Ротор неявнополюсной электрической машины
„„5QÄÄ 1767621 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю Н 02 К 3/51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4
1 0
М (21) 4854906/07 (22) 27,07,90 (46) 07.10.92. Бюл. М 37 (71) Московский агрегатный завод "Дзержинец" (72) В.А.Хабаров (56) 1. Патент Великобритании М 1112129, кл, Н 02 КЗ/50, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
% 570153, кл. Н 02 К 3/51, 1975. (54) РОТОР HERBÍOÏOËÞÑHOÉ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Ротор неявнополюсной электрической машины. Использование: неявнополюсные синхронные генераторы. Сущность изобретения: ротор содержит магнитопровод 2, установленный на валу 1. В пазах магнитопровода расположены катушки 3 обмотки возбуждения. Лобовые части катушек закреплены кольцами и съемйыми держателями, установленными в прорезях колец. Держатели закреплены кольцами 15, входящими в проточки 17 в стенках 16 держателя. 3 ил.
1767621
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к неявнополюсным синхронным генераторам, и может быть использовано в высокооборотных источниках питания.
Известна конструкция неявнополюсной электрической машины, в которой лобовые части обмотки ротора удерживаются специальными элементами, закрепленными в цилиндрйческой поддержке, расположенкой под лобовйми частями, и выполненными в виде шпилек, проходящих через отверстия в проводниках (1), Недостатки известной конструкции— нетехнологичность и малая надежность вследствие того, что несмотря на большое количество удерживающих элементов обмотка оказывается закрепленной не по всей длине.
Известен также ротор неявнополюсной
1 электрической машины, наиболее близкий к предлагаемому, содержа ий установлен1 ный на валу магнитопрово с пазами, в которых расйоложены продольные части катушек концентрической обмотки возбуждения, закрепленные клиньями, а лобовые ! части закрейлены кольцами с выемками для размещения поперечных частей катушек и йазами для продольных частей и пазовых !
- клиньев (2).
Недостатком этого устройства является невозможность замены катушек в случае их
1 пробоя без снятия всех последующих рядов обмотки, т,е, в случае проб я первого ряда катушек необходимо снять все последующие ряды работоспособных катушек и коль-! цевые держатели, Целью изобретения является повышение надежности и упрощение ремонта.
С этой целью ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий установленный на валу магнитЬпровод с пазами, в которых расположенй"*продольные части катушек концентрической обмотки возбуждения, закрепленные клиньями, а лобовые части закреплены кольцами с выемками для размещения поперечных частей катушек и пазами для продольных частей и пазовых клиньев, снабжен съемными держателями в виде секторов с параллельными лысками, в стенках которых со стороны оси вращения вала выполнены проточки, и удерживающими кольцами, размещенными в упомянутых проточках и жестко зафиксированными на валу, причем выемки в кольцах выполнены в виде прорезей с сопряженными параллельными лысками, открытыми в сторону наружного диаметра
I ротора, На фиг. 1 изображен продольный разрез обмоток возбуждения ротора по Б — Б; на фиг, 2 — продольный разрез обмоток по А-А; на фиг. 3 — разрез по  — В.
На валу 1 электрической машины расположен пакет железа 2 ротора с неявновыраженными полюсами с концентрической обмоткой возбуждения в виде катушки 3.
Продольные части 4 катушки 3 расположены
10 в пазах 5 пакета железа 2 и удерживается клиньями 6. Для удерживания поперечной части 7 катушек 3 имеются кольца 8 с удерживающими элементами 9 по числу полю15
55 сов. В кольцах 8 имеются пазы 10 для размещения продольной части 4 лобовых частей катушек 3, которые удерживаются клиньями 6, Удерживающие элементы 9 представляют собой прорези 11 в кольце 8 с параллельными лысками 12, открытыми в сторону наружного диаметра ротора, и съемные держатели 13 в виде секторов. Держатели 13 с параллельными лысками 14 устанавливают в прорезях 11 по сопряженным параллельным лыскам 12, На валу 1 жестко установлены кольца 15, которые фиксируются в стенках 16 держателей 13 по проточкам 17.
Кольца 8, съемные держатели 13 и удерживающие кольца 15 установлены на валу следующим образом
После намотки и укладки внутреннего слоя катушек 3 и заклинивания их клиньями
6 в пазах 5 пакета железа 2 кольцо 8 устанавливают на валу 1 так, чтобы продольные части 4 и поперечные части 7 катушек 3 были размещены в прорезях 11 кольца, а пазы 10 кольца 8 являлись продолжением пазов 5 пакета железа 2 для последующих слоев катушек 3. После укладки катушек 3 второго слоя их заклинивают в пазах пакета 2 и кольца 8, Аналогично укладывают последуЮщие слои с заклиниванием их в пазах, После этого устанавливают первый ряд съемных держателей 13, выполненных в виде секторов, таким образом, что параллельные лыски 12, открытые в сторону наружного диаметра ротора, на держателях
13 фиксируются по параллельным лыскам
14 на прорезях 11, Затем вставляют кольцо
15 одновременно во все проточки 17 держателей 13 с одновременной центровкой его по валу 1. Аналогично устанавливают второй ряд съемных держателей 13. В процессе установки держателей второго ряда фиксируют предыдущее кольцо 15 и т.д. Последнее кольцо 8 выполнено без пазов, для удобства совмещено с кольцом 15 и установлено на валу по резьбе, Каждое кольцо 8 вместе с держателями
13 и кольцом 15 воспринимает механиче1767621 скую нагрузку от центробежных сил поперечных частей 7 катушек 3 предыдущего слоя и продольных частей 4 катушек 3 последующих слоев, Количество колец 8 соответствует количеству катушек обмоток возбуждения на полюс, а необходимые размеры держателей 13 колец 8, 15 и проточек
17 определяют прочностными расчетами.
В случае обнаружения дефектных катушек после сборки ротора их можно легко заменить путем снятия колец 15 и держателей 13.
Применение описанной конструкции ротора обеспечит возможность доступа к катушкам обмотки на любой стадии изготовления и эксплуатации изделия, Кроме того, ротор данной конструкции полностью восстанавливается путем замены только дефектной катушки, что значительно снижает время и затраты на восстановление ротора и обеспечивает повышенную надежность.
©ормула изобретения
Ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий установленный на валу магнитопровод с пазами, в которых рас5 положены продольные части катушек концентрической обмотки возбуждения, закрепленные клиньями, а лобовые части закреплены кольцами, в которых выполнены выемки для размещения поперечных частей
10 катушек и пазы для продольных частей и пазовых клиньев, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения ремонта, он снабжен сьемными держателями, выполненными в виде секторов
15 с параллельными лысками, в стенках которых со стороны оси вращения вала выполнены проточки, и уДерживающими кольцами, размещенными в упомянутых проточках и жестко зафиксированными на
20 валу, причем выемки в кольцах выполнены в виде прорезей с сопряженными параллельными лысками, открытыми в сторону наружного диаметра ротора. с
1767621
Составитель Т.Скопинцева
Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь
Редактор Т.Федотов
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3555 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



