Топливная композиция
Сущность изобретения: топливная композиция на основе среднедистиллятного авиационного топлива содержит 0,01 ± 0,001% биоцидной присадки S-аллил-М-(винилоксиэтил)дитиокарбамата. 2 табл.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 С 10 L 1/24
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4871737/04 (22) 19.06.90 (46) 30.12.92. Бюл. М 48 (71) Институт органической химии СО АН
СССР и Центральный институт авиационно-, го моторостроения им. П,И.Баранова (72) С.В.Амосова, Е.П.Федоров, В.П.Лазаренко, О.Г.Пустырев, Н,И,Иванова, О.А.Та- расова, А,В.Полякова, Т.Н,Кубахова и
Г.Н. Шевлохова (56) Хицман Д,О. и Линнард Р.Е. Сб. Качество моторных и реактивных топлив, масел и присадок. Химия, 1970, с. 134 — 137, Seivlce Bulletin 0S N 978, Technical Data
Sheet 10-19, Biobor IF biocide.
Изобретение относится к проблеме защиты от микробиологического поражения среднедистиллятных авиационных топлив в процессе их хранения и транспортирования . в условиях влажного тропического климата;
В качестве антимикробной присадки к нефтяным дистиллятным топливам извеСТ- " но применение 1,3,5-триэтилгексагидротриазина. Однако эта присадка проявляет недостаточную фунгицидную активность и малоэффективна в топливных системах, по-раженных грибной микрофлорой, Известно применение биоцидной присадки следующего состава; 2,2 -окси-бисс (4;4,6-.триметил-.1,3,2-диоксиборинен), 2,2
-1-метилтриметилендиокси-бис-(4-метил-1, 3,2-диоксиборинен), Эта присадка также не проявляет доста-" точной эффективности s оптимальных для авиационных горючих концентрациях (0,01 ма с.%)... Ы,„, 1784631 Al
2 (54) 1"ОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (57) Сущность изобретения: топливная композиция на основе среднедистиллятного авиационного -топлива содержит
0,01+ 0,001% биоцидной присадки S-аллил-N-(винилоксиэтил)дитиокарбамата. 2 табл, Целью изобретения является повышение эффективности подавления микроорганизмов в среднедистиллятньix авиационных горючих, содержащих водную фазу, без изменения их физико-химических и эксплуатационных свойств., Поставленная цель достигается использованием топливной композиции на основе углеводородйого авиационного чоплива. с добавлением
$-аллил-Щвинилоксиэтил)дитиокарбамата при следующем соотношении, мас.%: .
S-Ал кил-N-(винило ксиэтил) дитиокарбамат 0,01 0.001
Углеводородное топливо До 100
S-Аллил-М-(винилоксиэтил)дитиокарба— мат получают в одну стадию с выходом до
90% из доступных веществ.
Описываемую топливную композицию готовят путем простого смешения компонентов.
1784631
Биоцидная aKTèâHîñòü $-аллил-й(винилоксиэтил) дитиокарбамата.
Таблица 1 присадки, мас,%
Среда прозрачная, пленка на границе среда-топливо и осадок отсутствуют.
Роста микроорганизмов нет.
0.009
Среда прозрачная, пленка на границе среда-топливо и осадок отсутствует, Роста микроорганизмов нет.
Помутнение среды, пленка толщиной 1-3 мм, небольшой осадок. Уме енный ост мик оо ганизмов
0,008
Пример 1. Испытания проводились в соответствии с методикой, изложенной в
ГОСТ 9.023-74 "ЕСЗКС.", Топливо С присадкой
S-аллил-N-(винилоксиэтил)дитиокарбамат (0.01 мас.%) в кон гакте с водноминеральной средой заражалось -микроорганизмами, активно развйвающимися в топливе без присадки, и выдерживалось в условиях, оптимальных для развития микроорганизмов, .при температуре 29 2ОС в течение 21 сут. f3""качестве тест- культур использовались . микроорганизйы: грйб Clahosporium гез1пае . и бактерйя PseudomÌas aeruglnosa, наиболее распространенные в тойливных системах самолетов, а также накопительные культуры, выделенные из реактивных топлив. Контролем считалось топливо без йрисадки..
Результаты испытаний приведены в табл. 1, Добавление в топливо S-аллил-N-(вини- локсйэтил)дитиокарбамата в концентрации
0,010-0,009 мас,% обеспечивает его био. стойкость, Прй снижении концентрации до
0,008 мас.% топливо становится йебиостойким. Увеличение концентрации свыше 0,01
" мас. нецелесообразно из-за возможного
" отрицательного влйяния присадки на качество топлива, а также по технико-экономическим соображениям.
Таким образом, топливная композиция, содержащая в качестве добавки $-аллил-N. (винилоксиэтил)дитйокарбамат, обладает высокими биоцидными свойствами и эффективно подавляет рост культур бактерий и грибов в присутствии водной фазы.
fl р и м е р 2. Топливная композиция была составлена на основе топлива PT (ГОСТ 10227-86), содержащего в качестве добавки S-аллил-N-(винилоксиэтил)дитиокарбамат в концентрации 0,01 мас. и проведены исследования : ее физико-химических и эксплуатационных
5 свойств.
Оценивались показатели качества, на значение которых могло оказать влияние введение в топливо указанной добавки.
Испытания проводились по стандарт10 ной методике, предусмотренной ГОСТ
10227-86., „- ., Результаты проведенного исследования даны в табл.2. Из данных таблицы следует, что по физико-химическим и эксплуатационным
15 свойствам топливная композиция, содержащая в качестве добавки 0;01 мас.% S-аллил-N(винилоксиэтил)дитиокарбамат, соответствует требованиям ГОСТ 10227-86 на топливо для реактивных двигателей марки РТ, 20 Технико-экономическими преимуществами описываемой топливной композиции. является повышение надежности эксплуатации авиатехники и снижение трудозатрат при техническом обслуживании самолетов
25 при предполетной подготовке.
Формула изобретения
Топливная композиция на основе среднедистиллятного авиационного топлива, с добавлением биоцидной присадки, о т л и ч а ю30 щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности подавления развития.
- микроорганизмов в-композиции, ойа содержит в качестве присадки $-аллил-Й(вин илоксиэтил)-дитиокарбамат при
35 следующем соотношении компонентов, мас,%: S-аллил-N-(винилоксиэтил)дитиокарбамат 0,01 0,001; среднедистиллятное авиационное топливо до 100, 1
Состояние среды (ГОСТ 9.023-74) 1784631
Таблица 2
Нормы ГОСТ 10227—
86 я топлива
Фактические данные
Показатель
Исходное топливо
Метод испытания
Топливо
РТЮ,01 масс. обавки
ТС-1
РТ
ГОСТ
5985-79
Кислотность, мг КОН 100см топлива
Йодное число, r Jz на 100 г топлива
Температура начала кристаллизации, OC
0,4-0.7 Ю,7
Ю,5 3,5
0,67
0,4
Отс.
0,31
ГОСТ
2070-82 .
ГОСТ
5066-56
Метод Б
<-60
<-60
««-60
Термическая стабильность в статических условиях при 150 С в течение 5 часов:
-концентрация осадка, мг на 100 см з топлива
-концентрация растворимых смол, мг на 100 см топлива
-концентрация нерастворймых смол, мг на 100 см топлива
Концентрация фактических смол, мг íà 100 см топлива
Испытание на медной пластинке при 100 С в течение 3-х часов
Содержание растворимых кислот и щелочей. Отс.
10,7
«18
22,0
11,7
«30
Отс
Отс
ГОСТ
8489-85
ГОСТ
6321-60
ГОСТ ..
6307-75
«3
К4 Ю
Выдержи- Выдержи:вает вает" —,.Отс.: Отс.. 3,5
Выд.1,3
Выд
Отс.
Отс.
Взаимодействие с водой, балл: а) состояние поверхности раздела б) состояние разделенных фаз
«1..««1 .
««1
Составитель H.Èâàíîâà
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор Н.Гунько
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарийа, 101
Заказ 4348 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5