Способ прокатки полос
Использование: прокатка полосовой стали в горячем и холодном состояниях. Сущность изобретения: способ включает деформацию металла в трех очагах деформации шестивалковой клети с натяжением концов полосы со следующим распределением обжатий между очагами деформации. В первом очаге деформации Ahi (0,36-0,39) Ah, во втором очаге деформации Ah2 (0,39-0,45) ДЬ, в третьем очаге деформации АЬз(0,19- 0,25) Ah,где Ah - суммарное обжатие в трех очагах деформации. Изгиб полосы в направлении очередного очага деформации обеспечивают регулированием окружных скоростей валков. 2 ил., 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sl)s В 21 В 1/22
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4914415/27 (22) 25.02.91 (46) 30,12.92.Бюл. М 48 (71) Запорожский индустриальный институт (72) В.А,Николаев (56) Скороходов В.Н. и др, Прокатка-волочение тонких полос. - Экспресс-информация, M. Ин-т. Черметинформация, сер, 9, вып. М
5, 1988, с,3, рис.26, Авторское свидетельство СССР М
1690868, кл. В 21 В 1/22, 1989. (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОС (57) Использование; прокатка полосовой стали в горячем и холодном состояниях.
Изобретение относится к прокатке полосовой стали в горячем и холодном состоя ниях.
Известен способ прокатки полос в многовалковой клети, который включает прокат- ку в нескольких очагах деформации.
Недостатком этого способа являются сравнительно небольшие суммарные величины коэффициентов вытяжки (и=1,08-1,50), Эти вытяжки обусловлены потерей сплошности полосы, разрывом ее в результате неравномерного распределения напряжейий натяжений по ширине с максимальными значениями на крбмках, Разрыв Aollocbl происходит при вытяжках mu >1,5. При прокатке же полос с коэффициентами вытяжек р =1,08-1.50 рассматриваемый процесс является экономически не целесообразным.
Наиболее близким к предлагаемому является способ прокатки в многовалковой клети с несколькими очагами деформации металла, расположенными в вертикальной .. Ы 1784298 А1
Сущность изобретения; способ включает деформацию металла в трех очагах деформации шестивалковой клети с натяжением концов полосы со следующим распределением обжатий между очагами деформации. В первом очаге деформации hh>= (0,36-0,39) hh, во втором очаге деформации hh>= (0,39-0,45)
Недостатком этого способа является то, что он не позволяет выполнять прокатку при минимальной затрате энергоресурсов из отсутствия регламентации рационального ре.жима обжатия металла в трех очагах а деформации. Цель изобретения -. снижение энергосиловых параметров прокатки за счет рационального распределения обжатий между очагами деформации. Это достигается за счет того, что в способе.прокатки полос, включающем деформацию металла в трех очагах деформации 1784298 шестивалковой клети с натяжением концов полосы и регулирование скоростей валков, полосы прокатывают в первом очаге деформации с обжатием hh>=- (0,36-0,39)Л h, во втором очаге деформации с обжатием ЛЬг=(0,39-0,45) Ah, в третьем очаге деформации, с обжатием ЛЬз=(0,19-0,25) Лh, гдеЛЬ вЂ” сфамарйое обжатие в трех очагах деформации. На фигЛ и 2:йредставлены схемы прокатной клети, в которой осуществляют предлагаемый способ. На схемах представлены оперные валки 1, 2. на которые опираются промежуточные валки 3, 4, Полосу 5 прокатывают между верхними промежуточным 3. и рабочим 6 валками в первом очаге деформации, между рабочими валками 6 и 7 во втором очаге деформации и между нижними промежуточным 4 и рабочим 7 валками, Между подушками шеек рабочих валков 6, 7 и между полушках шеек рабочего 7 и промежуточного 4 валков установлены гидравлические устройства уравновешивания 8, Способ осуществляют следующим образом. После подготовки рулона к прокатке и подвода переднего конца полосы к валкам устанавливают обжатие полосы в первом очаге в пределах hh >= (0,36-0,39) Ah. Выходящий из валков передний конец полосы изгибается в направлении второго очага деформации, Перед входом переднего конца полосы во второй очаг деформации процесс прерывают, при помощи гидроцилиндров уравновешивания 8 создают распорное усилие Ра--(0,1-0,25) P для стабилизации положения валковой системы обеспечивают получение обжатия во втором очаге деформации в пределах hhz=(0,39-0,45)hh.à затем производят прокатку переднего койца полосы, который на выходе изгибается в направлении третьего очага деформации. " Перед входом полосы в третий очаг деформации процесс прерывают,при помощи гидроцилиндров 9 уравновешивания создают распорное усилие Pg=(0.1-0,25)Р для стабилизации положения валковой системы против перекоса, обеспечивают получение необходимого обжатия в третьем очаге деформации в пределах Aha= (0,19-0,25) hh, а затем производят прокатку полосы в третьем очаге деформации, обеспечивая равенством скоростей валков 4 и 7 прямолинейный . выход переднего конца полосы, Для получения необходимого обжатия в проходах первую полосу выпускают из каждого очага деформации с замером толщины полосы с использованием известных приборов. Затем производят настройку стана для получения требуемых об>катий в каждом очаге деформации и толщины. Способ опробован на лабораторном стане с диаметром рабочих валков de,1=30 мм, промежуточных D3,4=50 мм и опорных О!,2=80 мм. Прокатывали полосы из свинца с исходной толщиной H=1,2 мм и шириной В=50 мм. В процессе прокатки измеряли силу на валки при помощи месдоз, усили! О тельной и записывающей аппаратуры. При нахождении полосы одновременно в трех очагах деформации измеряли толщину полосы после каждого очага деформации, По измеренным толщинам до и после прокатки определяли обжатие hh> (первый очаг деформации), Ьг(второй), Л Ьз(третий) и общее обжатие hh=- Н-h (Н-исходная толщина полосы; Ь вЂ” конечная после третьего очага деформации толщина полосы), Затем опре15 20 делялидолюобжатия в каждом очагедеформации; первый — о= hh>/Ë h; второй яг= =Л!ц/hei; третий — э= ЛЬз/Л h. В таблице представлены опытные и расчетные данные после прокатки пяти полос, 25 из которых следует, что в опыт 1 при наибольшем обжатии в первом очаге деформации и наименьшем обжатии во втором очаге деформации общая сила прокатки равна Р=5,45 кН, а суммарное обжэтие .=0,79. В 30 опытах 2-4 полосы прокатывали с максимальным обжатием Во втором очаге деформации и минимальным — в третьем очаге, когда толщина имеет минимальное значение. В этих опытах получены сниженные 35 силы прокатки на 8,3-11,8 Д по сравнению с опытом 1., Это вполне объяснимо, При прокатке во втором очаге деформации силы Рг, действующие на рабочие валки 6 и 7, взаимно уравновешивают друг друга и не переда40 ется на общую силу Р, измеряемую месдозами. Сила P в таком процессе прокатки обусловлена лишь величинами обжатий в первом и втором очагах деформаций (Силы Р1и РЗ). 45 В опытах 2-4 уменьшение силы прокатки пройзошло одновременно с уменьшением конечной толщины до h=0,14-0,22 мм. Уменьшение обжатия в первом и втором очагах при одновременном увеличении до50 ли обжатия в третьем очаге деформации (опыт 5) также обеспечивает снижение силы прокатки по сравнению с опытом 1, но это снижение незначительно, Кроме того, большое обжатие в третьем очаге деформации 55 вызывает ухудшение конечного поперечного профиля полосы и потери устойчивости ее в валках. Таким образом, при прокатке с минимальными обжатиями в каждом очаге де1784298 формации не обеспечивается получение тонкой полосы и не используются возможности клети. При прокатке с обжатиями выше оптимальных происходит ухудшение поперечного профиля полосы и потеря устойчивости ее в валках. Таким образом, по сравнению с прототипом предлагаемый способ обеспечивает прокатку полос с минимальной силой, позволяющей обеспечить снижение энергозатрат на деформацию металла и возможность увеличения исходной толщины полосы или уменьшение конечной толщины полосы, а по сравнению с базовым способом, за который принят способ прокатки на реверсивном стане 1200,позволяет получать полосу необходимой толщины за один проход вместо четырех и повысить производительность стана. Формула изобретения Способ прокатки полос, включающий 5 деформацию металла в трех очагах деформации шестивалковой клети r. натяжением концов полосы и регулированием скоростей валков, от л и ч а ю щи и с я тем, что, с целью снижения энергосиловых парамет10 ров прокатки за счет рацйональнбго распределения обжатий между очагами деформации, полосу прокатывают в первом очаге деформации с обжатием Жц= (0,360,39) ki, во втором очаге деформации — с 15 обжатием Жц=(0,39-0,45) hh, e третьем очаге деформации — с обжатием Ьз=(0,19-0,25) hh, где hh — суммарное обжатие в трех очагах деформации. 1784298 Фиг. 2. Составитель В.Николаев Техред M.Mîðãåíòàë Корректор П.Гереши Редактор А.Тычина Производственно-издательский комбинат "Патент", г, ужгород, ул. Гагарина, 101 Заказ 4331 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5