Устройство для переключения скоростей редуктора
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении и транспортном1 машиностроении. Целью изобретения яаляется повышение плавности пере юлючения при .больших-скоростях., Уст ройство содержит полый вал 1, со сферическими утолщениями 2, с.расположенным внутри него стержнем 13 со сферическими утолщениями 14, втулки 4, имеющие внутренние и наружные сферические поверхности, свободно сидящие на сферических утолщениях 2 полого вала 1 и способные поворачиваться на них вдоль оси, шарики 7 свободно сидящие в кольцевых канавках 8 втулок и канавках 9 зубчатых колес 6, пальцы 16, находящиеся в радиальных отверстиях полого вала и взаимодействующие одними своими концами со сферическими утолщениями 14 стержня 13, а другими своими концами - с углублениями 18 втулок, 2 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 4826918/28 (22)18,05.90 (46) 15.09.92. Бюл. N 34 (75) Г.И.Измалков (56) Авторское свидетельство СССР
V 241870,. л. r 16 Н 5/76, 1967. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
СКОРОСТЕЙ РЕДУКТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении и транспортном машиностроении. Целью изобретения является повышение плавности переключения при больших. скоростях. Устройство содержит йолый вал 1, со
Изобретение относится к области машиностроения и может быть исполь зовано в редукторостроении и транспортном машиностроении.
Известно устройство для переключе ния ступеней скоростей коробки передач, содержащее стержень, располо" женный внутри полого вала с возможностью осевого перемещения и имеющйй наружную поверхность, выполненную в виде нескольких скомпонован= ных попарно конусный поверхностей, количество которых равно количеству переключаемых ступеней скоростей, а шарики, расположенные под каждым зубчатым колесом, находятся в радиаль ных отверстиях полого вала.
„, SU„„1762061 А1 сферическими утолщениями 2, с. расположенным внутри него стержнем 13 со сферическими утолщениями 14, втулки
4, имеющие внутренние и наружные сферические поверхности, свободно сидящие на сферических утолщениях
2 полого вала 1 и способные поворачи" ваться на них вдоль оси, шарики 7, свободно сидяц|ие в кольцевых канав- . ках 8 втулок и канавках 9 зубчатых колес 6, пальцы 16, находящиеся в радиальных отверстиях полого вала и взаимодействующие одними авоими концами со сферическими утолщениями 14 стержня 13, а другими своими концами - с углублениями 18 втулок.
2 ил.
Однако это;устройство не облада" ет достаточной плавйостью переключения из-за ударных нагрузок во время заклинивания шариками зубчатых колес.
В
Целью изобретения является повы- . Q шение плавности переключения при Q больших скоростях за счет постоянного взаимодвйствия шариков с канавками выполненными на внутренних по9 ! верхностях зубчатых колес. и
Поставленная цель достигается тем, что на полом валу выполнены сфери" ческие у.голщения, оси которых, совпадают с осями симметрии зубчатых колес, на сферических утолщениях, с возмож" ностью скольжения в осевом направле
1762061 нии установлены втулки, со сферическими внутренними и наружными поверхностями, которые взаимодействуют с утолщениями полого-вала с одной стороны и внутренней сферической повер xHocTbl0 зубчатых колес. На наружных). сферических поверхностях втулок вЬ полнены поперечные кольцевые канавки,:
Ф (а на внутренних сферических поверхностях зубчатых колес выполнены канавки с шириной превышающей диаметр шарика„ Шарики йостоянно находятся а кольцевых канавках втулок и канавках зубчатых колес. В полом валу, по оси симметрии сферических утолщений, выполнены отверстия, в которых находятся пальцы, взаимодействующие одними своими концами (скошенными) с углублениями на внутренней сфери" ческой поверхности втулок, другими
20 концами - со сферическими утолщениями (25 стержня, находящегося внутри полого вала. Введение упомянутых .изменений в устройство переключения скоростей и позволяет решить поставленную цель,I мерно по окружности зубчатого колеса, Колеса находятся в подшипниках 11.
В полом валу выполнено сквозное осевое отверстие 12, .в котором сво бодно перемещается стержень 13 с утолщениями 14 „ имеющими сферичес" кую поверхность 15, расположенными таким образом, что расстояния между 50 ними не равны. В радиальных отверсти" ях полого вала, вдоль осей симметрии его сферических утолщений, располо" жены пальцы 16, имеющие прямоуголь ное сечение и взаимодействующие одНа Фиг. 1 показано схематично предложенное устройство; на фиг.
2 - разрез A-A.
Предложенное устройство состоит из полого вала 1, со сферическими утолщениями 2. На сферической повер" хности 3 утолщений с возможностью скольжения Ilo ним и поворота в осеаои направлении находятся втулки Ч.
Втулки имеют внутренние сферические. поверхности и наружные сферические поверхности 5. Оси симметрии зубча" тых колес 6 совпадают с осями симмет-1 рии сферических утолщений полого вала 1. !арики 7 находятся, как в коль"
fl
:40 цевых канавках 8 втулок, так и в ка- наака", 9 зубчатых колес с внутренними сферическими поверхностями 10, причем ширина канавок 9 больше диаметра шарика и выполнены они равноними своими концами со сферическими утолщениями стержня, а другими скошенными концами 17-с углублениями 18 на внутренних поверхностях втулок.
Работает предложенное устройство следующим образом.
Во время осевого перемещения стержня 13 в осевом отверстии 12 полого вала 1 одно t из сферических утолщений
14, благодаря неравенству расстояний между ними, сферической поверхностью
15 входит во взаимодействие с пальцем 16 и начинает перемещаться по радиальному отверстию полого вала.
Перемещаясь, палец 16 своим скошенным концом 17 входит в углубление 18 втулки и она начинает поворачиваться в осевом направлении относительно сферы 3 утолщения 2 полого вала 1, Шарик, находящийся в кольцевой канавке 8 втулки и в канавке 9 зубчатого колеса 6 перемещается вместе с втулкой по канавке 9 и заклинивает зубчатое колесо 6. Т.о., передвигая стержень 13 внутри вращаюшегося по- . лого вала 1, получаем плавное включение того или иного из зубчатых колес 6. формупа изобретения
Устройство для переключения скоростей редуктора, содержащее ряд зубчатых колес с выполненными на внутренних поверхностях, канавками,установленных на полом валу с радиальными отверстиями, стержень с утолщениями, оси которых совпадают с осями симметрии зубчатых колес, расположенный внутри полого вала с возможностью осевого перемещения, шарики, кине- матически связанные с утолщениями стержня и поверхностями канавок зубчатых колес, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения плавнос» ти переключения при больших скоростях, утолщения стержня выполнены сферическими, . наружная поаерхность полого вала имеет сферические утолщения, оси которых совпадают с осями симметрии зубчатых колес, ширина канавок зубчатых колес выбрана большей диаметра шарика, а устройство снабжено втулками со сферическими, наружными и внутренними поверхностями, причем каждая втулка установлена с возможностью скольжения по сферическим утолщениям полого вала и возможностью
5 1762061 поворота на нем в осевом направлении и выполнена с кольцевой канавкой на наружной поверхности и углублением на внутренней поверхности, пальцами, подвижно установленными в радиальных отверстиях полого вала с возможностью взаимодействия одними концами со
6 сферическими утолщениями стержня и другими концами " с углублениями вту- лок, а шарики расположены в кольцевых канавках втулок с воэможностью качения по поверхности канавок зубчатых колес.
1762061
Составитель А. Рудаков
Редактор Техред И.Иоргентал Корректор В.Петраш
»»»»\а»ааааааааа аа ю ааааааааааа1»аа аааааа аа»аа»» аа»»» аа Р»»ааааааааюЮЧааааааааа»
Заказ 4297, Тира>н Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. А/5
Производственно-издательский комбинат "Патент",:г.ужгород, ул. Гагарина,101



