Люковое закрытие системы в.н.ковалева
Использование: судостроение, в частности судовые люковые закрытия. Сущность изобретения: люковое закрытие содержит шарнирно соединенные между собой секции , ведущая из которых шарнирно закреплена на корпусе. В межстворчатом стыке установлены упоры с V-образными зевами и уплотнительные элементы. Секции снабжены продольными упорами, а ось шарнира крепления каждой ведущей секции к комингсу и ось шарнирного соединения каждой первой и второй ведомых секций размещены на линии, расположенной ниже оси шарнирного соединения каждой ведущей и первой ведомой секций. 4 з.п. ф-лы, 16 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 В 63 В 19/197
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4781116/11 (22) 10.01,90 (46) 15.10,92, Бюл, N 38 (71) Проектно-конструкторское бюро "Прогресс" (72) В.Н.Ковалев (56) Авторское свидетельство СССР
М 701862, кл. В 63 В 19/19, 1976, (54) ЛЮКОВОЕ ЗАКРЫТИЕ СИСТЕМЫ
В.Н,КОВАЛЕВА (57) Использование: судостроение, в частности судовые люковые закрытия. Сущность
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым люковым закрытиям, но может быть использовано в других отраслях.
Известна конструкция судового люкового закрытия, в которой две створки, выполнены из шарнирно соединенных между собой секций, ведущие из которых шарнирно присоединены к комингсу, а ведомые— установлены с возможностью перемещения посредством катков по закрепленным на опОрной поверхности комингса направляющим, выполненным с вырезом под упомянутые катки ведомых секций, продольные упоры, установленные с возможностью взаимодействия с ответными опорами, а также уплотнение межстворчатого стыка, включающее в себя установленную на одной из створок уплотнительную прокладку и бурт, закрепленный на другой створке, причем стенки продольных упоров и упомянутых вырезов направляющих расположены под острым углом к опорной поверхности коми нгса. изобретения: люковое закрытие содержит шарнирно соединенные между собой секции, ведущая из которых шарнирно закреплена на корпусе. В межстворчатом стыке установлены упоры с V-образными зевами и уплотнительные элементы. Секции снабже,ны продольными упорами, а ось шарнира крепления каждой ведущей секции к комингсу и ось шарнирного соединения каждой первой и второй ведомых секций размещены на линии, расположенной ниже оси шарнирного соединения каждой ведущей и первой ведомой секций. 4 з.п, ф-лы, 16 ил, Недостатками этой конструкции является низкая надежность межстворчатого узла уплотнения, а также узкая эксплуатационная возможность закрытия, так как одну из его створок можно открыть только после снятия перевозимого груза со всего люкового закрытия, что трудоемко при заходе судна в промежуточные порты и необходимости частичной выгрузки груза.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения надежности, Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено закрепленными в районе межстворчатого стыка на одной из створок упорами, каждый из которых имеет
V-образный зев и установлен с возможностью взаимодействия с ответным элементом, расположенным на другой створке, а ось шарнира крепления каждой ведущей секции к комингсу и ось шарнирного соединения каждой первой и второй ведомых секций размещены на линии, расположенной ниже оси шарнирного соединения каждых
1768439 ведущей и первой ведомой секций, причем углы наклона сторон V-образного зева каждого из упоров, упомянутых вырезов направляющих и продольных упоров равны между собой. 5
Дополнительным отличием изобрете- ния является то, что продольные упоры установлены в контакте с ответными опорами, либо уГтановлрнь от межстворчатого стыка секций к их шарнйрному за3<реплению к ко- 10 мингсу с нарквствктстим вЧз1ром к ответным опорам.
Кроме того, межсекцйЪнные шарниры выполнены разъемными и снабжены тягой с приводом, установленной параллельно 15 осям указанных шарниров и соединенной с ними, На фиг, 1 схематично изображена двухсекционная створка, вид сбоку; на фиг. 2— четырехсекционная створка, вид сбоку; на фиг. 3 и 4 — узел 1 фиг. 1 (поперечное сечение межстворчатого стыка); на фиг, 5 и 7 — узел
II фиг. 1 (продольный упор); на фиг. 6 — сечение Б — Б на фиг. 5 (поперечное сечение продольного упора); на фиг. 8 — сечение  — В на фиг, 7; на фиг. 9-узел (!! фиг, 1(узел привода ведущей секции); на фиг. 1 0 — узел IV фиг. 2 (расположение катков на секциях у межстворчатого стыка); на фиг. 11 — сечение А — А фиг. 2 (поперечное сечение по стыку секций, соединенных верхними шарнирами); на фиг. 12 — вариант конструкции узла шарнирного соединения секций; на фиг, 13 — схема выгрузки 1 и 2 рядов контейнеров при открытой двухсекционной створке; на фиг. 14 — схема выгрузки 3 и 4 рядов контейнеров при частично открытой четырехсекционной створке; на фиг. 15 — схема выгрузки 3.„6 рядов контейнеров; на фиг. 16 — схема выгрузки 5 и 6 рядов контейнеров при рассоединенном верхнем шарнире четырехсекционной створки.
Люковое закрытие включает расположенные на опорной поверхности комингса
1 секции 2...7, из которых секции 2 и 3 шарнирно соединены осью 8, образуя двухсекционную створку, а секции 4, 5, 6 и 7 шарнирно соединены осями 9, 10 и 11, образуя четырехсекционную створку, Ведущие секции 2 и 7 шарнирно присоединены к комингсу 1 посредством осей 12 и 13.
На опорной поверхности комингса 1 установлены направляющие 14 и I5 для катков 16, закрепленных на секциях 3, 4 и 6 посредством кронштейнов 17, 18 и осей 19, При этом, для крайних пар ведущих 2, 7 и ведомых 3, 6 секций обеих створок оси 12 и 13 шарниров крепления ведущих секций
2, 7 к комингсу 1 люка расположены на линии, соединяющей для двухсекционной
55 створки ось катка 16 ведомой секции 3, и для створок, имеющих более двух секций — ось
10 верхнего шарнира ведомой секции 6 и проходящей в районе межсекционного стыка не выше осей соответственно 8 и 11 нижних шарниров ведущих 2, 7 и ведомых 3, 6 секций. Это позволяет уменьшить явление
"расталкивания" секций.
Направляющие 14 и 15 в районе установки катков 16 выполнены с вырезами (фиг.
10), стенки которых расположены под острым углом к опорной поверхности комингса
1 и сопряжены с катками 16, нижние кромки которых расположены ниже упомянутой опорной поверхности комингса 1.
На стенках секций закреплены продольные упоры 20 (фиг. 5), рабочие поверхности которых наклонены тоже к опорной поверхности комингса 1 под острым углом.
В комингсе 1 oTBGTHQ упорам 20 выполнены отверстия, которые могут иметь поперечные зазоры мам и ма,, н (фиг, 6). Во втором варианте исполнения продольные упоры 20 закреплены на комингсе 1 люка, с ответно им на секциях закреплены кронштейны 21.
По периметру секций установлена уплотнительная прокладка 22, а ответно ей на опорной поверхности комингса 1 закреплен уплотнительный бурт 23, Для предотвращения попадания в люк просочившейся через упругую прокладку 22 воды установлен дренажный бурт 24. Из полости образуемой им, и уплотнительным буртом 23 через обратный клапан (на фиг, не показан) вода удаляется наружу.
Ведомая секция 3 в районе межстворчатого стыка (фиг. 3) имеет упругую прокладку
22, а смежная секция 4 второй створки снабжена уплотнительным буртом 23, Плоскость разъема упругой прокладки 22 и уплотнительного бурта 23 расположена перпендикулярно опорной поверхности комингса 1, Для предотвращения попадания в люк воды, просочившейся через упругую прокладку 22 установлены полоса 25 и уголок
26, из которого вода стекает вдоль стыка к продольным стенкам комингса 1 к полостям, образуемым дренажными буртами 24 и уплотнительным буртом 23.
Помимо этого, на ведомой секции 3 закреплен упор 7 с V-образным зевом сопрягающимся r ответной деталью 28, которая может быть выполнена в виде установленного на кронштейне 29 посредством оси 30 ролика 31 (фиг. 4).
Причем в -зоне обжатия упругой прокладки 22 уплотнительным буртом 23 углы наклона рабочих поверхностей V-образных упоров 27 и их ответных деталей 28, вырезов
1768439 направляющих 14 и 15 катков 16 и продольных упоров 20 равны.
Ведущая секция 2 шарнирно присоединена к комингсу 1 посредством силовой петли 32, оси 12 и обуха 33 (фиг, 9). Шарнир силовой петли 32 имеет зазоры "б" и "61", образованные овалом, большая ось которого расположена параллельно опорной плоскости комингса 1.
К силовой петле 32 через ось 34 шарнирно присоединен гидроцилиндр 35. Аналогичным образом ведущая секция 7 шарнирно соединена с коминсом 1.
Помимо традиционной конструкции межсекционного шарнира, соединяющего секции посредством обухов и осей, например,8, 9 и 11, конструкция этого узла может быть выполнена с использованием двух пересекающихся тяг 36 (фиг. 12), шарнирно соединяющих секции, например, 2 и 3 посредством осей 37 и кронштейнов 38, 39, что способствуетуменьшению явления "расталкивания" секций, Компенсация продольных деформаций комингса 1 при положении судна на вершине или подошве волны, а также вдругих случаях конструктивно может быть выполнена несколькими способами.
Например, продольные упоры 30 устанавливаются без продольных зазоров, а межсекционные шарниры с осями 8, 9, 10, 11, 12 и 13 выполнены с овалами. Возможен вариант исполнения когда межсекционные шарниры с осями 8, 9, 10 и 11 выполнены без продольных зазоров, а шарниры с осями
12 и 13 имеют продольные овалы, большая ось которых параллельна опорной плоскости комингса.
При этом, продольные упоры 20 секций
3 и 4 у межстворчатого стыка установлены без продольных зазоров, а по мере удаления секций от межстворчатого стыка их упоры 20 смонтированы с нарастающим увеличивающимся зазором.
Верхний шарнир секций 5 и 6 с осью 10 (фиг. 11) выполнен разъемным.
На секции 5 установлены втулки 40 в которых параллельно оси 10 расположена тяга 41.
На секции 5 посредством обухов 42 и оси 43 смонтирован гидроцилиндр 44, который при помощи оси 45 шарнирно связан с тягой 41. К последней жестко присоединена имеющая конусную часть ось 10, помещенная в обухи 46, закрепленные на секции
5, Обух 47 установлен на секции 6.
Люковое закрытие работает следующим образом.
При открывании двухсекционной створки закрытия (работа с задрайками не описа40
55 стрелки прогиба секции 3, имеющей прогиб только от собственного веса, Так как половина высоты зева V-образного упора 27 превышает максимально возможную стрелку прогиба от перевозимого груза в месте установки упора 27 при посадке секции 3 на месте в конечный момент закрывания люка происходит уравнивание стрелок прогиба секций 2 и 3 за счет взаимодействия упоров
27 и ответных деталей 28 или роликов 31.
При открывании четырехсекционной створки (фиг. 14 и 15) ее освобождают от перевозимого груза (двухсекционную можно не освобождать и не отдраивать) и гидроцилиндрами привода поворачивают секцию 7 относительно оси 13. Секция 7 поворачивает секцию 6, которая перемещает в плоскости комингса 1 секции 5 и 4. В начальный момент открывания створки катки 16 секции 4 перемещаясь по наклонному участку направляющих 15 обеспечивают зана) ее освобождают от груза (фиг. 13), причем необязательно снимать груз со второй створки и отдраивать ее. При подаче рабочей жидкости под давлением в поршневые
5 полости гидроцилиндров 35, последние посредством осей 34 и силовых петель 32 поворачивают ведущую секцию 2, относительно оси 12 обухов 33.
В начальный момент открывания катки
10 16 перемещаясь по наклонному участку направляющих 14 обеспечивают заданную траекторию перемещения секции 3 в районе межстворчатого стыка, разъединяя V-образные упоры 27 с ответными деталями 28 либо
15 роликами 31. При этом траектории движения секции 3 уплотнительная прокладка 22 отходит от уплотнительного бурта 23, а упоры 20 разъединяются с гнездами в горизонтальных полках комингса 1 или в
20 кронштейнах 21. Дальнейший процесс открывания-закрывания происходит обычным способом.
В случае применения конструкции нетрадиционного шарнирного соединения
25 секций 2 и 3 между собой (фиг, 12) в процессе открывания происходит поворот тяг 36 относительно осей 37 и соответствующий поворот секций 2 и 3 относительно друг друга.
30 В конечный момент закрывания двухсекционной створки катки 16, перемещаясь по наклонному участку направляющих 14, обеспечивают соединение V-образных упоров 27 с ответными деталями 28 либо роли35 ками 31, обжатие упругой прокладки 22 уплотнительным буртом 23 и установку в гнезде упоров 20. Если на четырехсекционной створке находится перевозимый груз, стрелка прогиба секции 4 будет больше
1768439 данную траекторию перемещения секции 4 в районе межстворчатого стыка и соответствующее взаимодействие составных частей, как это было описано ранее для работы двухсекционной створки.
При необходимости выгрузки (загрузки) груза в промежуточном порту, например, 5 и 6 ряды контейнеров (фиг. 16) секции 6 и 7 освобождают от перевозимого груза. Остальные секции можно не освобождать и не отдраивать, Подавая рабочую жидкость в поршневую полость гидроцилиндра 44, последний через ось 43, обухи 42, ось 45 перемещает во втулках 40 тягу 41, которая в свою очередь, вытаскивая ось 10, разсоединяет обухи 46 и 47, рассоединяя тем самым секции 5 и 6. Гидроцилиндрами привода поворачивают секции 6 и 7 открывая таким образом только часть люка для выгрузки только 5 и 6 рядов контейнеров (фиг, 16).
При закрывании люка порядок работы составных частей обратный описанному, Предлагаемая конструкция люкового закрытия повышает надежность работы межстворчатого узла уплотнения, повышает удобство эксплуатации и расширяет эксплуатационные возможности, например, сокращает трудоемкость подготовительных и грузовых операций, а также простои судна при заходе в промежуточные порты и частичной выгрузки груза, Формула изобретения
1. Люковое закрытие, содержащее две створки, выполненные из шарнирно соединенных между собой секций, ведущие из которых шарнирно присоединены к комингсу, а ведомые установлены с возможностью перемещения посредством катков по закрепленным на опорной поверхности комингса направляющим, выполненным с вырезами под упомянутые катки ведомых секций, продольные упоры, установленные с возможностью взаимодействия с ответными опорами, а также уплотнение межстворчатого стыка, включающее в себя установленную на одной из створок уплотнительную прокладку и бурт, закреп5 ленный на другой створке, причем стенки продольных упоров и упомянутых вырезов направляющих расположены под острым углом к опорной поверхности комингса, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения
10 эксплуатационных качеств путем повышения надежности, оно снабжено закрепленными в районе межстворчатого стыка на одной из створок упорами, каждый из которых имеет У-образный зев и установлен с
15 возможностью взаимодействия с ответным элементом, расположенным на другой створке, а ось шарнирного соединения ведущей и первой ведомой сЕкций расположена над линией, соединяющей ось шарнира
20 крепления ведущей секции к комингсу и ось шарнирного соединения первой и второй ведомых секций, причем углы наклона сторон У-образного зева каждого из упоров, упомянутых стенок вырезов направляющих
25 и продольных упоров к опорной поверхности комингса равны между собой.
2. Люковое закрытие по и, 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что продольные упоры установлены с возможностью контактиро30 вания с ответйыми опорами.
3. Люковое закрытие по и, 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что продольные упоры выполнены с нарастающим зазором к ответным опорам по направлению от межствор35 чатого стыка секций к их шарнирному закреплению к комингсу.
4, Люковое закрытие по пп. 1 — 3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что межсекционные шарниры выполнены разьемными.
40 5, Люковое закрытие по пп. 1-3, 4, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что межсекционные шарниры снабжены тягой с приводом, установленной параллельно осям указанных шарниров и соединенной с ними.
1768439 б" р
1768439
1768439
Qg/p
1768439
1768439
1 !
1768439 у,- ;: -;: ";-:-.: .- —... .:гу", г-- с.с с гу
) ! с I
1 . с
Ры Ж
Ргу
©iig д
Составитель В.Ковалев
Техред М.Моргентал Корректор М Ткач
Редактор Т.Иванова
Заказ 3612 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101









