Вкладыш подшипника скольжения
Использование, высокоскоростные опоры скольжения. Сущность изобретения: на основании закреплен твердый антифрикционный сплав с локальными канавками на рабочей поверхности. В канавках размещен мягкий антифрикционный сплав. Канавки выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15° и с межосевым их расстоянием, не превышающем 10 мм. В средней части рабочей поверхности на твердом антифрикционном сплаве выполнена канавка шириной, непревышающей 15 мм, заполненная мягким антифрикционным сплавом. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 33/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ф
4 Ч (Л, (л
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4862176/27 (22) 27.08.90 (46) 15.11,92. Бюл. N 42 (71) Тамбовский завод подшипников скольжения (721 В. С, Анисимов (56) Патент Австрии
¹ 369145, кл. F 16 С ЗЗ/20, 1981, (54) ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: высокоскоростные опоры скольжения, Сущность изобретения; на
Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин, а точнее к подшипникам скольжения и может быть использовано в двигателях с высоким скоростями сколь>кения, Известен вкладыш подшипника сколь>кения, содержащий основание, выполненное из стали, на внутренней поверхности которого закреплены два антифрикционных сплава. Один из них выполнен сплошным и твердым на базе алюминия и меди, Другой выполнен из мягкого антифрикционного сплава типа баббита, размещенного в канавках, выполненных на поверхности твердого антифрикционного сплава с межосевым расстоянием, не превышающим 10 мм под углом а к направлению скольжения,. равным 15 . Слой из мягкого антифрикционного сплава предназначен для обеспечения приработки рабочей поверхности вкладыша с шейкой вала и "впитывания" инородных тел.. >>Ы» 1775567 А1 основании закреплен твердый антифрикционный сплав с локальными KGHBBKBMM Ha рабочей поверхности. В канавках размещен мягкий антифрикционный сплав. Канавки выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15, и с межосевым их расстоянием, не превышающем 10 мм. В средней части рабочей поверхности на твердом антифрикционном сплаве выполнена . канавка шириной, не превышающей 15 мм, заполненная мягким антифрикционным сплавом. 2 ил.
Однако в результате смятия канавок до. их полной глубины, возникающего в результате приработки рабочей поверхности вкладыша, образующейся при несоосности образующей шейки вала с образующей вкладыша, роль канавок утрачивает свое значение и износ пары вал-подшипник пов ы ша ется.
Целью изобретения является повышение долговечности при низких удельных эксплуатационных нагрузках путем повышзния приработочных свойств рабочей поверхности вкладыша.
Это достигается тем, что во вкладыше подшипника скольжения, содержащем основание с закрепленным на нем твердым антифрикционным сплавом, выполненным с локальными канавками на рабочей поверхности, в которых размещен мягкий антифрикционный сплав, канавки выполнены под углом а к направлению скольжения. равным 150, и с межосевым расстоянием, не превышающим 10 мм, в средней ее части на твердом антифрикционном сплаве выпол1775567 нена канавка шириной, не превышающей
10 мм, заполненная мягким антифрикционным сплавом.
На фиг. 1 преДставлен вкладыш подшипника скольжения с канавкой, выполненной на твердом антифрикционном сплаве, в поперечном сечении; на фиг. 2 — развертка рабочей поверхности вкладыша подшипника по фиг, 1.
Вкладыш подшипника скольжения содержит основание (каркас) 1, выполненное из стали; на внутренней поверхности которого закреплены два антифрикционных . сплава 2 и 3, Сплав 2 выполнен твердым (на базе алюминия или меди) и сплошным.
Сплав 3 выполнен мягким (типа баббита) и размещен в канавках 4, поверхности которых покрыты проме>куточным слоем 5, например, на базе никеля. Канавки 4 выполнены на поверхности твердого антифрикционного сплава 2 под углом а к направлению скольжения, равным 15О, и с межосевым расстоянием, не превышающем
10 мм, Сплав 3 предназначен для обеспечения антизадирной способности, приработки рабочей поверхности вкладыша с шейкой вала и "впитывания" инородных тел. С целью повышения долговечности при низких удельных эксплуатационных нагрузках путем повышения приработочных свойств рабочей поверхности вкладыша в средней ее части на твердом антифрикционном сплаве 3 выполнена канавка 6 шириной, не превышающей 15 мм, заполненная мягким антифрикционным сплавом.
Ширина канавки 6 определяется эмпирически в зависимости от: диаметра шейки коленчатого вала, ширины вкладыша и точности выполнения толщины стенки вклады5 ша и диаметра шейки вала.
Приработка рабочей поверхности вкладыша с канавкой, заполненной мягким антифрикционным сплавом, с шейкой вала происходит на глубину до 0,01 мм и под
10 углом контакта шейки вала с образующей внутренней поверхности вкладыша, равным
2-3.
Такие вкладыши используются в двигателях компрессоров, турбин и других машин
15 с высокой скоростью скольжения (более 25 м/с) и незначительной удельной эксплуатационной нагрузкой на вкладыш, Формула изобретения
Вкладыш подшипника скольжения, со20 держащий основание с закрепленным на нем твердым антифрикционным сплавом, выполненным с локальными канавками на рабочей поверхности, в которых размещен мягкий антифрикционный сплав, канавки
25 выполнены под углом а к направлению сколь>кения, равным 15, и с межосевым их расстоянием, не превышающим 10 мм, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности при низких удельных эксплу30 атационных нагрузках путем повышения приработочных свойств рабочей поверхности вкладыша, в средней ее части на твердом антифрикционном сплаве выполнена канавка шириной, не превышающей 15 мм, 35 заполненная мягким антифрикционным сплавом.
1775567
° Ф r
Ф °
Ф Ф
Ф б
Ф
° г °
Ф
Ф
4
° 1 !
Ф б
Ф
4
Ф
I Ф
1 °
1, 1
° 1!
° Ф
° Ф! ° °!
I °
4
° Ф
Ф
° 1
Ф
II
4, f
Ф
Ф
1, 11 !
1 ! ° б
° !
Ф
Ф б
Ф
° Ф
Ф °
Ф
Ф
° Фб
Корректор ЛЛукач
Составитель Е.Мочалов
Техред M,Moðãåíòàë
Редактор А.Соколова
Подписное
СР к ытиям при ГКНТ СС
Заказ 4027 венного комитета по изобретениям и откр
Ж-35 Р б 4/5
113035, Москва, бинат "Патент", г. Ужгород, у . о, л.Гагарина, 101
Производственно-изд ательский ком ин


