вид по стрелке на фиг. 12; на фиг. 16— насадка-порожек а аксонометрии; на фиг. )
17 — положение инструмента при исполнении классических произведений; на фиг.
18 — то же, при исполнении "фламенко"; на фиг. 19 — то же, при игре на "русской семиструнке"; на фиг. 20 — то же, при игре на
"гавайской гитаре"; на фиг. 21 — то же, при игре на электрогитаре (соло, ритм); на фиг.
22 — то же; при игре на электрогйтаре (басгитара).
1785038
Гитара содержит корпус 1, верхний 2 и . нижний 3 грифы, верхний 4 и нижний 5 порожки верхнего грифа 2, верхний 6 и нижний 7 порожки нижнего грифа 3, лады 8, выемки 9 корпуса 1 и головку 10.
Верхний гриф 2 имеет шесть нейлоновых струн 11 (фиг. 7) для исполнения классического стиля и стиля "фламенко", а нижний съемный гриф 3 имеет семь металлических струн 12 для исполнения "русского семиструнного", "гавайского" и джазового стилей.
Верхйий гриф 2 приклеивается к корпусу 1 гитарй в точном своем положении высоты струн над грифом с заранее выбранными размерами (фиг. 2 и 8). а нижний (съемный) гриф 3 крепится к корпусу 1 гитары с по мощью регулировочного винта 13, втулки 14 и гайки 15 (фиг. 3 и 8). Нижний порожек 7 нижиего грифа 13 (фиг. 4) состоит из поперечных пазов 16 для снятия или установления струн 12 нижнего грифа 3 на корпусе 1 гитары. В поперечных пазах 16 продеваются струны 12 и закрепляются в нйх пуговками 17., имеющимися на конце каждой струны 12. Под верхним порожком 6 нижнего грифа 3 вставляется съемная подкладка
"19 (фиг. 9) для переналадки инструмента на
"гавайский" вид гитары, а при переналадке нижнего грифа 3 на бас-гитару (фйг.. 12) на верхнем порожке 6 вставлена насадка 20 в виде порожка (фиг. 12 — 16), имеющего четыре. с соответствующими размерами паза 21 для размещения базовых струн 22. Насадка
20 содержит также две боковых пятки 23, с центральными гнездами 24, которые крепятся йа краях головки 10 в.установленных выступах 25.
При йспользовании верхнего грифа 2 во время исполнения. стиля "фламенко", на корпусе 1 гитары крепится пластмассовая предохранительная пластинка 26 с помощью тайных винтов 27 (фиг. 10).
При исполнении джазового стиля на . корпусе 1 и нижнем грифе 3 гитэры смонти рован звукосниматель 28; который одним концом держится на пластинке 29, а другим концом — на корпусе l гитары с помощью вильчатого зажима 30. Звукоизвлечение нижнего грифа 3 электронным путем произ водится через штекерное гнездо 31.
На верхнем 2 и нижнем 3 грифах прй надобности устанавливаетСя кайодастр 32, который, кроме его основной функции, исполняет роль глушителя.
Пользуются гитарой следующим образом: при классическом стиле исполнения выемка 9 гитары кладется на левую ногу и прислоняется к играющему корпусом 1 с таким расчетом, чтобы она приняла вертикальное положение, а головка 10 верхнего
20 гриф 3 снимается s следующем порядке. сперва специаиьйым ключом отвинчйвается регулировочный винт 13 нижнего(съемного) грифа 3 от гайки 15 и нижний гриф 3 снима30 ется от корпуса 1 гитары. Затем все шесть струй 12 без потерь времени(заключающихся в том, что не требуется шестиразового откручивания каждого колкового механйзма головки инструмента со струйой в отдельно35 сти, на что тратится значительная доля времени) одновременно извлекаются из поперечных пазов 16 нижнего порожка 7 и на место снятого Нижнего грифа 3 крепится пластмассовая предохранительная пла40 стинка 26 (фиг. 10), предназначенная для
45 корпусу 1 гитары прикреплен в точном сво50 но йсполняемого произведения (соло, 55
15 грифа 2 была примерно на уровне плеча исполнителя. Увеличенный на S.ñì размер между выемками 9 и отклон верхнего грифа по отношению к оси симметрии на 12 градусов дает воэможность исполнителю соблюдать правильную позицию при посадке без применения специальной, скамейки. Кроме того, во время игры классических произведений, угол между верхним 2 и нижним 3 грифом составляет 18О. благодаря чему левая рука исполнителя вдоль верхнего 2 грифа перемещается свободно до последних (17-19)ладов8, неэадевая при этом нижний
3 гриф. Поэтому при исполнении классических произведений снятие нижнего грифа 3 не обязательно .
При исполнении испанского народного стиля "фламенко", когда применяются различные специфические (характернйе для этого стиля) приемы игры исполнения для правой руки, какими являются например, расгеадо. пульгар, тамбурин и др. большая нагрузка приходится на эту руку, и посколь» ку все эти приемы выполняются под струнами 11 на корпусе 1 гитары, поэтому нижний защиты корпуса 1 гитары от повреждения, На верхнем грифе 2 для "классиков." и
"фламенкистов" натягиваются нейлоновые струны 11 (фиг. 7), а сам верхний гриф 2 к ем положении, с заранее выбранной высотой струн 11 (фиг. 2)..
Для использования "русской семиструнной" гитары, исполнитель соответственаккомпанемент) во время игры может поинимать "классическую": или же более свободную позу — положив левую ногу на правую или наоборот;
При переналадке инструмента на "гавайский" вид гитары под верхним порожком 6 нижнего грифа 3 вставляется съемная подкладка 19, благодаря чему струны 12 поднимаются в среднем на 0 5 мм по отношению к их предыдущему расстоянию от
1785038
5 6 грифа, и "гавайская" гитара примет свою Таким образом, басовые "струны 22 как оригинальную позу для игры. -- : - в пазах 21 насадки-порожка 20, так и в поНа "гавайской" гитаре играют в позиции перечных пазах 16 нижнего порожка 7 ниж"сидя" (фиг; 20). Инструмент держится на него грифа 3 размещаются равномерно и коленях таким образом, чтобы верхний 2 и 5 инструмент принимает вид оригинальной нижний 3 гриф лежал на левом бедре, а серийной бас-гираты, на которой без закорпус 1 гитары-- на правом. Туловище на- труднений можно играть как медиатором, гибается несколько вперед, а голова пово- так и пальцами. рачивается немного в сторону грифа. Для закрепления концов струн 12 и 22
Предплечье правой.руки кладется на край 10 нижнего грифа 3 в поперечных пазах 16 корпуса 1 гитары, благодаря чему инстру- нижнего порожка 7 использованы пуговки мент держится йрочно и неподвижно. . 17, размеры боковых частей которых увелиПереналадка инструмента на джазовый чены для предотвращения выскальзывания стиль исполнения (для получения эвукоизв- струн 12 и 22 из поперечных пазов 16. Кроме лечения электройным путем) производится 15 того, боковые части пуговок 17 выполнены с посредством звукоснимателя 28, который накаткой, с помощью которой пуговки 17 размещается внутри струны 12 у конца нйж- прижимаются под углом 90 градусов по отнего грифа 3. Звук, извлеченный ударением ношению к поперечным пазом 16 плотно и медиатора о струну, вызывает электриче- неподвижно, предотвращая прй этом сдвиские колебания, которые передаются усилй- 20 жение струн 12 и 22 при игре. тела — репродуктору. При исполнении Для предотвращения силы давления на джазовой музыки иэ нижнего грифа 3 снй- корпус 1 гитары, вызванного натяжения мается седьмая струна, посколькудлйджа " струн 11 и 12 на обоих грифах во время зового стиля исполнения (соло, ритм).. использования верхнего грифа 2, струны 12 применяется шестиструнный строй.: 25 на нижнем грифе 3 расслабляются; при исНесмотря на то, что после снятия седь- пользовании нижнего "грифа 3, расслабля мойструнырасстояниеотшестойструныдо ются струны 11 верхнего грифа 2, а для кромки нижнего грифа 3 остается неисполь- предотвращения возможного дребезжания зованным и естественно, размер от шестой расслабленных струн 11 и 12, на верхнем 2 до первой струны уменьшается, это не вы- 30 и нижнем 3 грифах, в качестве (кроме его зывает неудобств и затруднений при игре, основного качества) глушителя приме.:яатпоскольку указанный размер соответствует ся каподастр 32 (устройство для изменения размерам грифа серийной электрогитары, а . звучания инструмента), который на свободколичество ладов 8 на нижнем грифе 3,. в HQM от игры грифе слегка прижимаетая для отличие от серийной акустической гитары, 35 заглушивания звуков. увеличено на три лада; т.е, до 22 ладов,: Поскольку на нижнем грифе 3 натянуты соответственно серийной электрогитаре. металлические струны 12, то кроме джазовой музыки, звукоизвлечение электронным При переналадке нижнего грифа 3 на путем можно произвести при исполнении бас-гитару, сперва снимаются струны 12, 40 "русского семиструнного" и "гавайского" затем на верхнем порожке 6 нижнего грифа стилей гитары.
3 вставляется насадка 20, в виде порожка, Размер ширины(обечайки) корпуса 1 гипослечегобасовыеструны22размещаются тары уменьшен; что дает возможность во в четырех с соответствующими размерами время использования электроусилителя пазах 21 насадки 20. Насадка — порожек 20 45 предотвратить двойное (акустическое и с помощью центральных гнезд 24, боковых электронное) восприятие тембра. пяток 23, плотно крепится на краях головки Изобретение обеспечивает высокую эф10 инструмента. в установленных-выступах фективность в эксплуатации и удобства
25. А размещение басовых струн 22 в попе- пользования в быту. Предложенная констречных пазах 16 нижнего порожка 7 нижне- 50 рукция инструмента является унифицирого грифа 3 осуществляется в следующем ванной для всех современных видов гитары. порядке: первая басовая струна размещает- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я ся в первом пазе; вторая струна — a третьем 1.Титара, содержащая корпус с выемкапазу, третья струна — в пятом, а четвертая ми, подставкой и соединенные с ним и расструна — в последнем, седьмом пазу. По- 55 положенные под углом один к другому скольку размер поперечных пазов 16 ниж- верхний и нижний грифы с ладами, верхним него порожка? нижнего грифа 3 больше, и нижним порожками, головками. и струны чем диаметр басовых струн 22, размещение с пуговками, отличающаяся тем, что, струй 22 в пазах 16 производится без за- с целью повышения удобства при игре, она труднений. имеет соответственно расположенные под








