Зубчато-реечный механизм

 

Изобретение относится к области машиностроения и служит для изменения скорости поступательного перемещения. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей механизма за счет возможности ступенчатого изменения передаточного отношения. Зубчато-реечный механизм содержит корпус с размещенным на нем с возможностью возвратно поступательного перемещения ползуном. На ползуне с возможностью вращениях на осях установлены две пары 10 и 11 соосных зубчатых колес. Одно из колес пары 10 зацеплено с неподвижной рейкой 7, одно из колес пары 11 зацеплено с подвижной рейкой 8. Вторые колеса пар 10 и 11 введены в зацепление между собой. Для изменения передаточного отношения механизма необходимо заменить зацепление между собой вторые колеса пар 10 и 11. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е СКИХ

РеспуБлик

rsiis F 16 Н

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 4808895/28 (22) 02.04.90 (46) 30.11.92. Бюл. N. 44 (71) Пермский научно-исследовательский ,технологический институт (72) В.А.Малых и С.В,Родионов (56) Авторское свидетельство СССР (Ф 1216499, кл. F 16 Н 19/04.

Авторское свидетельство СССР

М 33695, кл. F 16 Н 21/00, 1981, (54) ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к области машиностроения и служит для изменения скорости поступательного перемещения. Цель изобретения - расширение кинематических

„„5U„„1778404 А1 возможностей механизма за счет возможности ступенчатого изменения передаточного отношения. Зубчато-реечный механизм содержит корпус с размещенным на нем с возможностью возвратно поступательного перемещения ползуном, На ползуне с возможностью вращениях на осях установлены две пары 10 и 11 соосных зубчатых колес. Одно.из колес пары 10 зацеплено с неподвижной рейкой 7, одно иэ колес пары 11 эацеплено с подвижной рейкой 8.

Вторые колеса пар 10 и 11 введены в зацепление между собой. Для изменения передаточного отношения механизма необходимо заменить зацепление между собой вторые колеса пар 10 и 11. 3 ил.

1778404

45

55

Изобретение относится к области машиностроения и служит для измененил скорости поступательного перемещения.

Известен зубчато-реечный механизм, содержащий корпус с размещенными в нем с возможностью перемещения двумя зубчатыми рейками, зацепленными с шестерней, размещенной в корпусе шарнирно.

Недостатком этого механизма является невозможность редуцирования скорости одной рейки при перемещении другой, что ограничивает кинематические возможности передачи, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является линейный преобразователь, содержащий корпус, размещенные в нем с возможностью возвратно-поступательного переме.ценил подвижную зубчатую рейку и ползун, неподвижную рейку и пару жестко соединенных между собой соосных зубчатых колес, установленных на полэуне, одно из

i:oT0ðûõ взаимодействует с неподвижной рейкой, а дружное — с подвижной.

Недостатком такого преобразователя является невозможность изменения передаточного отношения путем замены зубчатых колес, что сужает кинематические возможности механизма.

Целью изобретения является расширение кинематических возможностей механизма за счет возможности ступенчатого изменения передаточного отношения.

Указанная цель достигается тем, что зубчато-реечный механизм, содержащий корпус, размещенные в нем с возможностью возвратно-поступательного перемещения подвижную зубчатую рейку и ползун, неподвижную рейку и пару жестко соединенных между собой соосных зубчатых колес, установленных на полэуне, одно из которых взаимодействует с неподвижной рейкой, снабжен второй парой жестко соединенных между собой соосных зубчатых колес, установленных на полэуне, при этом одно из колес второй пары взаимодействует с подвижной зубчатой рейкой, а другое — с вторым колесом первой пары.

На фиг.1 изображен зубчато-реечный механизм; на фиг,2 — разрез А — А на фиг.1; нэ фиг.3 — схема для определения скорости перемещения подвижной рейки.

Зубчато-реечный механизм содержит корпус 1 с размещенным на нем с возможность о возвратно-поступательного перемещения ползуном 2, Полэун базируется в направляющей 3, жестко закрепленной на корпусе 1. На ползуне 2 с возможностью вращения на ослх 4 установлены зубчатые колеса 5 и 6, Зубчатое колесо 5 зацеплено с

30 неподвижной рейкой 7, закрепленной нэ корпусе 1, а зубчатое колесо 6 зацеплено с подвижной рейкой 8, установленной с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющей 9, закрепленной на корпусе 1. На осях 4 коаксиально зубчатым колесам 5 и 6. закреплены шестерни 10 и 11 с возможностью совместного вращения, причем зубья шестерен 10 и 11 введены в зацепление, а число зубьев шестерни 11 больше, чем шестерни 10.

Зубчато-реечный механизм работает следующим образом.

При поступательном движении ползуна

2 в направляющей 3 относительно корпуса

1 зубчатое колесо 5 будет обкатываться по неподвижной зубчатой рейке.7. Но так, как зубчатая шестерня. 10 коаксиально закреплена на зубчатом колесе 5, то она будет вращаться вместе с ним, передавая враща-. тельное движение на зубчатую шестерню

11, коаксиально закрепленную нэ зубчатом колесе 6. При этом угловая скорость вращения зубчатого колеса 5 совместно с шестерней 10 ч1

N1 =—

R где vi — скорость перемещения ползуна 2;

R — радиус начальной окружности зубчатого колеса 5.

Угловая скорость вращения зубчатой шестерни 11 . di v1 d1

С02 =Щ1

dz R С 2 где di -диаметр начальной окружности зубчатой шестерни 10;

dz — диаметр начальной окружности зубчатой шестерни 11.

Вращательное движение зубчатого колеса 6 преобразуется в поступательное перемещение подвижной рейки 8 относительно ползуна 2 со скоростью

Ч1. Ф, Ч2отн = N2 R = — R = vi

dz dz где а — угловая скорость вращения зубчатого колеса 6, R — радиус начальной окружности зубчатого колеса 6.

Скорость перемещения подвижной рейки 8

d1 d1

v2 = v1 ч2отн = ч1 V1 — = vl (1 — ) .

d2 12

Отсюда видно, что при перемещении полэуна 2 со скоростью ч1 подвижная рейка

8 перемещается со скоростью vz «vi эа счет того, что разность (1 — — ) является

d1

d2 величиной бесконечно малой, так как на зубчатой шестерне 11 число зубьев только на

1778404

71 несколько зубьев больше, чем на шестерне

10.

При равном числе зубьев на шестернях

10 и 11 скорость перемещения рейки 8

vz = ч1(1 — 1) =- О, т.е. в этом случае подвижная рейка остается неподвижной.

Если же сообщить поступательное перемещение подвижной рейке 8 в направляющих 9 со скоростью чг, то скорость

1 перемещения ползуна 2

v2

v1 =

d1

1 —— б2 б1

Но так, как выражение 1 — — является бг величиной бесконечно малой (или малой, если разница зубьев на шестернях 10 и 11

1 I значительна), то ч1. » vz.

Учитывая, что перемещение связано со скоростью выражением

S=v с, где ч — скорость: с — время перемещения. получим:

Sz

31= d

1 1 б2 т.е. при незначительном перемещении подвижной рейки 8 получаем значительное перемещение полэуна 2. для изменения передаточного отношения механизма необходимо поменять шестерни 10, 11 на шестерни с отличными числами зубьев, но с условием. что сумма

5 чисел зубьев новой пары шестерен равна сумме чисел зубьев шестерен 10, 11.

Предложенный зубчато-реечный механизм обладает по сравнению с прототипом расширенными кинематическими возмож10 настями за счет возможности ступенчатого изменения передаточного отношения путем замены шестерен.

Формула изобретения

Зубчато-реечный механизм, содержа15 щий корпус, размещенные в нем с возможностью возвратно-поступательного перемещения подвижную зубчатую рейку и ползун, неподвижную рейку и пару жестко соединенных между собой соосных зубчатых

20 колес. установленных на ползуне, одно из которых взаимодействует с неподвижной рейкой, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей механизма за счет возможности

25 ступенчатого изменения передаточного отношения, механизм снабжен второй парой жестко соединенных между собой соосных зубчатых колес, установленных на ползуне, при этом одно из колес второй пары пред30 назначено для взаимодействия с подвижной зубчатой рейкой, а другое — с вторым колесом первой пары.

1778404

Заказ 4176 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 161

Редактор Т,Иванова

Составитель В,Малых

Техред М,Моргентал Корректор А.Долинич

Зубчато-реечный механизм Зубчато-реечный механизм Зубчато-реечный механизм Зубчато-реечный механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к виброустановкам, и может быть использовано в демпферах гашения вибраций и колебаний в системах Цель изобретения - расширение кинематических возможностей механизма, в связи с чем он снабжен вторым упором с приводом и электромагнитом, а ползун выполнен из магнитоактивного материала, первйй и второй упоры расположены по обе стороны от оси кривошипа и предназначены для взаимодействия с ползуном в его среднем положении , а электромагнит расположен между упорами

Изобретение относится к машиностроению , Цель изобретения - расширение кинематических возможностей

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к кулисным механизмам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к механизмом, где требуется изменение на ходу амплитуды колебания выходного звена и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к машинам объемного вытеснения газа или жидкости, содержащим исполнительный механизм встречного или расходящего движения поршней в цилиндрах, и может быть использовано в насосах, компрессорах и двигателях разного назначения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройству для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот

Изобретение относится к средствам передачи движения и может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное или наоборот, и может быть использовано в транспорте и поршневых машинах

Изобретение относится к механизмам для передачи вращательного движения из одной полости в другую через герметичную оболочку и может быть применено в машиностроении, в частности в машинах, работающих по циклу Стирлинга, для удержания высокого давления рабочего тела

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем путем накрутки, в устройствах для финишной обработки (притирки, полировки) отверстий, валов и т
Наверх