Устройство для регулирования режима работы скважины
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (1
<$ц5 Е 21 B "3/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 4859828/03 (22) 13.08.90 (46) 30.11.92. Бюл. V 44 (71) Туркменский научно"исследоват тельский геологоразведочный институт (72) К.К. Куликов и И.К. Голец (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1546615, кл. Е 21 В 34/06, 1987.
Авторское свидетельство СССР 139268, кл. F. 21 B 43/!2, 1960. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ PEi-
КИМА РАБОТЫ СКВАЖИНЫ (5И Изобретение относятся к газодобывающей промышленности, а именно к устройствам, устанавливаемым на выкидной линии Фонтанных скважин, Цель " снижение трудоемкости и време" ни для смены штуцера. Устройство сос" тоит из корпуса 1 с центральным кана" лом 2, в котором установлен шаровой кран на подшипниках 4,5.,Подшипник
5 находится в крышке 6 с уплотнениями
7,8. Шаровой кран имеет ручку 9 для
Изобретение относится к газодобыва" ющей промышленности, а именно к уст" ройствам, устанавливаемым на выкидной, линии Фонтанных скважин.
Известен клапан"отсекатель, содержащий корпус с центральным каналом, в котором установлен шаровой. кран с уплотнительными элементами. Данный клапан-отсекатель предназначен для отсечения потока жидкости или газа при проявлении s скважине. Он может ыть использован и как устьевой шту" поворота шарового крана, Со стороны входа и выхода шаровой кран имеет седла 10,11 с уплотнениями 12, 13,, подпружиненные тарельчатыми пружина" ми 14, 15. В центральном канапе шаро" вого крана установлен сменный штуцер
16. Корпус 1 выполнен .с радиальными отверстиями 17,18. Регулируемая рабо" чая среда с "входа" идет на выход че" реэ штуцер 16, установленный в кор" пусном отверстии шарового крана на выкидной линии скважины. Если необхо" димо изменение его проходного сече" ния, то производят поворот шарового крана на 90 до совпадения большого диаметра конусного штуцера 16 с боль" шим диаметром радиального отверстия
18. Замену штуцера производят съемником, вставленным через меньшее радиальное отверстие 17. После извлечения штуцера 16 на его место устанавливают штуцер с требуемым комбинированным от" верстием и производят поворот шарово"< го крана на 90 . 2 ил. цер, если в седле шарового крана раз" О© местить втулку с калиброванным отвер" стием.
Однако для смены втулки необходи" ююй мо будет отсоединять устройство от маниФольда, что ведет к повышению сроков его обслуживания, Наиболее близким к предлагаемому является устройство регулирования ре" жима работы скважины, содержащее кор-» пус с радиальным и центральными кана" лами, в последнем из которых уста"
1 77Р>281
7 шарового крана 4 расположена в плос" кости оси радиальных. каналов 3 корпу" са 1 и перпедикулярна к ней.
Устройство работает следующим об" разом.
Устройство устанавливается на вы" кидной линии скважины. Регулируемая рабочая среда с "входа" идет на "выход" через штуцер 17, установленного в конусном осевом кайале 7 шарового крана 4, установленного с возможностью кругового поворота посредством привода 6. Если необходимо изменить про" метром радиального канала 3. "Замену штуцера производят сьемником, встав- . ленным через меньшееотверстие радиаль» ного канала 3. После извлечения штуце" ра 17 на его место устанавливают штуцер с требуемым калиброванным отверстием и производят поворот шарового.. крана на 90, После чего устройство готово к работе, Использование предлагаемого устройства для регулирования режима ра" .
Устройство для регулирования режи." ма работы скважины, содержащее корпус с. радиальными и центральйыми канала ми, в последнем из которых установ" лен штуцер с механизмом его смены, и уплотнительные элементы,о т л и ч а " ю щ е е с я тем, что, с целью повыше" ния надежности в работе устройства при одновременном упрощении конструкции.и.сокращении сроков .на его обслу» живание, механизм :смены штуцера.. выпол-! нен в виде установленного на подшипни-, ках шарового крана с ручным: приводом и осевым каналом, размещенной в кор" пусе ступенчатой втулки и подпружиненных в осевом направлении и уста" новленных в радиальных каналах корпу" са ступенчатых седел, расположенных с возможностью взаимодействия со. шту» цером, причем радиальные каналы корпу" са выполнены разного диаметра, один новлен штуцер с механизмом для его смены, и уплотнительные элементы, Недостатком известного устройства является сложность конструкции и уве5 лечение сроков на его обслуживание, что снижает надежность работы устрой" ства, Целью изобретения является повыше" ние надежности работы устройства при 1О одновременном упрощении конструкции и сокращение сроков его обслуживания.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для регулирования режима работы скважины, содержащем, 1 ходное сечение путем замены штуцера корпус с радиальными и центральными 17, то производя поворот шарового каналами, в последнем из которых ус- крана 4 на 90 с помощью ручного тановлен штуцер с механизмом для его привода 6 до совпадения большого диасмены, и уплотнительные элементы, cor" метра осевого канала 7 с большим диа
JlacHo изобретению механизм смены шту-2р цера выполнен в виде установленного на подшипниках шарового крана с ррчным и осевым каналом, размещенным er корпусе ступенчатой втулки и подпру" жиненных в осевом направлении и уста"26 новленных в радиальных каналах корпу» са ступенчатых седел с возможностью взаимодействия со штуцером, причем радиальные каналы корпуса выполнены разного диаметра, один из подшипников о установлен в ступени большего диамет" боты скважины позволяет упростить ра втулки, а штуцер-в центральном ка-,. операции по замене штуцера и сокра» нале шарового крана, ось которого рас" тить сроки на его обслуживание, повы» положена в плоскости оси радиальных сить надежность работы устройства пу» каналов корпуса и перпедикулярна к . 35, тем упрощения конструкции устройства ° ней.
На фиг. 1 показано устройство для, Ф о р и у л а и з о б р е т е н и я регулирования режима работы скважины, продольный разрез; на Фиг. 2 - разрез А"А на фиг. 1 с повернутым на. 90 шаровым краном.
Устройство для регулирования режи" ма работы скважины состоит из корпу" са 1 с центральным 2 и радиальным 3 каналами. В центральном канале 2 ус" тановлен механизм смены штуцера в ви" де шарового крана 4 на подшипниках 5.
Иаровой кран 4 имеет ручной привод 6 .и осевой канал 7. Ручной привод 6 размещен в корпусе ступенчатой втулки 8 с уплотнениями 9 и 10. Со стороны вхо" да и. выхода шаровой кран 4 имеет сту" енчатые седла 11 и 12 с уплотнениями
13 и 14 и под .. ужиненные тарельчатымипружинами 15 и 16. Радиальные каналы
3 корпуса 1 выполнены разного диамет" ра для удобства смены штуцера 17, ус" тановленного .в осевом канале 7 шароеого крана 4. Ось центрального канала
5 1778281 6 из подшипников установлен в ступени ось которого расположена в плоскости большего диаметра втулки, а штуцер - оси радиальных каналов корпуса. в центральном канале шарового крана, »
/О
jf A
У7
18
Составитель В. Рыжов
Ре а дактор 3. Ходакова Техред И. Норгентал Корректор 4. Коз
° «е»м»»»»»»а»»»»»»«»«»»в»»»е«»»а«»» е»»«»е»э е»е орректор . Козориз
° »»»»»»«»»а»»»» «»»»»а«Э»%«@«»«»» « » «»»»»»» « »
Заказ 4170 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета и а по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
f13035, Иосква, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
П роиэводственно-издательский комбинат "П " У атент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101


