Способ упрочнения галтелей коленчатых валов поверхностным пластическим деформированием

 

Использование, обработка металлов давлением, поверхностное упрочнение обрабатываемых поверхностей Сущность изобретения: при упрочнении галтелей коленчатых валов усилия деформирования прикладывают к ггл гелей коленчатых РЗЛОВ усилия деформирования прикладывают к галтелям на полозмне дуги окружности шэтуннух шеек со стороны противовесов, а коренных - со стороны шатунных шеек. Затэм измеряют биения каждой коренной шейки и определяют шейку, имеющую максимальное биение, выходящее за пределы попуска. Дополнительное усилие деформироззния прикллдыьаюг галтол.1 указанной выше коренной шейки, имеющей мэкси- .эльное биение, на половине дуги ее окружности со стороны прилегающей шатунной , в плоскости 1оюрои измерено макс мзльнсе биение. 3 ил., 1 габл.

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

В 24 В 3c""3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ Vi ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОГ1ИСАНИЕ И "ОБР!:=,7: —. - Èß

К АВТОРСКОМУ СБИДЕТЕ,гi:Ь,:СТБУ

)с ф .Ql

1() (21) 4827297/27 (22) 21.05.90 (46) 15.09.92. Бюл. N. 34 (71) Северо-Кавказский горно-металлургический институт (72) В.О,Агуза ров (56) Долецкий В.А., Бунтов В.Н. и др. Увеличение ресурса машин технологическими методами,- M.: Машиностроение, 1978, с.44. (54) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ГАЛТЕЛЕЙ КОЛЕНЧАГЫХ ВАЛОВ (57) Использование: обработка металлов давлением, поверхностное упрочнение обрабатываемых поверхностей. Сущность изобретения: при упрочнении галтелей коИзобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателестроению, в частности к коленчатым валам двигателей внутреннего сгорания, которые испытывают большие нагрузки.

Известен способ упрочнения галтелей валов, в котором с целью повышения усталостной прочности вала и обеспечения правильной геометрической формы, производят поверхностно» пластическое деформирование постоянным усилием на участке вогнутости вала (авт. св. СССР N 494413).

Однако этот способ не приемлем в таком виде для упрочнения галтелей коленчатых валов. Например, пятиопорный восьмицилиндровый двигатель ГАЗ-53 имеет пять коренных и четыре шатунных шейки, „, I31„„1761450A1

":eEI÷àòûx валов усилия деформирования прикладывают к гал гелей коленчатых валов

yr:илия деформирования прикладывают к галтелям на половине дуги окружности EUBтуннь х шеек со стороны противовесов, а коренных — со стороны шатунных шеек, Затем измеряют биения каждой коренной шейки и определяют шейку, имеющую максимальное биение, выходящее за пределы допуска. Допогнительное усилие деформиI3oBBIiI1 прикладывают к гялтели указанной выше коренной шейки, имеющей макси.::Зльное биение, на половине дуги ее окружности со стороны прилегающей шатунной шейl;II, в плоскости . .оторой измерено макс:.1мальное биение. 3 ил., 1 габл, а эта 18 двигателей. Шатуннь е шейки расположены под угло1 9ii и<

Известен способ упрочнения галтелей коленчатых валов методом пластического деформировЯн!1Я путем обкатки (а "I:елей роликами. Одновреме.- о за один оборот вала обкатываются все галте и шатунных и коренных шеек (Долецкий Б.А.. Бунтов Б.Н, и др. Увеличение ресурса машин технологическими методами. М",шиностроение I4., 1978, с.44).

Однако при известном citîñîáå вместе с увеличением усталостной прочности вала, увеличиваются уде;ьн. е на:рузки на опорные поверхности шаек. и соо-:я. ственно на вкладыши, так как iàëii3i ьны» зонE! и Igfcii меньший диаметр че. -t са."1з шейка, находятся ниже поверхности в.еек. занимая около

20;4 их поверхности, »:е в: c tEtttíltìäloò

1761450

25 нагрузки от давления газов, ч-< î -ребует увеличения длины шеек для уменьшения удельных нагрузок.

Увеличение длины шеек .едет: увели-чению размеров и веса двигателя на 10—

15%, Повышение удельных кагрузаг, если ке удлинять шейки, приводит к усталастным разрушениям вкладышей. Кроме того, после обкатки галтелей биение коренных шеек доходит да 0,2 мм, что требует дополнительно операции шлифовки коренных шеек.

Цель изобретения — повышение качества обработки за счет увеличения ус злостной прочности и Te÷касти формы обрабатываемого вала и:-;ижение зксплуатационных удельных нагрузок на подшипники за счет сохранения гла цадей опорных поверхностей.

Поставленная цель достигается тсм, что в способе упрочнения галтелей коленчатых валов поверхностным пластическим дефармированием путем приложения усилий деформирования к галтелям коренных и шатукных шеек, согласно изобретению усилия деформирования прикладывают к галтелям на половине дуги окру>кности шатунных шеек со стороны противовесов, а коренных — со стороны шатунных шеек, затем измеряют биение каждой коренной шейки, определя.от шейку, имеющую максимальное биение, выходящее за пределы допуска, и прикладывают дополнительное усилие деформирования к галтели коренной шейки, имеющей максимальное биение. Нэ половике дуги ее окружности со стороны прилегающей шатункой шейки, в плос:<ости которой измерено максимальное биение, При упрочнении по предлагаемому c;,îсобу деформация односторонняя и Направленаа в стОрану, и ративопалажну а деформации Оси вала От упрочнения шатунных шеек, Биение вала уменьшается в два раза. При необходимости, если биение вала выше допустимого, в тех же зонах прикладывается дополнительная деформация к галтели. имеющей максимальное биение, Таким образом можно довести биение вала до требований чертежа, исключив необходимость дальнейшей шлифовки вала для устранения биения.

На фиг. 1 показан схематично общий вид колекчатого. вала и зона прила>кения деформации к галтели шатунной шей <и по дуге 90 до 270 ; на фиг, 2 — разрез Р-А на фиг. 1 и зона приложения деформации к галтели шатунной шейки по дуге от 90 до

270; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг, 2 и зока приложения деформации к галтели коренной шейки по дуге ат 270 до 90, На чертежах приняты следующие обозначения: 1 — коренные шейки коленчатого вэлэ, 2 — ралики, 3 — шэт - ккыв шсйки, 43 ны галтели шатунной шейки, 5 — зоны галтелей коренных шеек, 6 — индикатор часового типа, 7 — противовесы, 8 — ась вала.

Способ осуществляется следующим Образам

Упрочкекие гал-елей каланчато,а вала двигателя ЯМЗ. выполненного из стали 50Г и прашлифован нога да 2 реманткпга размера и имеющего биение 0,01 мм, осуществлялось На такарко-винторезком станке 1К62 г:ри частоте BpBU, eíèÿ 10 об/мин.

Гзлтели 4 и 5 обкатывал;сь твердосплавным роликам 2 радиусом 6 мм на половике д,;и окружности шатунных шеек 4 са стороны противовесов 7, а коренных 5 со стороны шатуккых шеек. Обкатку производят одной ran-;ели — одним роликом усилием

350-400 кгс нг глубину 1- l,5 мм. Затем измеряют биение каждой коренной шейки с помощью индикатора 6. Определя от шейку с максимальным биением. Это 3-я коренная шейка в пгоскости 2-ой шатунной шейки— биение составляет 0,09 мм. Это максимальное биение, выходящее за пределы допуска.

Дополнительное усилие деформиравания прикладьгвают к 3-ей коренной шейке На половине дуги ее окружности со стороны прилега,ощей шатукной шейки 2, в пгаскости !<Отарой измерено максимальнОе биение. Допалнигелькым усилием доводим биение этой шейки да 0,03 мм с помощью показаний индикатора 6, которнй кгнтролирует биение в процессе деформации.

Пг>а водились сра внител ьнне исп ыта.кия упро:-,кения галтелей калекчатых валов по предлагаемому и извес -íoму способам (прототипу, Результаты сведены в таблицу.

Из 1аблицы видна, TÎ ycTanocTHaÿ пасчкасть коленчатых валов, ranTeли которых упрачнекы по предлагаемому спссобу, увеличилась Hà 13%.

Опорная поверхность шеек больше на

20%, что снижает удельные .Hагрузки и уменьшает усталостные разрушения вкладышей.

Биение валов по предлагаемому спосаоу на порядок меньше, чем по известному. исключаетсч шлифовка.

Скижается непараллельность осей шатункых шеек относительно оси коренных в

2 раза, чта уменьшает перекос поршн: — в цилиндре на 0,05 — 0,08 мм, Формула изобретения

Способ упрачкения гагтелей коленча1нх eaлов пава >,НО iным пластическим д ;>ормир.>ванием гутег", приложения усилий

1761450 противовесов, а коренных — cQ стороны ша-,:IIII.lõ шаек, затем измеряют биение каждой «Оренной шейки, определяют шейку, l с ь1 I!, у ю м а v с и м !!1 1л (: е б 1 е н 11 е, в ь х О .; Я

5 ше-.- зз пределы,лппускз, и рикладьlEB о"

-1ог1олнитель -Ое усилие !,t:ôàðì; рсвания к т;- ГIiQ;"::1 КО РЕ1 гп О Й Ш Е и Ю1, И М Е 1О (.ДЕ Й Ма К С Имальное биение, на половине дуги ее окру кн Ости со сторон ь! и рил 1 а ю щей шату r! H!";

l0 шей«и, в плоскости которой измерено к .аксимал1-.наа биение.

« парная по-;,,уга окружнозхность, =4 сти,град . талостн ооч н ест кг/мм*

Предлагаемый способ

3

4r

90-270

90-270

90-270

110-25

120-23

100

8,9

8,8

8,7

8,3

Известный способ (йпооттоо

80 360

80 360 0.30

80 360 ) 0,20

16,0

16,1

16,1 деформирования к галтелям коренных и шатуннь1х шеек, оiл ич а ющийс ятем, что, с цель1о г,озыше;-;,1я качества Обработки за счет увеличения усталостной прочности и -,очн сти формы обоабатываемо1о вала и снижения эксплуатационных удельных нагрузок HB подшипники за счет с0хранения площадей опорных поверхностей, усилия деформирования прикладывают к галтелям на половине Ijyru окружности шатунных шеек со стороны

НепараллельНОСТЬ ОСИ

Биение, мм шатунной отнQ

1 761450

Составитель В.дгузэров

Редактор f3,щаброва Техред M.Моргентал Корректор А,Ворович

Заказ 3218 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патен:", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ упрочнения галтелей коленчатых валов поверхностным пластическим деформированием Способ упрочнения галтелей коленчатых валов поверхностным пластическим деформированием Способ упрочнения галтелей коленчатых валов поверхностным пластическим деформированием Способ упрочнения галтелей коленчатых валов поверхностным пластическим деформированием 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для динамического (ударного) упрочнения деталей машин, режущего инструмента и других металлических изделий

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для чистовой размерно-упрочняющей обработки деталей машин

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке отверстий дорнованием

Изобретение относится к обработке металлов резанием и поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке гильз цилиндров

Изобретение относится к металлообработке, а именно, к чистовой обработке отверстий методом пластического деформирования
Наверх