Рыбопромысловое устройство
Использование: в промысловом рыболовстве для упрощения конструкции, повышении надежности и уменьшении габаритов устройства. Сущность изобретения: устройство содержит конические внутренние левую и правую реборды и конические левую и правую внешние реборды, соединенные между собой цилиндрическими рабочими поверхностями разного диаметра. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s1)s А 01 К 73/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ в1+Н+В2 а1 = arCtg
В1+ Н вЂ” Вз
1 — R (21) 4871419/13 (22) 02,10.90 (46) 15,09.92, Бюл, М 34 (71) Севастопольскии приборостроительный институт и Севастопольское производственное объединение рыбной промышленности (72) Б.В.Чмут, В.В,Чмут и П.ВТкаченко (56) Авторское свидетельство СССР
М 718071, кл. А 01 К 73/06, 1980.
Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано при постройке новых и модернизации существующих траулеров кормового тоавления, Известное устройство содержит судно со слипом, оборудование для спуска, подьема и укладки трала, включающее разделенный на цилиндрические секции сетной барабан с ребордами и вытяжные концы.
Основными существенными недостатками данного устройства являются сложность и большие габариты конструкции, обусловленные наличием рола, каретки для его размещения, направляющей с фундаментами, а также привода каретки с цепной передачей.
Используемая схема намотки трала на барабан вызывает дополнительную вытяжку делей трала из-за перегиба на роле, что снижает надежность работы трала.
Целью изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и уменьшение габаритов устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в известном рыбопромысловом устройстве, содержащем судно со слипом, оборудова„„. Ж„, 1761072 А1 (54) РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ УСТРОЙСТВО (57) Использование: в промысловом рыболовстве для упрощения конструкции, повышении надежности и уменьшении габаритов устройства. Сущность изобретения; устройство содержит конические внутренние левую и правую реборды и конические левую и правую внешние реборды, соединенные между собой цилиндрическими рабочими поверхностями разного диаметра. 4 ил. ния для спуска, подъема и укладки трала, включающее разделенный на цилиндрические секции сетной барабан с ребордами и вытяжные концы, секции барабана имеют различный диаметр, реборды имеют форму усеченных конусов и установлены одна к другой меньшими основаниями, длина каждой секции меньшего диаметра составляет
8-10 диаметров вытяжного конца, а углы между образующими усеченных конусов и основаниями внутренней и внешней реборд определяются формулами; где В1 — половина ширины слипа;
В2 — половина расстояния между меньшими основаниями внутренних реборд барабана;
Вз — половина расстояния между меньшими основаниями внешних реборд барабана;
Н вЂ” — смещение барабана относительно диаметральной плоскости, равное расстоя1761072 нию между точкой пересечения осей симметрии барабана и диаметральной плоскостью судна;
L — расстояние между точкой пересечения оси барабана с диаметральной плоскостью судна и плоскостью, проходящей через нижнюю кромку слипа параллельно плоскости мидель-шпангоута;
R — радиус основания цилиндрической секции меньшего диаметра.
При сравнении известных устройств с предполагаемым изобретением видим, что заявленное устройство проявляет новые технические свойства, выраженные в том, что реборды выполнены в виде усеченных конусов, что обеспечивает последовательную намотку кабельной, крыловой, канатной и сетной частей трала, исключающую возможность повреждения из-за отсутствия их контакта с кромками реборд при любом возможном угле подхода трала к барабану, при этом отпадает необходимость в горизонтальном роле, каретке для его размещения, направляющей с фундаментами, а также приводе с цепной передачей для каретки, что упрощает конструкцию и уменьшает габариты устройства; рабочая поверхность выполнена из секций разного диаметра, причем длина боковой (кабельной) секции меньшего диаметра составляет
8...10 диаметров вытяжного конца, что обеспечивает равномерную намотку кабельной и крыловой частей трала, В результате этого исключается возможность искажения формы сетного полотна (перекос трала) и его повреждения в процессе выборки. Кроме того, отсутствие дополнительной вытяжки делей трала из-за перегиба на роле повышает надежность работы трала, при этом направленность намотки обеспечивается изменением угла подхода трала к барабану.
Эти свойства являются новыми, так как в прототипе в силу присущих ему недостатков, т,е. наличия горизонтального рола, каретки для его размещения, направляющей с фундаментами, привода с цепной передачей для каретки, дополнительных усилий в местах перегиба трала на роле, снижающих надежность работы трала и увеличивающих
его износ, этого достичь невозможно. Поэтому отличительные признаки являются существенными, На фиг.1 изображена конструкция устройства с указанием углов наклона реборд при наличии двух барабанов, которые смещены на расстояние Н относительно диаметральной плоскости судна; на фиг.2-4— примеры намотки на барабан кабельной, крыловой, канатной и сетной частей трала.
Рыбопромысловое устройство содержит судно со слипом 1, оборудование для спуска, подъема и укладки трала, включающее редуктор 2, муфту включения барабана
3, вытяжные концы (на чертежах условно не показаны) и разделенный на цилиндрические секции сетной барабан, имеющий конические левую и правую внешние реборды
4 и конические левую и правую внутренние реборды 5, соединенные между собой цилиндрическими рабочими поверхностями 6 и 7. Реборды 4 и 5 соединены между собой цилиндрическими рабочими поверхностями
6 меньшего диаметра и образуют секции длиной 300 мм, что составляет 10 диаметров вытяжного конца для намотки кабельной 8 и крыловой 9 частей трала, Реборды 5 соединены между собой цилиндрической поверхностью 7 большего диаметра и образуют секцию для намотки оставшейся крыловой 9, канатной 10 и сетной 11 частей трала.
Рыбопромысловое устройство работает следующим образом.
При выборке трала первыми на секции
6 наматываются вытяжные концы (на фигурах не показаны), затем кабельная часть 8 трала, которая представляет собой металлические тросы, после чего на секции 6 наматывается крыловая часть 9 трала, представляющая собой капроновые канаты.
Объем секций 6 рассчитан из условия полного размещения в нем кабельной части 8 и частичного размещения крыловой части 9 трала. После заполнения секций 6 намотка оставшейся Kpbl/loBQA части 9, канатной 10 и сетной 11 частей трала идет по всей длине барабана. При этом направленность намотки обеспечивается изменением угла подхода трала к барабану за счет изменения курса судна.
Предлагаемое устройство имеет меньшие габариты, отличается простотой конструкции, обеспечивает безаварийную работу и сокращает непроизводительные потери промыслового времени судном. Устройство может быть использовано на судах типа
PTM "Атлантик", PTMC "Прометей", РТКС
"Антарктида", БКРТ "Наталия Ковшова" и других без существенных затрат на модернизационные работы их промысловых схем.
При испытаниях устройства на БКРТ
"Мария Поливанова" экономия за рейс составила 10,3 промысловых суток за счет сокращения времени выборки трала и подготовки его к очередной постановке. В результате увеличение вылова составило
5 по сравнению с однотипными судами за один и тот же период работы. Достигнуто
1761072
B1+Н+В2
a> = агсщ
В +Н вЂ” Вз а = агсец иг. существенное сокращение износа кабельной оснастки трала, что обеспечило экономию стального троса в количестве 3600 м.
Испол ьзова ние и редла гаем ого изобретения позволило пересмотреть штатное расписание и сократить двух матросов первого класса.
Формула изобретения
Рыбопромысловое устройство, содержащее судно со слипом, оборудование для спуска, подъема и укладки трала, включающее разделенный на цилиндрические секции сетной барабан с ребордами и вытяжные концы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности и уменьшения габаритов устройства, секции барабана имеют различный диаметр, реборды имеют форму усеценных конусов и установлены одна к другой меньшими основаниями, длина каждой секции меньшего диаметра составляет 8-10 диаметров вытяжного конца, а углы между образующими усеченных конусов и основанием внутренней и внешней реборд определяются формулами
5 где B> — половина ширины слипа;
Bz — половина расстояния между меньшими основаниями внутренних реборд барабана;
10 Вз — половина расстояния между меньшими основаниями внешних реборд барабана;
Н вЂ” смещение барабана относительно диаметральной плоскости, равное расстоя15 нию между точкой пересечения осей симметрии барабана и диаметральной плоскостью судна;
L — расстояние между точкой пересечения оси барабана с диаметральной плоско20 стью судна и плоскостью, проходящей через нижнюю кромку слипа параллельно плоскости мидель-шпангоута;
R — радиус основания цилиндрической секции меньшего диаметра.
ФИГ, 5
17б1072
Составитель В, Чмут
Редактор Т. Самерханова Техред M,Моргентал Корректор M. Андрушенко
Заказ 3200 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета llo изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101




