Муфта свободного хода
Использование: преимущественно в трансмиссиях транспортных средств в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента и кратковременного разьединения ведущего и ведомого валов. Сущность изобретения: муфта свободного хода содержит ведущую обойму. 1, жестко закрепленную на ведущем валу 1 и выполненную с двумя параллельными кольцевыми дорожками 3 и 4, взаимодействующими посредством дополнительных и основных заклинивающих роликов 5 и 6 с клиновыми пазами 7 и 8 противоположного направления, выполненными двумя параллельными рядами в звездочке 9. Последняя выполнена составной из двух концентрично расположенных элементов , кинематически связанных гасителем 10 крутильных колебаний в окружном направлении . Со стороны основных тел качения 6 к торцу звездочки 9 шарнирно прикреплены двуплечие рычаги 11с возможностью взаимодействия одними плечами с телами качения 6. а другими с дополнительной втулкой 12 с наружной конической поверхностью, шарнирно закрепленной на нажимной втулке 13, установленной на оси звездочки 9 с возможностью осевого перемещения. Между звездочкой 9 и рычагами 11 установлены пружины 14, а между звездочкой 9 и конической втулкой 12 - пружина 15. На нажимной втулке 13 закреплен выжимной подшипник 16, а втулка 13 шарнирно соединена с ведомым валом с возможностью осевого перемещения . Рычаги 11 могут воздействовать с вилкой посредством пазов. Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки, соединенной с тормозным диском с возможностью взаимодействия последнего с тормозной колодкой штока гмдроцилиндра, закрепленного в корпусе. 7 ил. Ч XJ ю ел о
СОЮЗ, СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ай
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4891646/27 (22) 17.12.90 (46) 30.10.92. Бюл. N 40 (71) Тульский политехнический институт (72) Л.Г.Зысманов (56) Авторское свидетельство СССР
N 1317200, кл. F 16 0 41/06, 1985. (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Использование: и реимушествен но в трансмиссиях транспортных средств в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента и кратковременного разъединения ведущего и ведомого валов. Сущность изобретения: муфта свободного хода содержит ведущую обойму 1, жестко закрепленную на ведущем ваву 2 и выполненную с двумя па1 раллельными кольцевыми дорожками 3 и 4, взаимодействующими посредством дополнительных и основных заклинивающих роликов 5 и 6 с клиновыми .пазами 7 и 8 противоположного направления, выполненными двумя параллельными рядами в звездочке 9. Последняя выполнена составной из двух концентрично расположенных злемен Ж,» 1772450 А1 тов, кинематически связанных гасителем 10 крутильных колебаний в окружном направлении. Со стороны основных тел качения 6 к торцу звездочки 9 шарнирно прикреплены двуплечие рычаги 11 с возможностью взаимодействия одними плечами с телами качения 6, а другими с дополнительной втулкой
12 с наружной конической поверхностью, шарнирно закрепленной на нажимной втулке 13, установленной на оси звездочки 9 с возможностью осевого перемещения. Между звездочкой 9 и рычагами 11 установлены пружины 14, а между звездочкой 9 и конической втулкой 12 — пружина 15, На нажимной втулке 13 закреплен выжимной подшипник
16, а втулка 13 шарнирно соединена с ведомым валом с возможностью осевого перемещения. Рычаги 11 могут воздействовать с вилкой посредством пазов. Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки. соединенной с тормозным диском с возможностью взаимодействия последнего с тормозной колодкой штока гидроцилиндра, закрепленного в корпусе. 7 ил.
1772450 дам кольцевыми дорожками, расположен5 ные между ними в соответствующих
10 хности звездочки двуплечих рычагов, под20 пру>киненных относительно звездочки в направлении заклинивания основных роликов, с которыми кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки. Механизм перемещения рыча25 гов выполнен в виде установленной на оси звездочки с возможностью осевого перемещения на>кимной втулки с закрепленными на ней выжимным подшипником и подпру>киненнай относительно звездочки в на30 правлении на>кимной втулки дополнительной втулки с нару>кной конической поверхностью, вершина которой рас, положена со стороны звездочки, при этом плечи рычагов, направленные к оси звездочки, контак-;
35 тируют с конической поверхностью дополни40
55
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях транспортных средств в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента и кратковременного разъединения ведущего и ведомого валов.
Известна однодисковая муфта сцепления (фрикционное сцепление) нормально замкнутого центральной пружиной типа, включающая корпус, ведущий, ведомый с гасителем крутильных колебаний и промежуточный (нажимной) фрикционные диски, механизм управления работой муфты в виде рычагов, нажимной втулки и выжимнога 1 подшипника.
Известна однодисковая муфта сцепления нормально замкнутого с помощью периферийных пружин типа, включающая корпус, ведущий, ведомый с гасителем кру,тильных колебаний и нажимнай фрикцион, ные диски, механизм управления работой муфты в виде рычажной системы, нажимной втулки, шарнирно соединенной с ведомым валом с возможностью осевого перемеще.ния, и нажимного подшипника.
Известна муфта свободного хода, содержащая концентрично .установленные звездочку с двумя группами противоположно направленных клиновых пазов, обойму, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов и установленное на торце звездочки с возможностью ограниченного перемещения управляющее устройство, кинематически связанное с основными роликами и механизмом его перемещения инерционного типа, Недостатками этой конструкции муфты свободного хода являются узкие функциональные возможности. невозможность использования ее в трансмиссиях преимущественно транспортных средств в качестве муфты сцепления, обеспечиваю- 4 щей кратковременное разъединение ведущего и ведомого валов операторам, а также . низкая надежность работы управляющего устройства.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем увеличения нагрузочной способности при расширении функциональных возможностей посредством возможности использования в качестве муфты сцепления транспортного средства.
Это достигается тем, что муфта свободного хода содержит канцентрично установленные звездочку с двумя группами противоположно направленных клиновых пазов, расположенных двумя параллельными рядами, обойму, выполненную с двумя аппозитно расположенными указанным ряклиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов, при этом звездочка выполнена соcTGBIIoA из дух концентрично расположенных элементов, кинематически связанных между собой:в окружном направлении посредствам гасителя крутильных колебаний, а установленное на торце звездочки с воз1,можнастью ограниченного перемещения в плоскости, параллельной звездочке, управляющее устройство выполнено в виде шарнирно закрепленных на расположенной со стороны основных роликов торцовой повертельной втулки, а их точки контакта смещены относительна плоскости, проходящей через ось поворота соответствующего рычага и ось муфты в сторону. противоположную расположению.относительна этой же плоскости основных роликов в расклиненном положении.
На фиг,1 представлена муфта свободного хода, продольный разрез; на фиг.2 — сечение А — А на фиг.1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — муфта свободного хода по фиг.1 частично, когда она снабжена вилкой, взаимодействующей с двуплечими рычагами; на фиг.5- вид па стрелке В на фиг.4 без корпуса; на фиг.6 — муфта свободного хода — продольный разрез (частично), когда механизм управления выполнен в виде вилки с тормозным диском; на фиг.7 — вид па стрелке Г на фиг.6 без корпуса.
Муфта свободного хода содержит ведущую обойму 1, жестко закрепленнуlo íà Ведущем валу 2 и выполненну а с двумя параллельными кольцевыми дорожками 3 и
4, взаимодействующими через посредство дополнительных и основных заклинива ощих тел качения в виде роликов 5 и 6 с клиновы1772450
40
55 ми пазами 7 и 8 противоположного направления, выполненными двумя параллельными рядами в составной из двух концентрично расположенных элементов звездочке 9, кинематически связанных ме>кду собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний 10.
К торцу звездочки 9 со стороны основных тел качения 6 шарнирно прикреплены двуплечие рычаги 11 с возможностью взаимодействия плечами, направленными к периферии звездочки, с. основными телами качения 6, а плечами, направленными к оси звездочки 9, с дополнительной втулкой 12 с наружной конической поверхностью, вершина которой расположена со стороны звездочки, шарнирно закрепленной на нажимной втулке 13, установленной на оси звездочки 9 с возможностью осевого перемещения.
Двуплечие рычаги 11 подпружинены относительно звездочки 9 B направлении заклинивания основных роликов 6, с которыми кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки, пружинами 14 (растяжения по фиг.3, 7 или сжатия по фиг,5, 9). Между звездочкой
9 и дополнительной втулкой 12 с конической поверхностью, вершина которой расположена со стороны звездочки (конусом), установлена пружина сжатия 15 (цилиндрическая, коническая, диафрагменная). Нажимная втулка 13 с закрепленным на ней выжимным подшипником 16 шарнирно соединена с ведомым валом 17, жестко скрепленным со звездочкой 9, с возможностью осевого перемещения.
Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки 18 (фиг.4, 5), шарнирно присоединенной к звездочке 9 с возможностью взаимодействия с основными роликами 6 и плечами рычагов 11, направлен н ы ми к периферии э вездоч ки посредством, например, пазов 19.
Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки 20 (фиг,б, 7), жестко соединенной с тормозным диском 21, шарнирно закрепленным на ведомом валу 17 с возможностью взаимодействия с тормозной колодкой 22, прикрепленной, например, к штоку гидроцилиндра 23. закрепленного в корпусе 24.
Формула изобретения
Муфта свободного хода, преимущественно, для транспортных средств, содержащая концентрично установленные звездочку с двумя группами противоположно направленных клиновых пазов, обойму, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов и установленное на торце звездочки с воэможностью ограниченного перемещения в плоскости, параллельной звездочке, управляющее устройство, кинематически связанное с основными роликами и механизм его перемещения, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем увеличения нагрузочной способности при расширении функциональных возможностей посредством использования в качестве муфты сцепления транспортного средства, группы пазов на звездочке расположены двумя параллельными рядами, обойма выполнена с двумя оппоэитно расположенными указанным рядам кольцевыми дорожками, звездочка выполнена составной из двух концентрично расположенных элементов, кинематически связанных между собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний, управляющее устройство выполнено в виде шарнирно закрепленных на расположенной со сторокы основных роликов торцовой поверхности звездочки двуплечих рычагов, подпружиненных относительно звездочки в направлении заклинивания основных роликов, с последними кикематически связаны. плечи рычагов, направленные к периферии звездочки, а механизм перемещения рычагов выполнен в виде установленной на оси звездочки с воэможностью осевого перемещения нажимной втулки с закрепленным на ней выжимным подшипником и подпружиненной относительно звездочки в направлении нажимной дополнительной втулки с наружной конической поверхностью, вершина которой расположена со стороны звездочки, плечи рычагов, направленные к оси звездочки, контактирует с упомянутой конической поверхностью дополнительной втулкой, а их точки контакта смещены относительно плоскости, проходящей через ось поворота соответствующего рычага . и ось муфты в сторону, противоположную расположению относительно этой же плоскости основных роликов в раскликенном положении.
11
12
1J
17
1772450
-b.8 ИЮ 14 фцг. 6
Составитель Л.Зысма нов . °
Техред M.Moplåâòàë Корректор ТЯалий
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", t. Ужгород, улЛ агарина, 101
Заказ 3829 Тираж Подписной
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4/5 .




