Клапан
Изобретение относится к запорным устройствам гидропневмомагистралей и может быть использовано в авиации, машиностроении, на транспорте и в робототехнике . Целью изобретения является повышение надежности работы. После открытия сбросного канала поток жидкости или газа, ускоряясь, начнет истекать из канала в патрубок , стравливаясь через трубку из патрубка . При этом за счет эффекта эжектирования жидкости давление ее в приводной камере упадет. Образовавшийся перепад давления на запорном органе приведет к его перемещению от седла в сторону камеры и открытию патрубка. При этом запорный орган будет надежно удерживаться в открытом положении из-за разрежения в приводной камере , что предотвращает появление неустойчивых колебательных движений запорного органа клапана. 2 ил.
союз соВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 К 31/40
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4840187/29 (22) 18.06.90 (46) 30.11,92. Бюл. ¹ 44 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) О.Н, Антонов, Ю.С. Гриценко и А.B. Терентьев (56) Европейский патент ЕПВ
N0104787,,кл. F 16 К 31/08, 1984.
Авторское свидетельство СССР
N366304,,кл. F 16 К 31/40, 1973, (54) КЛАПАН (57) Изобретение относится к запорным устройствам гидропневмомагистралей и может быть использовано в авиации, машиностроении, на транспорте и в роботоИзобретение относится к запорным устройствам гидроп невмомагистралей и может быть использовано в авиации, машиностроении, на транспорте и в робототехнике.
Известен клапан, содержащий корпус и входной и выходной патрубки, запорный орган, взаимодействующий с седлом, электромагнитный соленоид с пружиной, сердечник которого соединен с запорным органом.
Недостаток известного клапана состоит в том, что соленоид по мощности должен быть таким, чтобы преодолеть усилия открытия запорного органа. находящегося под действием пружины и перепада давления, требующих большого усилия, создаваемого соленоидом, Отсюда его большой вес и мощность, габариты и соленоида, и самого клапана, и потребление значительного количества электроэнергии..Я2,, 1778422 А1 технике. Целью изобретения является повышение надежности работы. После открытия сбросного канала поток жидкости или газа, ускоряясь, начнет истекать из канала в патрубок, стравливаясь через трубку из патрубка. При этом за счет эффекта эжектирования жидкости давление ее в приводной камере упадет. Образовавшийся перепад давления на запорном органе приведет к его переме-щению от седла в сторону камеры и открытию патрубка. При этом запорный орган будет надежно удерживаться в открытом положении из-за разрежения в приводной камере, что предотвращает появление неустойчивых колебательных движений запорного органа клапана, 2 ил.
Наиболее близким к изобретению является клапан, в корпусе которого размещен поджатый к седлу основной запорный орган тарельчатого типа, с тыльной стороны которого образована приводная камера, сбросной канал которой перекрыт вспомогательным запорным органом с приводом.
Недостатком такого клапана является низкая надежность работы, Целью изобретения является повышение надежности работы клапана.
Цель достигается тем, что в клапане, в корпусе которого размещен поджатый к седлу основной запорный орган тарельчатого типа, с тыльной стороны которого образована приводная камера, сбросной канал которой перекрыт вспомогательным запорным органом с приводом, приводная камера образована сильфоном, торцы которого герметично соединены с корпусом клапана и боковои поверхностью основного запорно! и ! р 00 ЬР >
1178422
15 го органа, сбросной канал приводной камеры выполнен в виде размещенного в полости камеры по ее оси патрубка, а по оси клапана выполнено отверстие и сквозь него пропущена трубка с калиброванным сечением, причем концевой участок этой трубки размещен в полости упомянутого патрубка.
На фиг. 1. представлена схема клапана; на фиг. 2 - осевой разрез по запорному органу одного из вариантов клапана.
Клапан содержит корпус 1 с входным патрубком 2 и выходным патрубком 3, К седлу 4 поджат запорный орган 5 тарельчатого типа, с тыльной стороны которого образована приводная камера 6, сбросной канал 7 которой перекрыт вспомогательным запорным органом 8 с приводом 9 и пружиной 10.
Приводная камера 6 образована сильфоном 11, торцы которого герметично соединены с корпусом 1 клапана и боковой поверхностью запорного органа 5, с его тыльной стороны. Сбросной канал 7 приводной камеры 6 выполнен в виде размещенного в полости камеры 6 по ее оси патрубка 12, По оси клапана выполнено отверстие 13 и сквозь него пропущена трубка 14 с калиброванным отверстием, левый конец которой расположен на оси патрубка 2, а правый конец этой трубки расположен внутри входного участка патрубка 12.
Кроме того, в зависимости от варианта выполнения, клапан может быть снабжен стравливающими каналами 15 (см. фиг. 2).
Площадь поперечного сечения приводной камеры 6 предположительно несколько больше поперечного сечения седла 4.
Привод 9 может быть выполнен, например, в виде электромагнитного соленоида, гидропневмопривода.
Работает устройство следующим образом.
При открытии клапана на соленоид привода 9 подают командный сигнал на открытие вспомогательного органа 8. Преодолевая усилие пружины 10. соленоид отодвинет вправо запорный орган 8, открывая сбросной канал 7, в котором давление в закрытом положении было равно давлению рабочего тела внутри патрубка 2.
После открытия сбросного канала 1 поток жидкости или газа, ускоряясь, начнет истекать из канала 7 в патрубок 3 (см. фиг
1) или в окружающее пространство (см. фиг.
2), стравливаясь через трубку 14 иэ патрубка
2. При этом за счет эффекта эжектирования жидкости давление ее в приводной камере
6 упадет.
Образовавшийся перепад давления на запорном. органе 5 приведет к перемещению запорного органа 5 от седла 4 в сторону камеры 6 и открытию патрубка 2. При этом запорный орган 5 будет надежно удерживаться в открытом положении из-за разрежения в приводной камере 6, что предотвращает появление неустойчивых колебательных движений запорного органа клапана, то есть ударов органа 5 о седло 4.
При отключении привода 9 пружина 10 прижмет вспомогательный запорный орган
8 к патрубку 7, прекращая истечение из него рабочего тела. При этом скоростной напор из трубки 14 будет наполнять приводную камеру 6 и давление в ней начнет увеличиваться и запорный орган 5 прижмется к седлу 4 патрубка 2 и надежно перекроет утечку из него рабочей жидкости, Причем сила прижатия органа 5 к седлу 4 будет равна давлению в патрубке 2 на разность площадей приводной камеры 6 и проходного сечения седла 4, плюс сила подпружинивания органа 5 сильфоном 11.
Формула изобретения
Клапан, в корпусе которого размещен поджатый к седлу основной запорный орган тарельчатого типа, с тыльной стороны которого образована приводная камера, сбросной канал которой перекрыт вспомогательным запорным органом с приводом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, приводная камера образована сильфоном, торцы которого герметично соединены с корпусом клапана и боковой поверхностью основного запорного органа, сбросной канал приводной камеры выполнен в виде размещенного в полости камеры по ее оси патрубка, по оси клапана выполнено отверстие, а сквозь него пропущена трубка с калиброванным сечением, причем концевой участок этой трубки размещен в полости упомянутого патрубка.
1778422
Фие. 2
Составитель Л.Фокин
Техред М.Моргентал
Корректор M.Керецман
Редактор Н.Тичина
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101, Заказ 4177 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113С35, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5


