Предохранительная муфта
Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам для ограничения и регулирования передаваемого крутящего момента, например, в устройствах для сборки резьбовых соединений. Цель изобретения - повышение технологичности и надежности работы путем исключения напряженного состояния шариков. Две полумуфты 2,3 соединены шариками 7, расположенными в кольцевых канавках 13, выполненных на каждой полумуфте 2,3. Шарики 7 контактируют между собой в каждой кольцевой канавке 13, а перемещение шариков 7 по кольцевым канавкам 13 ограничено упором. Упор выполнен в виде перемычки 14 с прорезью 15. При срабатывании муфт во время перегрузки полумуфты 2, 3 проскальзывают относительно друг друга по шарикам 7. Последние поворачиваются относительно своей оси, но не перемещаются по кольцевым канавкам 13, ограниченные перемычкой 14. 2 з.п. ф-лы. 3 ил. ю с х| VI о Сл СлЭ СЯ СО фаг. 1
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ((9) ((1) (51)5 F 16 0 7/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ..
К ПАТЕНТУ
Сд (21) 4685622/27 (22) 03.05.89 (46) 15.11,92. Бюл, ЬЬ 42 (71) Краснодарский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института по монтажным и специальным строительным работам (72) В.Л.Веденев и А.В.Веденев (73) В.И.Веденев и A.Â.Båäåíåâ (56) Авторское свидетельство СССР
М 1713318, кл. F 16 D 7/06, 1985. (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для ограничения и регулирования передаваемого крутящего момента, например, в устройствах для сборки резьбовых соединений. Цель изобретения — повышение технологичности и надежности работы путем исключения напряженного состояния шариков. Две полумуфты 2, 3 соединены шариками 7, расположенными в кольцевых канавках 13, выполненных на каждой полумуфте 2,3.
Шарики 7 контактируют между собой в каждой кольцевой канавке 13, а перемещение шариков 7 по кольцевым канавкам
13 ограничено упором. Упор выполнен в виде перемычки 14 с прорезью 15. При срабатывании муфт во время перегрузки полумуфты 2, 3 проскальзывают относительно друг друга по шарикам 7. Последние поворачиваются относительно своей оси, но не перемещаются по кольцевым канавкам 13, ограниченные перемычкой 14. 2 з.п. ф-лы.
3 ил.
1776335
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для ограничения и регулирования передаваемого крутящего момента, например, в устройствах для сборки резьбовых соединений.
Цель изобретения — повышение технологичности и надежности работы путем исключения напря>кенного состояния шариков.
На фиг.1 представлен общий вид муфты; на фиг.2 — вид на канавку с расположенными в ней шариками; на фиг.3 — разрез А — А на фиг.2.
Муфта состоит из корпуса 1, двух аксиально расположенных полумуфт ведущей 2 и ведомой 3, крышки 4, упорного подшипника 5, тарельчатой пружины 6, шариков 7 ведомой и ведущей полумуфт, роликовой опоры 0, упорного подшипника 9, опорной шайбы 10, опорной крышки 11, роликовой опоры 12. Шарики 7 установлены в кольцевых канавках 13, соосно выполненных на каждой из полумуфт, Для исключения кругового перемещения шариков 7 в кольцевых канавках 13 каждой из полумуфт предусмотрены упоры в виде, например, двух Х-образных перемычек 14. Для контакта смежных шариков в центре каждой перемычки 14 выполнена выемка в виде прорези 15. Шарики 7 установлены в кольцевых канавках 13 полумуфт по переходным посадкам, что дает возможность их свободного вращения вокругоси.
Количество перемычек 14 в кольцевых канавках 13 полумуфт выбирают в зависимости от величины передаваемого крутящего момента, исходя при этом из условия обеспечения допускаемых контактных напряжений в зоне контакта шариков.
Максимальное количество перемычек равно количеству шариков минус единица, то есть кольцевые канавки 13 в этом случае представляют собой сепараторы, а каждый шарик 7 устанавливается в свое гнездо, Форма поверхности перемычки в месте контакта с шариком может быть цилиндрической, сферической, плоской. с гранями, выполненными под углом. Боковые поверхности, образующие кольцевую канавку, могут иметь в поперечном разрезе прямо-угол ьную тра и ецеидал ьную ил и круглую форму.
Форма поверхностей перемычек 14 в месте контакта с шариками 7 и боковых поверхностей кольцевых канавок выбирается конструктивно с учетом технологических возможностей изготовления.
Обязательным признаком является обеспечение контакта между собой всех
10 крышкой 4 через упорный подшипник 5. Шарики 7 ведущей и ведомой полумуфт уста15 новлены в кольцевых канавках t3 вплотную
55 смежных шариков 7 и возможность их свободного поворота.
Устройство работает следующим образом.
К входному валу ведущей полумуфты 2 прикладывается крутящий момент, который шариками 7, установленными в ведущей полумуфте 2, передается ведомой полумуфте
3, При этом усилие при>кима шариков 7 ведущей полумуфты 2 к шарикам 7 ведомой полумуфты 3 осуществляется с помощью тарельчатой пружины 6, которая поджимается друг к другу, обеспечивая непосредственный контакт всех смежных шариков и постоянный шаг между ними.
При достижении расчетного выходного крутящего момента, на который настроена муфта усилием тарельчатой пружины 6, происходит ее срабатывание, то есть шарики 7 ведущей полумуфты отожмутся вверх и начнут скользить по шарикам ведомой полумуфты. Тарельчатая пружина 6 сожмется и ведущая полумуфта 2 провернется относительно ведомой полумуфты 3, В период срабатывания муфты шарики
7 проворачиваются в кольцевых канавках 13 вокруг своей оси, и соответственно снижаются силы трения скольжения.
Возможность свободного поворота шариков при передаче нагрузки муфтой обуславливает наличие не только сил трения скольжения, но и сил трения качения. Следовательно, шарики в этом случае будут работать в более благоприятных условиях, так как будет иметь место равномерный износ всего шарика, а на его верхней части, как если бы они были жестко закреплены в кольцевых канавках.
Изготовление кольцевых канавок с перемычками может быть выполнено как на металлорежущих станках, так и другими способами, например, точным литьем.
Кроме того, возможность поворота шариков снижает силы трения скольжения за счет сил трения качения, а следовательно, уменьшается износ шариков и повышается их ресурс и надежность и, таким образом, повышается точность срабатывания муфты, Формула изобретения
1. Предохранительная муфта, содержащая подпружиненные одна к другой две аксиально расположенные полумуфты, размещенные в соосНо выполненных на каждой полумуфте кольцевых канавках соединительные шарики, контактирующие друг сдругом в каждой канавке,,о тл и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения техноло1776335
Составитель В. 10даева
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Н. Милюкова
Редактор А. Хорина
Заказ 4050 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 гичности и надежности в работе путем снижения напряженного состояния шариков, в каждой канавке полумуфт выполнен по меньшей мере один упор в виде перемычки с прорезью по оси канавки, а шарики установлены в каждой канавке в контакте с упором и с возможностью поворота.
2. Муфта по и 1, отличающаяся тем, что поверхность перемычки в зоне контакта с шариком выполнена цилиндрической.
5 3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что поверхность перемычки в зоне контакта с шариком выполнена сферической.


