Плотина
Изобретение относится к строительству , а именно к строительству плотин на нескальном основании небольших реек, балок, оврагов, преимущественно, в сельской области силами местного населения. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик и снижение трудозатрат при эксплуатации. Плотина состоит из сочлененных блоков, уложенных слоями. Верхний слой блоков 1, блоков 2 (средний слой) и блоков 3 (нижний слой). Слоев может быть несколько в зависимости от глубины русла. Блоки сжаты продольными скобами 4 и соединены в слое и между слоями поперечными скобами. Нижний слой заглублен в грунт, а торцы заделаны в боковые стенки 7 русла речки (оврага). Верхний слой выполнен из смещаемых друг относительно друга расчлененных блоков с образованием отвер (Л С vi о 4 О 2 -&
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (39) (И) (5ц 5 Е 02 В 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4868156/15 (22) 21.09.90 (46) 07.10.92.Бюл № 37 (75) А,В.Черкунова, В.Б.Черкунов и Б,В.Черкунов (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1708998, кл. Е 02 B 7/00, по заявке
¹ 4735155/15 от 1989. (54) ПЛОТИНА (57) Изобретение относится к строительству, а именно к строительству плотин на нескальном основании небольших реек, балок, оврагов, преимущественно, в сельской области силами местного населения. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик и снижение трудозатрат при эксплуатации. Плотина состоит из сочлененных блоков, уложенных слоями. Верхний слой блоков 1, блоков 2 (средний слой) и блоков 3 (нижний слой). Слоев может быть несколько в зависимости от глубины русла.
Блоки сжаты продольными скобами 4 и соединены в слое и между слоями поперечными скобами. Нижний слой заглублен в грунт, а торцы заделаны в боковые стенки 7 русла речки (оврага). Верхний слой выполнен из смещаемых друг относительно друга расчлененных блоков с образованием отвер1767074 стий 8 для пропуска воды. Блоки сочленены посредством соединительных скоб 9 и колец
10, охватывающих концевые части продольных скоб 4. Крайние шины блоков заполнены вырезками из шин, например, боковин шин. Кольцо 10 может быть выполнено из мотка проволоки (отожженной), в виде втулки и т.п. В месте водослива (водопада) на грунте сбоку блоков 3 нижнего слоя (за плотиной по течению воды) с помощью анкеров закреплена упругая площадка 13 из
1,„,, Изобретение относится к строительству, а именно к строительству плотин на нескальном основании небольших рек, балок, оврагов, преимущественно, в сельской области силами местного населения. 5
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик и снижение трудозатрат при эксплуатации, На фиг.1 представлен общий вид плотины; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг.3 — вид 10
Б на фиг.1; на фиг,4 — узел на фиг,2; на фиг.5 — узел !! на фиг,2; на фиг,6 — узел III на фиг.1, Плотина состоит из сочлененных блоков 1 (верхний слой), блоков 2 (средний слой) 15 и блоков 3 (нижний слой), (слоев может быть несколько в зависимости от глубины русла), сжатых продольными скобами 4 и соединенных в слое и между слоями поперечными скобами 5. Нижний слой заглублен в грунт 20
6, а торцы заделаны в боковые стенки 7 русла речки (оврага). В верхнем слое блоки .установлены с образованием отверстий 8 . для пропуска воды. Блоки сочленены между собой посредством соединительных скоб 9 25 и колец 10, охватывающих концевые части продольных скоб 4. Крайние шины блоков заполнены вырезками 11 йз шин, например из боковин. Кольцо 10 может быть выполнено из мотка отожженйой проволоки в виде 30 втулки. В месте водослива (водопада) на грунте 6 сбоку блоков 3 нижнего слоя (за плотиной по течению воды) с помощью анкеров 12 закреплена упругая подушка 13 из использованных автопокрышек, уложенных 35 горизонтальными:слоями со смещением друг относительно друга. Поверх блоков 1 верхнего слоя установлено покрытие 14 в виде упругого мата из протекторных полос
15, скрепленых соединительными элемен- 40 тами 16 и клеем (не показано) и уложенного отработанных (использованных) автопокрышек (шин). Поверх блоков 1 верхнего слоя установлено покрытие 14 в виде упругого слоя из протекторных полос. Они скреплены соединительными элементами иуложены на балках. К балкам прикреплены стойки 18, опирающиеся одним концом на блоки 2 среднего слоя, а другим соединены с перилами 19. Продольные скобы 4 блоков соединены между собой поперечиной 20 посредством колец 10. 5 з.п.ф-лы, 6 ил. на балках 17, к которым прикреплены стойки 18, опирающиеся одним концом на блоки
2 среднего слоя, а другим соединены с перилами 19. Продольные скобы 4 блоков соединены между собой поперечинами 20 посредством колец 10.
Сборка плотины осуществляется следующим образом.
Подготавливают русло, укладывают поперек него сначала блоки нижнего слоя 3, во впадинах его — блоки 2 среднего слоя и, аналогично, блоки 1 верхнего слоя, причем блои в слоях сопрягают друг с другом скобами 9, вбитыми в протекторы соседних (крайних) автопокрышек. Для образования пропускных отверстий 8 сочлененные блоки верхнего слоя расчленяют с удалением одного из блоков или перемещением (раздвиганием). При этом пропускное отверстие может быть выполнено в плане (см.фиг.3) прямым, зигзагообразным и т.п., например, ступенчатым в горизонтальной плоскости, Затем торцы блоков соединяют скобами 5, причем концы продольных скоб 4 соединяют кольцами 10, а по боковой поверхности устанавливают поперечины 20, закрепленные на продольных скобах 4 скобами(кольцами) 10. У подножия плотины в месте слива воды устанавливают упругую подушку 13 из покрышек, смещенных в слоях и заанкерованных в грунте 6. Смещение выполнено так, что центральные отверстия покрышек перекрыты их боковинами. После этого устанавливают покрытие 14 из протекторных полос 15, связанных между собой крепежными элементами (гвоздями) 16 и дополнительно скрепленных клеем (битумом) с образованием мата. Покрытие своединяется с балками 17, к которым прикрепляются стойки 18, опирающиеся одним концом на блоки среднего слоя, а другим концом сое1767074 динены с перилами 19. Для уменьшения еформации д - плуатации, блоки сжаты и соединены между ии краиних шин при сжатии их на собой и в слоях элементами свя
8-15% полость их заполнена вырез 11 ками ненными в ви е п тами связи, выполиз шин, например, из боковин. д родольных и поперечных
Упругая подушка13, перекрыва дос и 5 б о скоб, поперечин и коле, и ич м ступ блоков осуществлено продольными скобаи падении (сливе), препятствует раз- ми, соединенными ме
), . ""e w между со6оА поперечи (водослива), что, в свою очередь уменьша- в слое — с по ю водопада нами и кольцами связь блоков ме б, в которые заделаны равномерно закрепленных в п от сочлененные блоки слоев. В зависимости 10 автопок ышекк айн в протекторах от уровня воды (паводка) отве стие 8 и моугольного сечения может быть увеличе речных скоб, или уменьшено, или выполнено зигзагооб- ны с образованием п оп скных личено при этом в одном из слоев блоки
Р Р У Р щего энер- прямоугольного сечения. гию потока, По длине плотины может быть 15 2, П выполнено несколько таких отверстий. Крлотина по п.1, о т л и ч а ю щаяся ме того, подобные отверстия мо б й. ро- тем, что, блоки на то а, б рц х соединены кольцаогут ыть вы- ми, а сбоку — поперечинами за полнены и в среднем слое, например, при ми на и р и, закрепленнымер, при ми на родольных скобах посредством тех гда нео ходимо резко пони- же колец. зить уровень воды в водоеме. Наиболее 20 3. П удобно поставлять на обьект блоки дли лотина по пп.1 т 2 о т л ича ю ща2 м, которые на берегу или длинои я с я тем, что, ее по, у дножия в месте падеу osnee у pyra подушка à в русле сочле- ния во ы стан нои длины, пыт по- использованных автопокрышек, размещен, что ско ы легко вбиваются в ных послойно и сме енных в протекторы покрышек. Для повыше - 25 щенных в слоях одна тойчивости блоков (от пер ния ус- относительно r дру ой с перекрытием их цензания) их продольные скобы перекосов и распол- тральных отве сти б р и боковинами автопокко ы соединяют рышек, и заанкерена на не сла кольцами из проволоки. Покрытие легко вы- 4. П дне русла реки. полняется изпротекторныхполос(врезуль- тем, что м . Плотина по п.1; о т л"и-ч а-ю"
- - i a s с я тате разде ) уль- тем, что мостовое покрытие выполнено из сбиваются на бе лки покрышек, кото ые 30 и т р ротекторных полос, соединенных в многоя на ерегу или по месту разделки слойный мат, вы езанн шин, что эконо ит дерево (бетон и асфальт), к колец из использованных автопокрышек и
Формула изобретения обращенных вверх протекторным рисун1. Плотина, содержащая пустотелые 35 5, П блоки, уложенные в несколько слоев и влотина по п.1 о т л ичающаяся полненные из использованных авто - б в и вы- тем, что полости к айних авт
Р опокрышек шек, заполненных грунтом и загл б автопокры- блоков заполнены вы е р эками из автопокрыи заглу ленных шек, например боковинами. в грунт дна реки поперек русла, а также 6. П элементы связи между блоками и мостовое 40 ся тем, что с латина по пп.1-5, о т л и ч ающаяпокрытие, отличаю ая ое с я тем, что с целью расширения эксплуатащ а я с я тем, что, с ционных возможностей, и оп ск целью улучшения эксплуатационных хар и, пропускные отвер рщоза ра при экс- слое.
ых харак- стия выполнены в ве хнем ил
1767074 ло ериуто
Составитель P. Нагорная
Редактор В. Никольская Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор О. Густи
Заказ 3528 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
7,Л 7



