Способ определения износа
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к исследованию износа деталей. Целью изобретения является упрощение определения предельно-допустимой величины износа. В изнашиваемую деталь устанавливается пустотелая вставка, заполненная красителем, выполненная из материала детали с толщиной сопрягаемой с поверхностью контртела стенки, равной предельно допустимому износу, а при анализе отобранной смазки в пробу масла добавляют экрастагент и по изменению его цвета на цвет, соответствующий красителю, судят о достижении предельного износа. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (н)5 G 01 N 3/56
ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4860067/28 (22) 17.08.90 (46) 30.10.92. Бюл. N 40 (71) Днепропетровский сельскохозяйственный институт (72) О.Б,Богатин, А.И,Буря, А.С.Кобец и
И.Н.Черский (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 497505, кл. G 01 N 3/56, 1974.
Авторское свидетельство СССР № 953622, кл. G 01 N 3/56, 1980.
Авторское свидетельство СССР
¹ 186746, кл. 42 к 38/01, 1965.
Авторское свидетельство СССР
N 905728, кл, G 01 N 3/56, 1980.
Изобретение относится к испытательной технике, а именно: к исследованию износа деталей.
Известны способы контроля износа деталей, заключающиеся в том, что исследуемую поверхность изнашиваемой детали или биметаллическую пластину, верхний слой которой выполнен из того же металла, что и изнашиваемая деталь, подвергают облучению, измеряя интенсивность излучения детали после изнашивания или интенсивность вторичного рентгеновского характеристического излучения наружного и внутреннего слоев биметаллической пластины, Недостатками этих способов является то. что они связаны с использованием радиоактивных веществ, что требует специальных мер безопасности при работе.
Известен способ определения износа, заключающийся в том, что в исследуемом элементе фрикционного сопряжения, который выполнен иэ исследуемого материала, „„5U„„1772687 Al (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА (57) Изобретение относится к испытательной технике, а именно к исследованию износа деталей. Целью изобретения является упрощение определения предельно-допустимой величины износа. В изнашиваемую деталь устанавливается пустотелая вставка, заполненная красителем, выполненная иэ материала детали с толщиной сопрягаемой с поверхностью контртела стенки, равной предельно допустимому износу, а при анализе отобранной смазки в пробу масла добавляют экрастагент и по изменению его цвета на цвет, соответствующий кра=ителю, судят о достижении предельного износа. 2 з.п.ф-лы, 1 ил, закрепляют вставку из другого материала, изнашивают в присутствии смазки элемент фрикционного сопряжения и проводят анализ отработанной смазки, в которой определяют количество частиц износа материала вставки, по которому судят о величине износа элемента фрикционного сопряжения. Недостатком этого способа являегся сложность его осуществления, обусловленная необходимостью проводить количественный анализ отработанной смазки.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к данному изобретению является способ определения износа, заключающийся в том, что в исследуемую на износостойкость деталь закрепляют многослойную вставку, выполненную из различных материалов, и при анализе отработанной смазки по частицам износа материалов вставки судят о величине износа. Недостатком данного способа является сложность его осуществления, обусловлен1772687
40
55 ная необходимостью привлечения инструментальных методов при качественном анализе проб отработанного масла, Цель изобретения — упрощение определения предельно-допустимой величины износа.
Цель достигается тем, что для контроля износа в изнашиваемую деталь устанавливается пустотелая вставка, состоящая из двух слоев, наружный из которых выполнен из материала исследуемого элемента и равен по толщине величине предельно-допустимого износа, а внутренний выполнен из материала красителя, нерастворимого в мазке, при анализе смазки определяют наличие в ней красителя путем экстрагирования по изменению цвета экстрагента на цвет, соответствующий красителю, причем для пищевой промышленности в качестве красителя используют перманганат калия, а . зкстрагента — воду и для повышения производительности пробу смазки с экстрагентом встряхивают и дают ей отстояться.
На чертеже изображена схема подвижного сочленения, поясняющая осуществле- ние данного способа.
Подвижное сопряжение содержит контртело 1, исследуемую деталь 2, в которой закреплена пустотелая индикаторная вставка 3, состоящая из двух слоев, наружный из которых выполнен из материала исследуемого элемента и равен по толщине предельно-допустимому износу, а внутренний выполнен из материала красителя (например перманганат калия), нерастворимого в смазке. Толщина сопрягаемого с контртелом 1 наружного слоя вставки 3 (h) равна предельно допустимому износу, при достижении которого краситель попадает в смазочную среду, Отбирая пробу смазки добавляют в нее воду, встряхивают для ускорения конвективной дифузии красителя в экстрагент — воду. После встряхивания смеси дают отстояться, в результате чего происходит расслоение ее на два слоя — верхний — масло и нижний — вода, В нижнем слое при такой методике значительно эффективнее обнаруживается краситель, По наличию окраски воды судят о достижении предельно допустимого износа детали.
Максимальное время анализа одной пробы не превышает 60 с.
П р.и м е р, Определялось время достижения предельно допустимого износа втулки подшипника скольжения из материала
УПА-30 (ТУ 6-06-31-423-83), Размер исследуемой детали: наружный диаметр 76 мм, внутренний диаметр 56 мм, длина 20 мм. В исследуемой детали в центре контакта высверливалось отверстие под размер вставки (наружный диаметр 5 мм; внутренний диаметр 44 мм). В полость вставки закладывался (запрессовывался) краситель (перманганат калия. ГОСТ 4527-65), после чего она закреплялась в отверстии исследуемой детали с помощью эпоксидного клея.
Деталь испытывалась при удельной нагрузке 2 МПа и скорости скольжения 2 м/с. Масло отбиралось через каждые 5. км пути трения. При пути трения 55 км.в отобранной пробе масла при добавлении в нее воды, встряхивании и последующем отстаивании в течение 20 с водяной слой окрасился в розовый цвет что свидетельствует о достижении предельно допустимого износа 0,5 мм, После снятия со стенда исследуемой детали она была микрометрирована. При этом истинный износ составил 0,52 мм. Относительная ошибка тем самым составила
4%
Таким образом, предлагаемый способ позволяет определить с достаточной точностью предельно допустимый износ деталей по значительно упрощенной методике.
Формула изобретения
1, Способ определения износа, заключающийся в том, что в исследуемом элементе подвижного сопряжения заподлицо с сопрягаемой поверхностью устанавливают многослойную вставку, изнашивают элемент в присутствии смазки и проводят анализ отработанной смазки, по которому судят об износе, отличающийся тем, что, с целью упрощения определения предельно-допустимой величины износа, используют вставку, состоящую из двух слоев, наружный иэ которых выполнен из материала исследуемого элемента и равен по толщине величине предельно-допустимого износа, а внутренний выполнен иэ материала красителя, нерастворимого в смазке, при анализе смазки определяют наличие в ней красителя путем экстрагирования по изменению цвета зкстрагента на цвет, соответствующий красителю, 2, Способ поп.1, отл и ча ю щий ся тем, что, с целью расширения номенклатуры контролируемого оборудования путем.обеспечения контроля оборудования, используемого в пищевой промышленности, в качестве красителя используют перманганат калия, а экстрагента — воду, 3. Способ по и;1, отличающийся тем. что, с целью повышения производительности за счет ускорения экстра-ирования, пробу смазки с экстрагентом встряхивают и дают ей отстояться.
1772687
Составитель А.Кобец
Техред М,Моргентал Корректор А.Ворович
Редактор Т.орлова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3841 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


