Шестеренная гидромашина
Сущность изобретения: шестерни размещены в расточках корпуса, цапфы к-рых установлены в подшипниках скольжения. Эластичные манжеты установлены в выемках на торцевых поверхностях подшипников и торцевых компенсаторов и представляют собой части цилиндрических поверхностей. На торцевых поверхностях подшипников и компенсаторов со стороны манжет выполнены бурты, представляющие собой части цилиндрических поверхностей симметричных относительно плоскости, проходящей через геометрические оси вращения шестерен, и сопряженные с наружной цилиндрической поверхностью манжет. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 04 С 2/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4
О (С)
Ф (21) 4855480/29 (22) 31,07.90 (46) 23,10.92. Бюл. ¹ 39 (71) Конструкторское бюро "Южное" (72) Г.А.Горбенко и Г.В.Макаров (56) Авторское свидетельство СССР
¹1105689,,кл. F 04 С 2/08, 1983. (54) ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА (57) Сущность изобретения: шестерни размещены в расточках корпуса, цапфы к-рых установлены в подшипниках скольжения.
Эластичные манжеты установлены в выемШестеренные насосы находят все большее применение в различных областях народного хозяйства для перекачивания нефти, бензина, дизельного топлива, различных масел, а также других жидкостей с хорошей смазывающей способностью.
Шестеренные гидромоторы широко используются в гидравлических приводах для преобразования гидравлической энергии в механическую.
Известны гидравлические шестеренные машины с гидравлической компенсацией торцовых зазоров, что позволяет существенно повысить объемный КПД, а также сохранить неизменным значение КПД в течение длительного времени эксплуатации. Гидравлическая компенсация обеспечивается эа счет поджатия торцов компенсаторов к торцам шестерен при помощи жидкости, подводимой из полости нагнетания в кольцевую проточку. Примером этому могут являться шестеренные насосы, применяемые в гидросистемах тракторов (например НШ-10, НШ-32).
Однако, указанный выше способ гидравлической компенсации торцовых зазоров является несовершенным, поскольку
„, А „„1770604 А1 ках на торцевых поверхностях подшипников и торцевых компенсаторов и представляют собой части цилиндрических поверхностей, На торцевых поверхностях подшипников и компенсаторов со стороны манжет выполнены бурты, представляющие собой части цилиндрических поверхностей симметричных относительно плоскости, проходящей через геометрические оси вращения шестерен, и сопряженные с наружной цилиндрической поверхностью манжет, 4 ил. приводит к неравномерному поджатию llO окружности, перекосам, износу торцсв и утечкам. Указанных недостатков лишена конструкция гидромашины с гидравлической компенсацией торцовых зазоров, где жидкость высокого давления воздействует на поверхность определенной конфигурации (полученной расчетным путем) обеспечивающей равномерное поджатие компенсаторов по торцам шестерен.
Из известных гидромашин ближе всех к предлагаемому по технической сущности является гидромашина, содержащая шестерни внешнего зацепления, размещенные в расточках корпуса, цапфы которых установлены в подшипники скольжения, торцовые компенсаторы и эластичные манжеты, установленные в выемки на торцовых поверхностях подшипников скольжения и компенсаторов, представляющие собой части цилиндрических поверхностей. Торцовые компенсаторы поджимаются к торцам шестерен давлением рабочей жидкости, которая попадает в зазор между эластичной манжетой и торцовым компенсатором, Недостатком описанной шестеренной гидромашины является низкая надежность
1770604
55 и долговечность из-за выдавливания манжеты рабочей жидкостью в зазор между подшипником скольжения и компенсатором, Цель изобретения — повышение надежности и долговечности гидромашины, Указайная цель достигается тем, что в вышеописанной шестеренной гидромашине в подшипниках скольжения и компенсаторах на торцовых поверхностях со стороны выемок выполнены бурты, представляющие собой цилиндрические поверхности, симметричные относительно плоскости, проходящие через геометрические оси вращения шестерен. Бурты сопряжены с наружной цилиндрической поверхностью эластичных манжет и не допускают выдавливания манжет в зазор между торцовыми компенсаторами и подшипниками скольжения, Таким образом, предлагаемая гидромашина обладает следующими отличительными (от прототипа) признаками:
1, Введение буртов на торцовых поверхностях подшипников скольжения и компенсаторов для подкрепления эластичной манжеты, 2. Выполнение буртов в виде части цилиндрической поверхности, сопряженной с наружной поверхностью манжеты.
Наличие этих отличительных признаков обуславливает соответствие предлагаемого решения критерию "новизна", При анализе указанных отличительных признаков на соответствие критерию "существенные отличия" было установлено, что признаки 1 и 2 не были обнаружены ни в одном из аналогов предлагаемого решения.
Таким образом, совокупность отличительных признаков предлагаемого решения соответствует критерию "существенные отличия".
Для пояснения конструкции шестеренной гидромашины и принципа ее работы прилагаются фиг. 1 — 4,.где показаны укрепненный элемент общего вида и места под эластичную манжету на торцовых поверхностях компенсаторов и подшипников скольжения.
Шестеренная гидромашина содержит корпус 1, подшипники скольжения 2, на ко5 торые опираются цапфы 3 шестерен 4. Компенсаторы 5 снабжены пазами, как и пордшипники скольжения, для установки эластичных манжет 6, которые своими внешними цилиндрическими поверхностя10 ми упираются в части цилиндрических пазов Б и буртов А, выполненных в подшипниках скольжения и компенсаторах.
При работе гидравлической машины рабочая жидкость высокого давления попадает
15 между компенсатором и манжетой, что обеспечивает надежное поджатие торцов компенсаторов к торцам шестерен. Бурты препятствуют выдавливанию эластичных манжет, что увеличивает надежность и до20 лговечность манжеты и всей машины в целом.
На предприятии разработана опытная конструкция заявляемой гидромашины, которая к настоящему моменту прошла пол25 ный цикл отработки.
Формула изобретения
Шестеренная гидромашина внешнего зацепления, содержащая шестерни, разме30 щенные в расточках корпуса, цапфы которых установлены в подшипниках скольжения, торцевые компенсаторы, эластичные манжеты, установленные в выемках на торцевых поверхностях
35 подшипников скольжения и компенсаторов, представляющие собой части цилиндрических поверхностей, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, на торцевых поверхностях под40 шипников скольжения и компенсаторов со стороны эластичных манжет выполнены бурты, представляющие собой части цилиндрических поверхностей, симметричных относительно плоскости, проходящей через
45 геометрические оси вращения шестерен, и сопряженные с наружной цилиндрической поверхностью эластичных манжет, Составитель Г. Макаров
Редактор О. Стенина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т. Палий
Заказ 3725 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101


