"полупогружное судно "баян"
Использование: судостроение. Сущность изобретения: полупогружное судно имеет подводный 1 и надводный. 2 корпусы, соединенные пилоном 3. Надводный корпус 2 выполнен в Форме тора в нижней части которого расположены каналы с соплами. Рабочий орган 4 для нагнетаний воздуха в каналы установлен в средней части надводного корпуса 2. Судно снабжено обечайкой 7,закрепленной в верхней части надводного корпуса 2 посрдедством ребер 8 с образованием воздушных каналов между нижней поверхностью обечайки 7 и надводным корпусом 2. Обечайка 7 снабжена двояковогнутой пластиной 9, закрепленной в кормовой части надводного корпуса, обращенной в сторону носа судна и плавно сопряженной с внутренней поверхностью пбечайки 7. ь.п ф-ль., 2 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (."1д В 63 В 1/10
ГОСУДАРСТВ ЕЧНЫ»1 КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
» J д : д„
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
»
Ф и т
»
» ф (21) 4753626/11 (22) 23.10,89 (46) 23,10.92. Бсл. К 39 (75) В.Н.Пикуль (56) Авторское свидетельство СССР
N 1563108, кл. В 63 В 35/12. 1988. (54) ПОЛУПОГРУЖНОЕ СУДНО "БАЯН" (57) Использование: судостроение, Сущность изобретения: полупогружное судно имеет подводный 1 и надводный 2 корпусы, соединенные пилоном 3. Надводный корпус
2 выполнен в форме тора. в нижней части которого расположены каналы с соплами,,:„50,„, 1770208 А1
Рабочий орган 4 для нагнетания воздуха в каналы установлен в средней части надводного корпуса 2, Судно снабжено обечайкой
7,закрепленной в верхней части надводного корпуса 2 посрдедством ребер 8 с образованием воздушных каналов между нижней поверхностьо обечайки 7 и надводным корпусом 2. Обечайка 7 снабжена двояковогнутой пластиной 9, закрепленной в кормг вой части надводного корпуса, обращенной в сторону носа судна и плавно согряженной с внутренней поверхностью обечайки 7. 2 зп, ф лы, 2 ил, 1770208
Изобретение относится к судостроению, а именно к полупогружным судам, содержащим подводную и надводную корпусные части.
Известны полупогружные суда, рассчитанные на увеличенную маневренность и значительный ход при увеличенной волне, имеющие единый и сильно расширенный подводный корпус обтекаемых обводов, облегченный надводный корпус и узкий пилон, установленный на палубе подводного корпуса и несущий на своем верхнем срезе надводную часть. Подводный корпус содержит главную силовую установку, подъемные камеры и топливные емкости, Он также оснащен органами движения и управления.
Причем гребные винты здесь расставлены весьма широко и имеют регулируемый шаг
-- путь к высоким маневровым качествам.
Узкий пилон позволяет уменьшить сопротивление при движении в условиях волнения на море. Подъемные камеры дают возможность Обеспечить неплохую остойчивость и держать надводную часть на достаточной высоте (см, например, авт.св.
СССР М 1563108, кл. В 63 В 35/12, 1988).
Однако подводный корпус такого судна, будучи располо>кен близко к водной поверхности (по причине невозможности иметь слишком высокий пилон), оказывается при ш"горме B слое волновОго возбуждения, В резуль- ате ход судна замедляется, остойчивость ухудшается. Снижаются и маневровые свойства, При подходе к причалу или дру;Ому судну i-.e исключен сильный навал. так как подводный корпус широк, а контуры
его сверху практически не просматриваются. Вести буксировочные работы в штормовую погоду крайне трудно (к плохой
Остойчивости добавляются опасные рывки троса). В случае захода в зону, где горит нефть, огонь и особено дым будут подниматься прямо к надводной части судна.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств судна в условиях штормовой погоды путем подачи воздушных струй вдоль водной поверхности.
Надводный карпуС полупагружнОга Судна выполнен по форме тора, в нижней части которого имеются каналы с соплами, а само судно снабжено рабочим органом для нагнетания воздуха в эти каналы, причем над тором на радиально направленных ребрах предусмотрена обечайка, образующая воздушные каналы в верхней части надводного корпуса и несущая двояковогнутую пластину, котороя закреплена в кормовом секторе тора и обращена вогнутостью в сторону носа судна, 5
Рабочий орган на ходу судна при волне засасывает воздух сверху при помощи двояковогнутой пластины и, улавливая ветровой поток с любого румба посредством воздушных каналов верхней части надводного корпуса, нагнетает этот воздух в каналы и сопла, что расположены в нижней части тора, откуда воздушная масса горизонтальными струями воздействует на волны, накатывающиеся на борт, На фиг,1 изображено предлагаемое судно; на фиг.2 — то же, вид сверху.
Полупогружное судно имеет расширенный подводный корпус 1 и надводный корпус 2, соединенные между собой узким пилоном 3, причем надводный корпус выполнен в форме тора, в нижней части которого расположены каналы и сопла в пределах кругового зазора Н. Судно снабжено рабочим органом 4 в середине надводного корпуса, Роль последнего выполняет несущий винт газотурбинного вертолета 5, фюзеляж которого прикреплен к диаметральной балке 6, связывающей тор с пилоном. Надводный корпус оснащен обечайкой 7, которая закреплена на торе сверху при помощи радиально направленных ребер 8 с образованием воздушных каналов B. Обечайка снабжена двояковогнутой пластиной 9, закрепленной в кормовом секторе тора и обращенной вогнутостью в сторону носа судна, В подводном корпусе имеется подъемная камера р, бортовые гребные винты 10 данного корпуса в плане находятся под тором, а в днище последнего вмонтированы баллеры с лопастями 11. При этом носовые рули глубины 12 установлены на палубе подводного корпуса, в его носовой оконечности.
Судно в период волнения притоплено с помощью подъемной камеры д так, что палуба подводного корпуса 1 пребывает на глубине Н. Рабочий орган 4 при этом засасывает воздух сверху, причем на ходу судна воздушные токи направляются к рабочему органу по стрелкам и и A посредством двояковогнутой пластины 9.
Рабочий орган нагнетает этот воздух в оба канала а, охваченных тором 2 и разделенных балкой 6. Туда же поступают воздушные массы из наветренных каналов а, в которые поток ветра Озадувается с помощью обечайки 7 и ребер 8. Горизонтальные струи воздуха, истекая из-под тора, воздействуют на волны и срывают с последних вершины.
В результате акватория возле борта выгла>кивается и судно обретает лучшую остойчивость, маневренность и Оольший ход, 1770208
Составитель B.Ëoãà÷åâ
Техред M.Moðãåíòàë
Корректор О.Юркоеецкая
Редактор Г.Бельская
Заказ 3705 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101
Причем диаметральный габарит подводного корпуса служит ориентиром, уменьшающим опасность повреждения бортовых винтов 10 у причала. Лопасти 11 могут выполнять роль подруливающих устройств, а палубные рули 12, будучи приближены к водной поверхности и находясь под воздействием воздушных струй, повышают свою эффективность.
Формула изобретения
1. Полупогружное судно, содержащее подводный и надводный корпусы, соединенные между собой пилоном, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, надводный корпус выполнен по форме тора, в нижней части которого выполнены каналы с соплами, при этом судно снабжено рабочим органом для нагнетания воздуха в указанные каналы, установленным в средней части надводного корпуса.
2. Судно; по и 1, отличающееся
5 тем, что оно снабжено обечайкой, закрепленной к верхней части надводного корпуса, по его периметру, посредством радиально направленных ребер с образованием воздушных каналов между нижней поверхно10 стью упомянутой обечайки и надводным корпусом.
3, Судно по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что обечайка снабжена двояковогнутой пластиной, закрепленной в кормовой
15 части надводного корпуса, при этом упомянутая пластина обращена вогнутостью в сторону носа судна и плавно сопряжена с внутренней поверхностью обечайки,


