Турникет
Использование: для контролируемого пропуска людей в двух направлениях на проходных промышленных предприятий и других контрольно-пропускных пунктах. Сущность изобретения; турникет содержит неподвижный корпус, в котором установлена на одном валу крестовина с тремя лопастями , запорный узел и электромагнит. Каждая из лопастей выполнена с возможностью поворота друг относительно друга, крайние лопасти подпружинены, а центральная связана с соответствующей крайней через кулачок, при этом запорный узел выполнен в виде двух храповых механизмов , а центральная лопасть подпружинена относительно вала. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Е 06 В 11/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4814465/33 (22) 1".04,90 (46) 23.09.92. Бюл, ¹ 35 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики (72) В. В. Уповалов, Р, Г, Утков и В. Н. Цветков (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 323533, кл. Е 06 В 11/08, 1970.
Авторское свидетельство СССР
N 1280102, кл, Е 06 В 11/08, 1985, (54) ТУРНИКЕТ (57) Использование: для контролируемого пропуска людей в двух направлениях на
Изобретение относится к области автоматики, в частности к контрольно-пропускным устройствам (турникетам), и может быть использовано для контролируемого пропуска людей в двух направлениях на проходных промышленных предприятий и других контрольно-пропускных пунктах.
Известен турникет, содержащий вращающуюся крестовину, выполненную с коническим диском, установленным под углом
45 к вертикальной колонке и имеющим ограждающие стержни, закрепленные на его конической поверхности.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является турникет, содержащий неподвижный корпус, в котором установлена на одном валу крестовина с тремя лопастями, запорный узел и электромагнит, Основным недостатком указанного турникета с автоматизированным приводом, в котором ограждающие лопасти жестко закреплены на коническом диске, является невозможность прохода в двух направлениях
ЯХ 1763629 А1 проходных промышленных предприятий и других ко нтрол ь но-и роп ус кн ы х пун ктах.
Сущность изобретения; турникет содержит неподвижный корпус, в котором установлена на одном валу крестовина с тремя лопастями, запорный узел и электромагнит.
Каждая из лопастей выполнена с возможностью поворота друг относительно друга, крайние лопасти подпружинены, а центральная связана с соответствующей крайней через кулачок, при этом запорный узел выполнен в виде двух храповых механизмов, а центральная лопасть подпружинена относительно вала. 1 з.п.ф-лы, 6 ил. без установки второго встречного турникета и невозможность свободного прохода потока людей в экстренных случаях (авария, пожар и др,) без отделения ограждающей лопасти, Целью изобретения является улучшение эксплуата цион н ых качеств, На фиг, 1 приведен общий вид турникета; на фиг. 2 — механизм турникета; на фиг.
3 — вид механизма турникета сбоку; на фиг. О
4 — устройство аварийного открытия; на фиг, (1
5 — положение лопастей при проходе через,О. турникет; на фиг. 6 — положение перил турникета при аварийном открытии.
Турникет состоит из неподвижного корпуса в виде стойки 1 (см, фиг. 2), в которой установлена на одном валу 2 крестовина с тремя лопастями 3, 4, 5. Все лопасти выполнены поворотными вокруг вертикального вала 2 и относительно друг друга за счет установки их в кронштейны 6 на подшипниках {показано на фиг. 3), Крайние лопасти 3 и 5 подпружинены пружиной 7 и выполнены взаимодействующим с центральной лопа1763629
20
40
55 стью 4 посредством кулачка 8, установленного на валу 2. Крайние лопасти 3 и 5 в исходном состоянии зафиксированы запорным узлом в виде двух храповых механизмов, каждый из которых состоит их храпового колеса 9, жестко соединенного с соответствующей крайней лопастью, и собачки 10, связанной с электромагнитом 11. При этом каждая собачка управляется отдельно.
С целью обеспечения свободного прохода в экстренных случаях турникет снабжен устройством аварийного открытия. B этом случае (см, фиг, 4) центральная лопасть
4 соединена с валом 2 посредством взведенной пружины 12, один конец которой закреплен на валу 2, а второй на лопасти. В исходном состоянии центральная лопасть 4 удерживается фиксатором в виде кулачковой муфты 13, укрепленной на валу 2 посредством призматической шпонки 14 с возможностью перемещения вдоль вала под дейс.гвием пружины 15 и штока 16. Верхняя полумуфта муфты 14 составляет единое целое с кронштейном 17 центральной лопасти.
Работа турникета происходит следующим образом, При включенных электромагнитах 11 и
18 (см. фиг. 3) крайние лопасти 3 и 5, зафиксированы храповыми механизмами 9, 10, а центральная 11 — кулачком 8 (см, фиг, 2), При размещении прохода в каком-либо направлении, например, слева-направо (см, фиг. 5) после набора кода или считывания пропуска, срабатывает электромагнит 11 и выводит одну из собачек 10 из зацепления с соответствующим храповым колесом 9, Крайняя лопасть 5 получает возможность перемещаться. При этом центральная лопасть 4 получает возможность вращаться только против часовой стрелки. Далее проходящий проталкивает впереди себя центральную лопасть 4 и проходит через турникет. Вслед за лопастью 4, посредством кулачка 8, увлекается лопасть 5, имеющая возможность поворачиваться не более чем на 90, и отсекает проход через турни кет следующих друг за другом двух человек.
После завершения прохода лопасти турникета 4 и 5 возвращаются в исходное положение под действием пружины 7.
Аналогично (но в работе уже участвуют лопасти 4 и 3) происходит проход через турникет справа-налево (см. фиг, 5).
В случае попытки несанкционированного прохода путем задержки крайней лопасти, еще до того момента, когда она успеет возвратиться в исходное положение, турникет не сработает, так как крайняя лопасть фиксируется храповым механизмом 9, 10 и может перемещаться только в обратном направлении, При поступлении сигнала на аварийное открытие срабатывает электромагнит 18 (см. фиг. 6), который через шток
16 воздействует на муфту 13 и выводит на ней рабочие кулачки из зацепления. Центральная лопасть 4 под действием силы пружины 12 (см. фиг, 4) отводится на 90 от исходного положения, при этом освобождается проход. Это позволяет приводить турникет в рабочее положение без каких-либо доработок, достаточно вернуть лопасть 4 в положение "закрыто", В этом случае при совпадении кулачков и пазов муфты 13 она снова фиксирует лопасть 4 относительно вала 2, а пружина 12 взводится. Турникет при подаче электроэнергии готов к работе, На практике реализован вариант турникета, выполненный в виде Т-образной конструкции (см. фиг. 1) с лопастями, Слева и справа на торцах управляющего устройства
19 находятся клавиатура для набора кода, фотосчитыватель для пропуска и табло
"стойте", "идите".
B корпусе размещен механизм турникета. Введена педаль для ножного открытия турникета при аварии в случае прекращения подачи электроэнергии.
Данное техническое решение позволяет улучшить эксплуатационные качества турникета — реализовать двусторонний проход людей при сохранении габаритов прототипа. Введение механизма аварийного открытия и выполнение лопастей поворотными относительно вала и друг друга позволяет освобождать проход для потока людей в аварийных случаях. Кроме того, данное техническое решение позволяет снизить трудоемкость изготовления и настройки механизма и демпфирующих устройств. Увеличивается ресурс работы устройства за счет постоянства динамических нагрузок, заданных натяжением пружины 12.
Формула изобретения
1. Турникет, содержащий неподвижный корпус, в котором установлена на одном валу крестовина с тремя лопастями, запорный узел и электромагнит, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, каждая из лопастей выполнена с возможностью поворота одна относительно другой, при этом крайние лопасти подпружинены, а центральная лопасть связана с соответствующей крайней через установленный на валу кулачок, причем запорный узел выполнен в виде двух храповых механизмов, храповое колесо каждого из которых жестко соединено с одной из соответствующих крайних лопастей, а храповые собачки связаны с электромагнитом.
1763629
Фиг. 1
2. Турникет по и. 1, отличающийся тем, что он снабжен установленным на валу фиксирующим механизмом, а центральная лопасть подпружинена относительно вала.
1763629
1763629
Составитель С. Барабанов
Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик
Редактор
Заказ 3437 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101




