Инвалидная коляска
Использование: в средствах транспорта и может найти применение в ручных колясках для инвалидов. Сущность изобретения: коляска содержит установленную на передних ходовых колесах (3) и опорных катках
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 А 61 6 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
14ъ
1о фь. Ю
> (21) 4733747/11 (22) 04.09.89 (46) 30.09,92. Бюл, ¹ 36 (75) В.M.Áóÿíêèí (56) 1. Авторское свидетельство СССР
N 1463292, кл, В 61 G 5/04, 1985.
2, Авторское свидетельство СССР
N 1251910, кл. А 61 G 5/06, 1984. (54) ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА (57) Использование: в средствах транспорта и может найти применение в ручных колясках для инвалидов. Сущность изобретения: коляска содержит установленную на передних ходовых колесах (3) и опорных катках (6) раму (1), оборудованную сиденьем (2) и выдвижной в продольном направлении опоИзобретение относится к медицине, к предметам ухода за больными — инвалидным коляскам, и предназначено для инвалидов с пораженными органами передвижения, живущих в многоэтажных домах.
Известна инвалидная коляска, содержащая раму, сиденье со спинкой, подножкой и подлокотниками, привод с аккумулятором, пульт управления, ведущие и ведомые колеса с гусеницами. В этой коляске предусмотрены специальные катки, которые прижимаются к гусеницам при подъеме-спуске по лестницам, Это увеличивает надежность сцепления гусениц со ступенями лестницы, „„Я „„1764649 А1 рой, Коляска снабжена дополнительной парой ходовых колес (5), расположенных выше колес (3), и закрепленной на раме ручной подъемной лебедкой (14). Продол ьно расположенные ходовые колеса охвачены бесконечными ремнями (4). По горизонтальной поверхности коляска движется на передних колесах (3) и задних колесах (5), ".o лестнице коляска движется, опираясь на ременные передачи, которые выполняют роль "гусениц", задние колеса при этом поднят л вверх, Коляска имеет вспомогательный комплект: тросы и узлы их крепления на лестничных клетках, Тросы наматывают и сматывают с лебедки только при спусках и подъемах. 1 ил, Сиденье у этой коляски поворотное в вертикальной плоскости, что позволяет при передвижении по лестнице устанавливать сиденье горизонтально (1).
Эта коляска не обеспечивает полной безопасности при спуске и подъеме по лестнице, поскольку требует абсолютно исправных ступеней. Кроме того, эта коляска непомерно тяжела, что увеличивает опасность ее падения.
Известна инвалидная коляска, содержащая установленную на передних ходовых колесах и опорных катках раму, оборудованную сиденьем и выдвижной в продольном направлении опорой(2).
Подъем у этой коляски осуществляется
"спиной вперед". При этом П-образная опо3
1764649 ра передвигается максимально назад и устанавливается на ступенях. Затем сама коляска специальным механизмом поднимается от пола и перемещается, опираясь на верхние перекладины П-образных опор. В результате коляска перемещается на две ступеньки вверх и устанавливается на ступенях.
После этого описанным способом выполняетя второй шаг. И так до подъема на следующую лестничную площадку, Коляска "шагает" по лестнице.
Известная коляска не обеспечивает полной безопасности передвижения по лестнице.
Во-первых, не везде марши лестниц в идеальном состоянии: ступени бывают выщерблены либо отдельные ступени установлены наклонно.
Во-вторых, содержание лестниц не всегда бывает идеальным: зимой ступени бывают обледенелыми, летом — замусоренными, например, шкурки от мандаринов, другие "скользящие" предметы.
Во всех вйшеприведенных ситуациях может быть нарушена устойчивость П-образных опор, что вызовет падение коляски (особенно опасное при высоко расположенном центре тяжести системы: П-образная опора + корпус коляски с сиденьем), Кроме того, конструкция инвалидной коляски очень сложна.
Цель изобретения — повышение безопасности эксплуатации при передвижении по лестничным маршам, Одновременно значительно упрощается как конструкция коляски, так и управление коляской со стороны инвалида — ему не надо манипулировать с установкой сиденья в горизонтальное положение при переходе с движения по горизонтали к движению по лестнице и обрат.но.
Коляска значительно облегчается, что позволяет ее перевести исключительно на ручной привод — она становится полностью автономной.
Эта цель достигается тем, что коляска снабжена дополнительной парой ходовых колес, установленных в задней части коляски и расположенных выше передних колес, и закрепленной на раме коляски ручной подъемной лебедкой с возможностью прикрепления свободного конца ее троса наверху лестничного марша, при этом продольно расположенные ходовые колеса охвачены бесконечными ремнями, а на раме установлены механизмы подъема коляски, на которых закреплены указанные опорные катки.
Сущность изобретения поясняется прилагаемым чертежом, на котором показана принципиальная схема заявленной коляски (вид сбоку), в положении начала перехода с горизонтального движения к подъему по лестнице.
На раме 1 жестко закреплено сиденье 2.
Передние колеса 3 коляски охвачены ремнями 4, которые охватывают и верхние колеса
5. Передние колеса 3 и верхние колеса 5 закреплены на раме 1 так, что верхние и нижние ветви ремней 4 расположены наклонно, под тем же углом, под которым установлены лестничные марши (по ГОСТ вЂ” 33 градуса), Опорные катки 6 коляски сделаны самоориентирующимися и закреплены на подъемной траверсе 7, снабженной винтовым механизмом 8 для подъема и опускания этих катков 6, что требуется при переходах с движения по горизонтали на движение по лестнице, и обратно.
В направляющих 9, жестко связанных с рамой 1, по бокам сиденья 2 горизонтально и параллельно друг другу установлены две штанги 10, несущие на своих концах опору
11 с регулировочным винтом 12.
На кронштейнах 13, жестко закрепленных сверху на поднятой задней части рамы
1, установлена тросовая лебедка 14 с горизонтально расположенным барабаном 15, с двумя рычагами 16 ручного привода через храповые механизмы (не показаны) на осях барабана 15.
На раме 1 крепятся ролики 17 для придания жесткости нижней ветви "гусеницы"
4 и направляющий ролик 18 для направления троса на барабан 15.
На осях обоих передних колес 3, с внутренней стороны закреплены храповые колеса с подпружиненными собачками (на чертеже не показаны, чтобы не затемнять чертеж).
К передней части сиденья 2 прикреплен подколенный валик 19 с возможностью регулирования по высоте, Роль этого валика
19 — исключительно для удобства инвалидов с пораженными нижними конечностями.
Удобное положение нижних конечностей для них исключительно важно, С обеих сторон коляски на раме 1 укреплены тормоза 20, обеспечивающие захват верхней ветви ремней 4 и создающие сопротивление их перемещению за счет сил трения.
Имеется также и вспомогательный комплект приспособлений к заявляемой инвалидкой коляске, В него входят трос 21 и узлы его крепления 22, которые закрепляются на строительных конструкциях каждой лестничной площадки, Отдельный трос 21 про1764649
45
55 ложен вдоль каждого лестничного марша и равен его длине, что ограничивает путь коляски, страхуемый этим тросом.
Перемещение инвалидной коляски по горизонтальной поверхности не требует особых пояснений, Инвалид правой и левой руками воздействует на приводные ремни 4 в нужную сторону, и коляска перемещается и разворачивается, как ему надо. Следует отметить, что все действия по управлению и перемещению осуществляет сам инвалид без посторонней помощи. Это надо отнести не к недостаткам, а к достоинствам коляски.
Инвалиду тоже требуется физическая нагрузка (конечно, в разумных пределах), и он ее получает.
При выезде инвалида из квартиры спуск по лестнице производится в следующем порядке. На лестничной площадке коляска разворачивается "лицом" к ступеням, К барабану 15 лебедки 14 закрепляется нижний конец троса 21 (верхний конец закреплен на узле 22) и трос 21 наматывается на барабан
15 до легкого натяжения, Действуя на ремни 4, инвалид перемещает коляску до наезда передними колесами 3 на правую верхнюю ступеньку лестницы. При этом трос 21 тормозным устройством лебедки 14 удерживается в натянутом положении. Инвалид производит винтом 8 подъем опорных катков настолько, чтобы сиденье 2 осталось в горизонтальном положении.
Затем инвалид вновь пропускает трос
21 до перехода передних колес 3 на следующую ступеньку, и вновь "выравнивает" сиденье описанным приемом.
Указанные действия повторяются три раза, после этого и верхние колеса 5 будут опираться на ступени лестницы (а опорные катки 6 будут подняты в верхнее крайнее положение), При этом происходит переход от "колесного" перемещения к "гусеничному" перемещению.
Движение вниз может производиться либо за счет ручного привода за ремни 4, либо за счет собственного веса коляски с инвалидом. При этом тормозным устройством лебедки 14 обеспечивается постоянное натяжение троса 21, т.е. безопасность спуска гарантируется. После того как передние колеса 3 коснутся нижней площадки лестничного марша, выдвигается назад и устанавливается на третью ступеньку лестницы опора 11, снимается с барабана 15 нижний конец троса 21, Колеса 3 приводятся от ремней 4, а верхняя часть коляски, опираясь на штанги 10 (скользя по ним), отходит от ступеней лестницы настолько, что можно полностью опустить катки 6 до упора в поверхность нижней лестничной площадки, Так, переходя с площадки на площадку, инвалид достигает двора.
При спуске по лестнице инвалид, при необходимости, может производить полное или частичное торможение колесным тормозом 20, охватывающим ремни 4.
Для перехода к подъему по лестнице инвалид подъезжает "спиной" до упора опорными катками 6 в первую ступеньку.
Снимается с крючка на стене трос 21 и закрепляется через направляющий ролик 18 на барабане 15 лебедки 14. На передних колесах 3 вводятся в зацепление собачки храпового механизма, после чего колеса 3 могут вращаться только в одну сторону — на подъем.
Штанги 10 выдвигаются в крайнее заднее положение, и опора 11 устанавливается на третью ступеньку лестницы.
При необходимости положение опоры
11 по высоте корректируется винтом 12, Следующая операция — подъем опорных катков 6 вместе с траверсой 7 с помощью винтового механизма 8. Подъем осуществляется сразу на всю высоту.
Затем ручным приводом лебедка 14 приводится в действие, и трос 21 наматывается на барабан 15. Коляска, скользя по штангам 10 и опираясь на передние колеса
3, перемещается до касания нижней ветвью ремней 4 ступеней лестницы.
После этого опора 11 снимается со ступеней и подтягивается к раме 1 за счет перемещения штанги 10 в переднее крайнее положение, Таким образом, происходит переход от "колесного" перемещения на "гусеничное" перемещение, и коляска поднимается по маршу лестницы за счет работы лебедки 14, приводимой вручную через рычаги 16.
Когда верхние колеса 5 сойдут с ребра верхней лестничной площадки и нависнут над ней, производится частичное опускание вниз опорных катков 6 до их касания площадки. Таким путем удерживается в горизонтальном положении сиденье 2. Далее идет попеременное подтягивание коляски лебедкой 14 и опускание катков 6 до полного въезда коляски на верхнюю лестничную площадку.
Трос 21 сматывается с барабана 15 лебедки 14 и навешивается на стене, а лебедка перемещается к следующему лестничному маршу.
Инвалид может в любой момент передохнуть во время подъема, поставив коляску и все ее механизмы на тормоза.
1764649
22
21
Составитель Т,Орловская
Техред М.Моргентал Корректор В.Петраш
-Редактор
Заказ 3327 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Формула изобретения
Инвалидная коляска, содержащая установленную на передних ходовых колесах и опорных катках раму, оборудованную сидением и выдвижной в продольном направлении опорой, отл ич а ю ща я с я тем, что, с целью повышения безопасности в эксплуатации при передвижении по лестничным маршам, она снабжена дополнительной парой ходовых колес, установленных в задней части коляски и расположенных выше передних колес, и закрепленной на раме коляски ручной подьемной лебедкой с возможностью прикрепления свободного конца ее
5 троса наверху лестничного марша, при этом продольно расположенные ходовые колеса охвачены бесконечными ремнями, а на раме установлены механизмы подъема коляски, на которых закреплены указанные опорные
10 катки.



