Смесь для дорожного строительства
Использование: дорожное строительство . Сущность изобретения: смесь для дорожного строительства содержит щебень 100 мае.ч., отвальный осадок сточных вод 22,8-37,5 мае.ч., отход производства при фосфатировании металлических поверхностей перед окрашиванием - Фосфатный шлам 2,2- 7,5 мае.ч. Прочность при сжатии водонасыщенных образцов 7,3-7,5 МПа, коэффициент фильтрации 1-10 - 1,1 хЮ см3/с. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧ ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК.. Ы,, 1778209 А1
<5,> Е 01 С 7/36, С 04 В 28/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Изобретение относится к строительным смесям для дорожного строительства и может найти применение при строительстве дорог.
Известна смесь для дорожного строительства, которая включает шлаковый щебень, шлаковую пыль, грунт, оксид кальция, воду, оксид магния и нефтяной шлам.
Смесь сложна в приготовлении и не обеспечивает низкий коэффициент фильтрации, Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является смесь для дорожного строительства, включающая минеральный наполнитель, в качестве которого используют малопрочный известняк-ракушечник и добавку золу-уноса и цемент.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСГ!АТЕНТ СССР) (21) 4852925/33 (22) 25.07.90 (46) 30.11.92. Бюл. М 44 (71) Институт общей и неорганической химии АН БССР и Государственный проектный институт "Минскинжпроект" (72) А.А.Загоровская, В.В;Зыков, l0.Г.Ходасевич, Л.А.федоров и Н.Н,Сергей (56) Авторское свидетельство СССР и 1470829, кл. E 01 С 7/36, 1987.
Авторское свидетельство СССР 796300, кл. Е 01 С 7/00, 1979. (5") СИЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (57) Использование: дорожное строительство. Сущность изобретения: смесь для дорожного строительства содержит щебень 100 мас.ч., отвальный осадок сточных вод 22,8-37,5 мас.ч., отход производства при фосфатировании металлических поверхностей перед окрашиванием — фосфатный шлам 2,27,5 мас.ч. Прочность при сжатии водснасыщенных образцов 7,3-7,5 ИПа, коэффициент фильтрации 1-10 — 1,1- х10 си /с. 1 табл.
Недостатком известной смеси является низкая про ность при сжатии и высокий коэффициент фильтрации, Целью изобретения является повышение прочности и уменьшение коэффицента фильтрации.
Поставленная цель достигается тем, что смесь для дорожного строительства, включающая щебень и добавку, в качестве добавки содержит отвальный осадок сточных вод и отход производства при фосфатировании металлических поверхностей перед окрашиванием фосфатный шлам при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:
Щебень 100
Отвальный осадок сточных вод 22,8-37,5
Фосфатный шлам 2,2-7,5 вюеЪ ОО
Ю
|C) О !
1778209
Отход производства при фосфатировании металлических поверхностей пе; ред окрашиванием - Фосфатный шлам представляет собой мелкодисперсный порошок Минского завода холодильников. По своему составу он представлен в виде нерастворимых монофосфатов цинка и железа. Химическое содержание элементов следующее, мас.4: Zn 1О
20-39, Fe 8-32, P Ю-18,1, остальное примеси меди, нитратов, воды.
Отвальный осадок сточных вод, используемый при экспериментальной работе, резко отличается от свежевыделенного и не имеет специфического запаха, удобен в транспортировании. Размер частиц находится в пределах 25 мм. Минеральная часть осадка имеет следующий состав, мас.l: SiO 47, 2()
А1 0 9, Ге О 13,б, СаО 15, MgO 3,2, К О 2,2, NazO 3, SOg 4, ZnO 0,3, ;СиО 0,3, NiO 1, Сг и 1,б и следы других соединений °
По результатам термогравиметриче- 25 о ского анализа при нагревании ио 750 С потери при прокаливании (n.ï.ï.) в осадке, взятом для исследования, составляли около 30%
Использование в данном техничес- 3О
КоМ решении в качестве добавки смеси отвального осадка сточных вод с ФосФатным шламом обеспечивает более плотную упаковку частиц и адсорбцион- ное взаимодействие между поверхностью участиц смеси и минерального материала с образованием более плотной структуры всей массы, В эксперименальной работе использован отвальный осадок городских 40 сточных вод со сроком консервации
3 года.
Минеральный компонент представлен щебеночной смесью с максимальными размерами частиц до t0-12 мм (103). 45
Предел прочности при сжатии стандартнь1х образцов определялся через
28 сут, Для определения коэффициента
Фильтрации были использованы почвенные колонки (d 0,03 м, h 0,4 м), в которые вносилась смесь, уплотнялась до слоя 10 см, заливалась водой до
20 см и определялась фильтрация в течение суток.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Отвальный осад6К сточных вод в количестве 21,6 г сме» шивают с 2,4 г фосфатного шлама и добавляют к минеральному компоненту щебню, взятому в количестве 100 г.
Всю смесь перемешивают до равномерного распределения и загружают в колонку, уплотняют и проводят фильтрацию под напором слоя воды. Рассчитывают коэффициент фильтрации. Для определения предела прочности при сжатии формуют образцы размером
5н5х5 см и после 28 суточного хранения ведут испытания.
Пример ы 2-5 осуществляют при, соотношениях компонентов, указанных в таблице.
Из таблицы следует, что предлагаемое техническое решение в сравнении с прототипом является более эффективным, так как пререл прочности при сжа-. тии значительно выше, а коэффициент фильтрации является более низким.
Уменьшение содержания отвального осадка сточных вод и Фосфатного шлама в смеси для дорожного строительства ниже указанных пределов приводит к. ухудшению предела прочности при сжатии и коэффициента фильтрации в связи с нарушением структуры уплотненйой массы и увеличением пористости между . частицами компонентов. 1
Увеличение содержания компонентов в добавке выше предлагаемого предела также приводит к ухудшению показателей предела прочности при сжатии и коэффициента фильтрации.
Технико-экономическая эффективность прерлагаемого технического решения заключается в том, что оно обеспе" чивает улучшение физико-механических показателей смеси для ророжного строи-! тельства, которая вводится в систему дорожного покрытия, что в общем приводит к увеличению долговечности покрытия дороги за счет удлинения срока его эксплуатации, Введение добавки в смесь уплотняет минеральный компонент в основании дороги и позволяет устранить дробимость щебня при воздействии динамических нагрузок.
Использование отходов производства в качестве рабочих материалов приводит одновременно к созданию безотходных технологий и обеспечивает охрану окружающей среды от загрязнения осадком сточных вод и Фосфатным шламом, вывоз которых в отвалы требует отчуждения земель. Таким образом, одновре1778209 менно с решением экологических вопросов обеспечивается социальный эффект. в качестве добавки отвальный осадок сточных вод и отход производства при Фосфатировании металлических поверхностей перед окрашиванием - Фосфатный шлам при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:
Щебень 100
Отвальный осадок сточных вод
Фосфатный шлам формула изобретения
Смесь для дорожного строительства, включающая щебень и добавку, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения прочности и уменьшения ко" эффициента фильтрации, она содержит
22,8-37,5
2,2-7,5.
Содержание компонентов и результаты экспериментальных данных
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, МПа
Содержание компонентов, мас.ч.
Коэффици ент фильтрации, см /с
Пример
Щебень
Фосфатный шлам
Оватлвный осадок сточных вод
Составитель А. Загоровская
Техред И.Иоргентал Корректор
A,Козориз
Редактор 3. Ходакова
Заказ 4!66 Тираж Подписное
ВНКИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
Предлагаемый
"1
3
5
6 (прототип) 100
100
21,6
22,9
22,8
33,3
37,5
37,1
2,4
2,1
2,2
6,7
7,5
7,9
0,8 10
0,85 10
1 10
1,! 10
1,1 ° 10
0,9-10
0,75 .10
6,!
6,8
7,3
7,4
7,5
7,4
6,0


