Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства
Использование: изобретение относится к транспорту и касается сцепных устройств сочлененных юанспортных средств. Сущность изобретения: жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит полую втулку, связанную с тягачом. На втулке установлен запорный механизм . Один конец втулки выполнен коническим , который взаимодействует с конической частью полого корпуса ответного эпемента, связанного с прицепом. Запорный механизм включает кольцо, которое наружной конической поверхностью упирается в скос захвата. Кольцо соединено с корпусом муфты выключения. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
СО|03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 0 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4907100/11 (22) 21.11,90 (46) 30.10.92. Бюл, № 40 (75) Г1.А,Стецюк и В.П.Бу ртасов (56) Авторское свидетел ьство СССР
¹ 1369925, кл. В 60 0 1/00, 1986, (54) ЖЕСТКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Использование: изобретение относится к транспорту и касается сцепных устройств сочлененных транспортных средств. СущИзобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами, содержащими технологическое оборудование, у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности.
Известно жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее шарниры с горизонтальными и вертикальными осями, полую втулку, выполненную с одного конца конической с возмо>кностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом, захвата запорного механизма и механизма фиксации.
Надежность соединения сочлененного транспортного средства при воздействии динамической нагрузки в процессе движения и отсутствия фиксированного положения стыковки является недостатком известного устройства.
Цель изобретения — повышение надежности соединения..БЛ.„„7П ЮЮ Al ность изобретения: жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит полую втулку, связанную с тягачом. На втулке установлен запорный механизм. Один конец втулки выполнен коническим, который взаимодействует с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом. Запорный механизм включает кольцо, которое наружной конической поверхностью упирается в скос захвата. Кольцо соединено с корпусом муфты выключения. 1 э. и. ф-лы, 4 ил.
Указанная цель достигается тем, что а известном жестком устройстве сочлененного транспортного средства, имеющем шарниры с горизонтальной и вертикальной осями, связанную с тягачем полую втулку, выполненную с одного конца кони- д ческсй и с возможностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом, шарнирно соединенные с полой втулкой
Ь захваты, запорный механизм включает в себя корпус, закрепленный на полой втулке, относительно которого подпружинено кольцо, выполненное с возможностью перемещения по поверхности полой втулки и соединенное посредством шпилек корпусом муфты выключения, причем наружная поверхность кольца имеет коническую форму, выполненную с возможностью взаимодействия с нижними поверхностями одних концов захватом, каждый из которых установлен на оси, проходящей через среднюю часть захвата, 1771997
Каждый захват запорного механизма имеет расположенный в его средней части на нижней поверхности выступ, выполненный с возможностью взаимодействия с одним иэ размещенных на полом корпусе ответного элемента упором, а торцевая поверхностЬ конца, каждого захвата, взаимодействующая с кольцом, имеет скосы.
Захват при контакте с ответным элеменгом-скошенной частью, преодолевая усилия подпружиненного кольца,отодвигает его и поворачивается вокруг своей оси, При повороте захвата, скошенная нижняя часть под воздействием кольца подпружиненного пружинами получает дальнейший поворот, освобождая ход кольца, которое под действием пружин перемещается и окончательно заклинивает захваты, обеспечивая надежность сцепки.
На фиг,1 показано устройство, общий вид сбоку; на фиг.2 — узел l на фиг.1, на фиг.3 — ответный элемент, две проекции; на фиг,4 — узел l. вид спереди.
Тягач 1 соединен с полуприцепом 2, имеющим опору 4 и с приводом 3 рабочих органов технологического оборудования, жестким сцепным устройством, содержащим сцепное устройство 5, закрепленное на раме тягача и ответный элемент б,закрепленный на раме полуприцепа 2.
Тягач 1 содержит закрепленные на его раме: кабину 7, силовую установку 8, ведущий мост 9, вал отбора мошности 10, вилку вертикального шарнира 11 и шарнирно соединенную с ней вилку горизонтального шарнира 12, связанного с двух сторон со штоками гидроцилиндров 31, закрепленных на раме тягача 1.
Втулка 14 сцепного устройства 5 установлена в обойме 15 горизонтального шарнира 12 посредством подшипников 16 .скольжения и сухарей 17 и имеет заборное конусное гнездо Г с раструбом по стыковочный конус, ответного элемента 6.
На втулке 14 сцепного устройства 5 установлен эапорный механизм 18, захваты
19 которого расположены и закреплены в проушинах направляющих конусного гнезда Г, соединенного с втулкой 14.
На втулке 14 насажено запорное кольцо
20, своей наружной конической поверхностью упирающееся в скос захвата 19 и подпружинено пружинами 21, упирающимися в диск 22, зафиксированный на втулке 14.
Подпружиненное пустотелое кольцо 20 соединено шпильками 23 и гайками с корпусом 24, муфты включения 13. Водило 25 муфты выключения 13 соединено посредством сухаря 26 с упором 27,соединенным с корпусом 28,насаженным на шлицевой конец
30 Г
55 вала 29 коромысла 30 уравновешивающего механизма подьемных рулевых колес.
На корпусе 33 ответного элемента имеются упоры 49 направляющих, расположенных на его поверхности для взаимодействия с захватами 19 запорного механизма 18, В полости втулки 14 сцепного устройства 5 соосно ему посредством подшипников
35 установлен промежуточный вал 36 отбора мощностей тягача 1, Подшипники 35 закреплены во втулке
14 крышкой 37 с болтами.
На выходном конце промежуточного вала 36 отбора мощности установлена, с возможностью передвижения вдоль шлицев подпружиненная пружиной 40 сцепная полумуфта 41. Концы пружины упираются в тарельчатые шайбы 42 и 43.
В полости корпуса 33 ответного элемента 6 соосно ему посредством подшипников
44 установлен ответный вал 45 отбора мощности,на шлицевом конце которого жестко с помощью замыкающей шайбы 46 установлена сцепная полумуфта 41. Выходной конец ответного вала 45 отбора мощности выполнен со шлицевой частью 48, для подсоединения приводного вала рабо Nx opt àнов технологического оборудования 3 полуприцепа 2, На цилиндрическом корпусе 50 установлены две плиты Ь1 и 52 на которых зак"HB лены оси 53 и 54 рычагов 55 и 56 моста подьемных рулевых колес 57,;.тойки кото-. рых 58, каждая соединены с гидроцилиндрами 59, оси которых установлены на плитах
51 и52
Нижние части рычагов 56 соединены тягами 60 посредством пальцев 61 с коромыслом 30 уравновешивающего механизма на корпусе 50. Gceaae перемещение обоймы
15 ограничено тягами качения 32.
Сцепное устройство работает следующим образом — тягач 1 с опущенными рулевыми подъемными колесами 57 выезжает в зону установки полуприцепа 2, посредством гидроцилиндров 59, воздействующих на корпус 50 и вилку 12 горизонтального шарнира с установленным на нем сцепным устройством 5 и на рычаги 55 и 56 с рулевыми колесами 57, приподнимая или опуская их выставляет сцепное устройство 5 на один уровень с ответным элементом 6, При стыковке предварительно раструб заборного конусного гнезда, сцепного устройства 5 со стыковочным конусом К ответного элемента 6, упоры 49,продвигаясь по направляющих своей передней частью упираясь в выступы 62 средней нижней поверхности захвата, поворачивают последний вокруг оси 69, преодолевая усилие пружин
1771997
21,отодвигают кольцо 20 задним скосом 63 захватов 19, обеспечивая последним переход в закрытое состояние, Под действием пружин 21 запорное кольцо 20,воздействуя на скошенные кромки захвата 19, раздвигает его концы и поворачивая захват вокруг оси 69 прижимает передней частью захвата 19 затылочную часть упоров 49, осуществляя полную стыковку и замыкание сцепного устройства 5.
В процессе движения постоянное давление пружин 21 продвигает кольцо 20 сцепного устройства 5 вперед, устраняя возможность появления люфтов и зазоров, причем постоянно, как следящий механизм держит сцепное устройство в запертом состоянии.
После стыковки посредством гидроцилиндров 59 рычагов 55 и 56, стоек 59, тяг 60 рулевые колеса 57 приподнимаются и агрегат готов к работе.
Расстыковка происходит в следующем порядке — сочлененное транспортное средство аьеэжает на площадку в зону стоянки полуприцепа, опускается опора 4 полуприцепа 2. Опускаются рулевые подаемные колеса 57 тягача 1. посредством воздействия гидроцилиндров 59 через рычаги 55 и 56 на стойки 58 и тягами 65 поворачивается коромысло 30 с валом 29 и насаженным на его шлицевой конец корпусом 28.
Корпус 28,воздействуя упором 27 на сухарь 26, поворачивает водило 25 муфты выключения 13, раздвигают роликами 66 кольца 67 и 68,обеспечивая передвижение корпуса 24, который посредством шпилек
23 с гайками, сжимая пружины 21, передвигает запорное кольцо 20 захватов 19,обеспечивая последним поворот вокруг оси 69 под действием пружин 38,в результате отъезда тягача происходит рассоединение тягача 1 с полуприцепом 2.
Дальнейшее опускание колес обеспечивает проскакивание упора 27 и водило 25 муфты выключения 15 под действием пружины 70 возвращается в исходное состояние,освобождая кольца 67 и 68, ролики 66 корпус 24, шпильки 23, пружины 21, запорное кольцо 20, запирающее своей торцевой
50 частью посредством давления на эатылочный скос 63 захваты 19 в раскрытом состоянии, приведя жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства в готовность к последуЬщей автоматической стыковке.
Применение предложенного устройства улучшит надежность сцепки сочлененного транспортного средства и обеспечит относительную соосность, постоянство фиксации, взаимного расположения соединительных элементов.
Формула. изобретения
1. Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее шарниры с горизонтальной и вертикальной осями, связанную с тягачом полую втулку, выполненную с одного конца конической и с возможностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом, шарнирно соединенные с полой втулкой захваты запорного механизма. о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, запорный механизм включает в себя закрепленный на полой втулке корпус, относительно которого подпружинено кольцо, выполненное с возможностью перемещения по поверхности полой втулки и соединенное посредством шпилек с выполненным с возможностью перемещения вдоль поверхности полой втулки корпусом муфты выключения, причем наружная поверхность кольца имеет коническую форму, выполненную с воэможностью взаимодействия с нижними поверхностями одних концов захватов, каждый из которых установлен на оси, проходящей через среднюю часть захвата.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что каждый захват запорного механизма имеет расположенный в его средней части на нижней поверхности выступ, выполненный с возможностью взаимодействия с одним из размещенных на полом корпусе ответного элемента упором, а торцевая поверхность конца каждого захвата, взаимодействующая с кольцом, имеет скосы.
1771997
1771997
Составитель Г.Гандыбин
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор M.Андрушенко
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", У, г, жгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3806 Тираж
ВНИИПИ Гос а ств.
Подписное осударственного комитета па изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5





