Способ определения деформационных характеристик грунтов
Использование: в различных отраслях народного хозяйства, связанных с эксплуатацией транспортных средств для оценки деформационных характеристик грунтов. Сущность: в способе приложение нагрузки осуществляется к штампу в виде колеса, установленного на раме последовательно за двухколесной тележкой и в. одной плоскости с колесами тележки. Закрепляют колеса на равном базовом расстоянии друг от друга . Измеряют начальное угловое положение рамы тележки. После этого перемещают тележку на расстояние, равное базе между колесами, и повторно измеряют угловое положение рамы тележки, а также угол между рамой тележки и рамой крепления штампаколеса. Величину деформации грунта определяют по формуле: Ah tr tg(«2-ai-/S), где b базовое расстояние между колесами, а - начальное угловое положение рамы тележки , «2 - угловое положение рамы тележки после ее перемещения на расстояние, Ь, / - угол между рамой тележки и рамой крепления штампа-колеса. 1 ил, fe
союз соВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5п5 Е 02 0 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4850566/33 (22) 11.07,90 (46) 23.09.92. Бюл. № 35 (71) Государственный союзный сибирский научно-исследовател ьский институт авиации им, С. В. Чаплыгина (72) Ю, С. Оводовский (56) ГОСТ 20276-85. Грунты, Методы полевого определения характеристик деформируемости.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1157454, кл. G 01 N 33/24, 1983. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТОВ (57) Использование; в различных отраслях народного хозяйства, связанных с эксплуатацией транспортных средств для оценки деформационных характеристик грунтов, Сущность: в способе приложение нагрузки
Изобретение относится к полевым методам оценки деформэционных характеристик грунтов и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, связанных с эксплуатацией транспортных средств.
Известен способ определения твердости почвы, реализованный в приборе, по которому перемещают шарнирный четырехзвенник с копирующим катком по исследуемой поверхности почвы, при этом деформатор в виде вертикального ножа производит срез поверхностного слоя почвы.
Посредством тензометрической стойки, закрепленной на четырехзвеннике, измеряют сопротивление срезу слоя почвы, по величине которого судят о твердости почвы. Зада»!Ж, 1763568 А1 осуществляется к штампу в виде колеса, установленного на раме последовательно за двухколесной тележкой и в одной плоскости с колесами тележки, Закрепляют колеса на равном базовом расстоянии друг от друга. Измеряют начальное угловое положение рамы тележки, После этого перемещают тележку нэ расстояние, равное базе между колесами, и повторно измеряют угловое положение рамы тележки, а также угол между рамой тележки и рамой крепления штампаколеса. Величину деформации грунта определяют по формуле, hh= Ь т9(аг-а - Р, где
Ь базовое расстояние между колесами, а1— начальное угловое положение рамы тележки, а — угловое положение рамы тележки после ее перемещения нэ расстояние, b, j3угол между рамой тележки и рамой крепления штампа-колеса. 1 ил, ние уровня поверхностного слоя. подвер° В гаемого исследованию, осуществляется положением защитного ножа перед дефор- О" матором, а глубина этого слоя — величиной (р3 деформатора относительно ножа (11, В ос- (Я новном этот способ твердости грунта при- С)с, меняется в сельском хозяйстве для р получения исходных данных при расчете мощности машин и прочности агрегатов для обработки почвы, но его нельзя использовать для измерения подобных характеристик без повреждения поверхностного слоя.
Кроме того, оценка твердости грунта в каждой точке будет зависеть от положения деформатора и защитного ножа относительно поверхности, а также от скорости движения при измерении, что существенно снижает точность, 1763568.. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ определения деформационных характеристик слабых грунтов, включающий приложение нагрузки к штампу в виде гусеничной ленты, измерение величины деформации грунта и расчет деформационных характеристик, при этом величина упругой деформации грунта определяется путем измерения величины обратного прогиба гусеничной ленты в середине пролета между опорными катками, причем величину натяжения гусеничной ленты в процессе измерения поддерживают постоянной (2). . В указанном способе величина упругой деформации грунта является средневзве- . шенной характеристикой, определяемой шириной траков, пролетом между катками, натяжением ленты, неравномерностью прочности покрытия и т, д., т.е, способ дает оптимальную информацию для эксплуатации гусеничных средств на слабых грунтах, но совершенно не пригоден для исследования упругой деформации покрытий средней и высокой твердости, т.к. в этом случае величина обратного прогиба гусеничной ленты будет очень мала и не будет отражать реальную картину деформации в виду неравномерности прочности на измеряемой площадке (например, оба катка находятся в точках с более высокой твердостью, чем лента), а следовательно, будет низка и точность измерения.
Целью изобретения является повышние точности при определении характеристик грунтов высокой твердости.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе, включающем перемещение нагруженного штампа по поверхности грунта, определение величины деформации грунта и расчет деформационных характеристик, приложение нагрузки осуществляют к штампу в виде колеса, которое предварительно устанавливают на раме последовательно за двухколесной тележкой в одной плоскости с ее колесами и закрепляют их и штамп-колесо на равном расстоянии друг от друга, Перемещение штамп-колеса осуществляют вместе с тележкой на расстояние, равное расстоянию между колесами. При этом измеряют угол наклона тележки к горизонту, до и после перемещения, и угол между рамой тележки и рамой крепления штампа-колеса после перемещения. Величину деформации грунта определяют по формуле:
Д,h = Ь tg(az — а1 -P}, где Ь- расстояние между колесами, м; а, а — угол наклона рамы тележки к горизонту, соответственно, до и после ее перемещения на расстояние "в",град;
Р- угол между рамой тележки и рамой
5 штампа-колеса, после перемещения штампа-колеса на расстояние "в", град.
Использование штампа в виде колеса позволяет определять упругую деформацию грунта на значительно меньшей площади
10 поверхности (почти в точке, т.к, площадь контакта зависит от профиля колеса), чем обеспечивается более высокая избирательность при измерении,.а определение величины деформации в измеряемой точке при
15 недеформировэнной и деформированной поверхности, осуществляемое по предлагаемому способу, позволило повысить точность измерения, Отличительные признаки предлагаемо20 го способа определения деформации грунта, обеспечивающие достижение цели, в других технических решениях не найдены, поэтому предлагаемое техническое решение обладает существенными отличиями.
25 На фиг. 1 изображена схема устройства для реализации предлагаемого способа определения деформации грунта, где, 1 — колесо;
2 — рама двухколесной тележки;
30 3 — штамп-колесо;
4 — рама крепления штампа-колеса к тележке;
5 — гировертикаль;
6 — датчик угла;
35 7 — да чик пути, Определение упругой деформацииосуществляется устройством (см. фиг. 1), содержащим два .последовательно установленных колеса — 1, соединенных рамой — 2, 40 за ними последовательно, в одной плоскости, установлено штамп-колесо — 3, соединенное со вторым колесом — 1 рамой — 4, На раме — 2 установлена гировертикаль—
5, а на оси второго колеса — 1 — высокоточ45 ный датчик угла — 6 и датчик пути — 7.
Изменение упругой деформации грунта производится следующим образом. При заданном удельном давлении штампа-колеса—
3 на грунт, тележка прокатывается по изме50 ряемой поверхности со скоростью 3-5 км/час, при этом, в момент времени Т1 (сигнал от датчика пути — 7), рама — 2 занимает пространственное положение относительно горизонта под углом а1, измеряемым
55 гировертикалью -5(на фиг, 1 это положение рамы — 2 показано пунктиром). В момент времени Т вЂ” при перемещении тележки на расстояние "в", равное базе между колесами, по сигналу от датчика пути — 7 фиксйру1763568 ется новое угловое положение рамы — 2— угол az и угол р междурамой — 2и рамой—
4, измеряемый датчиком угла — 6. Далее полученные величины углов a>, aZ u р можно записать на магнитную ленту и на
ЭВМ для последующей обработки и определить деформацию грунта по формуле
h,h =b tg(az — a> -P), либо. если необходимо оперативно определять характеристики прочности, то можно создать электронный блок преобразования этих величин по вышеуказанной зависимости. Необходимо, чтобы развертка колеса—
1 (длина окружности) была равна или кратна базе между колесами "в", а датчики углов были высокой точности — для этой цели более всего подходят в качестве гировертикали — ЦГ — 4= а датчика угла — высокоточный сельсин-датчик, имеющий погрешность измерения +.10 угловых секунд, Если, например, база тележки b = 0,5 м, то диаметр колеса — 1 при этом равен 318 мм. Диаметр штампа-колеса также равен 318 мм, но возможен другой, однако, тогда необходимо ввести поправку в формулу при расчете.деформации. Погрешность измерения угла
ЦГВ-4 составляет 2,5, тогда при выбранных геометрических размерах погрешность определения упругой деформации составит 0,4 мм. Для повышения точности необходимо применять в качестве гировертикали приборы с более высокой разрешающей способностью, например, лазерный гироскоп.
Предлагаемый способ определения упругой деформации грунта, по сравнению с прототипом, позволяет производить измерения деформации грунта в условиях, близких к реальным. При этом имитируется воздействие колеса транспортного средства, к тому же существенно повышается избирательность.
Кроме того, предлагаемый способ дает возможность измерить деформацию грунтов высокой твердости, например, грунтовые аэродромы, за счет повышения
5 точности, поскольку измерения в каждой точке осуществляются при . недеформированной и деформированной поверхности. . Выше указанные качества позволяют значительно расшйрить диапазон применения
10 предложенного способа измерения деформацйи в различнйх бтраслях народного хозяйства.
Формула изобретен и я
Способ определения деформационных
15 характерйстик грунтов, вклвчающий перемещение нагруженйого штампа по поверхности грунта; определение величины деформации грунта и расчет деформацион- ных характеристик, отличающийся тем, 20 что, с целью повышенйя точности при определении характеристик грунтов высокой твердости, приложение нагрузки осуществляют к штампу в виде колеса, которое предварительно устанавливают на раме
25 последовательно за двухколесной тележкой в одной плоскости с ее колесами и закрепляют их и штамп- колесо на равном расстоянии друг от друга, а перемещение штампа-колеса осуществляют вместе с те30 лежкой на расстояйие, равное расстоянию между колесами, при этом измеряют угол наклона тележки к горизонту до и после перемещения и угол между рамой тележки и рамой крепления штампа-колеса после
35 перемещения, а величину деформации hh грунта определяют по формуле
Ah=b tg(az — a — P), где Ь вЂ” расстояние между колесами, м;
40 a>,щ — угол наклона рамы тележки к горизонту соответственно до и после ее перемещения на расстояние е, трад; р угол между рамой тележки и рамой крепления штампа-колеса после перемеще45 ния штампа-колеса на расстояние в, град.
1763568
Составитель 10.0водовский
Техред M. Моргентал Корректор С.Лисина
Редактор А.Зробок
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 3434 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5



