Способ подбора дросселей с равными газодинамическими сопротивлениями
Изобретение относится к способам подбора дросселей с равными газодинамическими сопротивлениями. Целью изобретения является повышение точности В делитель мостовой дроссельной схемы с переменным дросселем 6 устанавливают проверяемый дроссель 9 из той же группы . При этом давление газа поддерживается с помощью стабилизатора 4 до себя. По манометрам 5 и 14 устанавливают заданное давление в междроссельной камере делителя давления с помощью переменного дросселя 8 по манометру 10. С помощью дросселя 6 в другом делителе устанавливают аналогичное давление, о чем судят по нуль-индикатору 11. На место проверяемого дросселя 9 устанавливают другой дроссель из подбираемой группы и т.д. 2 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s G 01 1 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4785291/10; 4785206/10 (22) 23.01.90 (46) 07.09.92. Бюл, ¹ 33 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) Е.П.Пистун, 3.Н, Теплюх и И.В.Дилай (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 911546, G 06 G 5/00, 1970, 2. Авторское свидетельство НРБ
¹ 23697, 6 01 1 7/00, 1977.
3. Teil 1. Regelungstechnik, 1967. s. 103104. (54) СПОСОБ ПОДБОРА ДРОССЕЛЕЙ С
РАВНЫМИ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМИ СОПРОТИВЛЕНИЯМИ (57) Изобретение относится к способам подбора дросселей с равными газодинамичеИзобретение относится к пневматике и может быть использовано для подбора газодинамических сопротивлений дросселей, работающих на одном газе, в частности для устройств деления газового потока в строго заданном соотношении.
Известен способ определения газодинамического сопротивления пневматических дроссельных элементов при истечении через них воздуха расчетным путем по аналитическим зависимостям. Этот способ имеет низкую точность определения сопротивления пневматического дросселя вследствие упрощений, принятых при их выводе.
Известен также способ измерения сопротивления дросселей. заключающийся в том, что последовательно с испытуемым дросселем включают дроссель с известным сопротивлением, на котором поддерживают постоянный перепад давления, а измеряе. Ж 1760406 А1 скими сопротивлениями. Целью изобре-. тения является повышение точности. В делитель мостовой дроссельной схемы с переменным дросселем 6 устанавливают проверяемый дроссель 9 из той же группы. При этом давление газа поддерживается с помощью стабилизатора 4 "до себя". По манометрам 5 и 14 устанавливают заданное давление в междроссельной камере делителя давления с помощью переменного дросселя 8 по манометру 10, С помощью дросселя 6 в другом делителе устанавливают аналогичное давление. о чем судят по нуль-индикатору 11. На место проверяемого дросселя 9 устанавливают другой дроссель из подбираемой группы и т.д. 2 ил. мое сопротивление определяют по перепаду давления на испытуемом дросселе. Невысокая точность данного способа обусловлена наличием больших погрешностей при измерении малых изменений давления на фоне большого давления, а также тем, что измерения проводят при различных значениях атмосферного давления и температуры окружающей среды.
Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности является способ измерения газодинамического сопротивления дросселей, заключающийся в том, что уравновешивают мостовую дроссельную схему, в один из делителей давления которой включен переменный калиброванный дроссель, а в другой — измеряемый дроссель и по калиброванному дросселю определяют значение его газодинамического сопротивления.
1760406
Недостатком данного способа приме- Сначала в делители давления мостовой нительно к подбору дросселей с равными дроссельной схемы устанавливают соответгазодинамическими сопротивлениями явля- ственно постоянный и проверяемый дроссеется то, что для подбора таких дросселей ли из группы дросселей. Дроссели в группе необходимо проводить измерение значения 5 предварительно подобраны по равенству газодинамического сопротивления каждого номинальных длин диаметров проходных из них, при этом значения давлений на вхо- каналов дросселей (диаметр канала капилде и вых е и выходе зтого дросселя не фиксируются. лярного элемента, в качестве которого исЭто приводит к неизбежным погрешностям пользуются стеклянные трубки, по длине не при подборе дросселей с равными газоди- 10 постоянен вследствие несовершенства сунамическими сопротивлениями, вследствие ществующей технологии производства). того, что измерение абсолютных значений Устанавливают давление на выходе мовсегда проводится с большими погрешно- стовой дроссельной схемы, затем — на ее стями, чем установление равенства значе- входе согласно зависимости ний измеряемых величии, Кроме того, на 15 Р1 = 2 Ра-Р2 точность определения газодинамических Устанавливают в одном из делителей сопротивлений дросселей влияет измене- давления междроссельноеабсолютноедавние давления атмосферы и температуры ок- ление Ра, затем — аналогичное давление в ружающей среды, междроссельной камере другого делителя
Целью изобретения является повыше- 20 давления, т,е. уравновешивают схему, ние точности подбора дросселей газодина- На место проверяемого дросселя устамическими сопротивлениями. навлива от другой дроссень из группы дросПоставленная цельдостигается тем,что селей и по показанию нуль-индикатора, способ подбора дросселей с равными газо- установленного в измерительной диагонали динамическими сопротивлениями из группы 25 мостовой дроссельной схемы, судят о радросселей, закл1очающийся в том, что в пер- венстве газодинамических сопротивлений вый из делителей давления мостовой дрос- дросселей. сельной схемы включают проверяемый Устройство содержит источник 1 газа, дроссель, устанавливают давление на входс последовательно соединенный с перемендроссельной мостовой схемы и уравновеши- 30 ными дросселями 2 и 3, к междроссельной вают мостовую схему, после чего по показа- камере которых подсоединен вход стабилиниям нуль-индикатора в измерительной затора 4 абсолютного давления "до себя, а диагонали мостовой схемы судят о равенстве выход его соединен с атмосферой, маногазодинэмических сопротивлений, включае- метр 5, подключенны:n к выходу оеременнсмых в делители мостовой схемы, отличаю- 35 го дросселя 3. два делителя давления, щийся тем, что, с целью повышения точности, образующие мостовую дроссельну1о схе у, предваоительнововторойделительдавления один из которых сосгоит из посл-;:оваге..:
l мостовой схемы устанавливают первый дрос- но соединенных переменного дросселя 6 i: сель из группы дросселей, после этого уста- проверяемого дросселя Э, к междроссельнавливают и стабилизируют давление Р2 на 40 ной камере которых подключен nанометр выходе мостовой схемы, а давление Р1 на 10, нуль-индикатор 11, включенный в измевходе в мостовую схему устанавливают и ста- рительную диагональ м товой дроссельбилизируют из условия ной схемы, а также последовательно
Р1 = 2Ра- Р2
> соединенные переменный дроссель 12 и где P — давление на входе поверяемого 45 стабилизатор 13 абсолютного давления "до дросселя, затем перед уравновешиванием себя", подключенные к выходу мостовой мостовой схемы устанавливают давление Ра дроссельной схемы, манометр 14, установна входе поверяемого дросселя, а уравнове- ленный также на ее выходе. Все элементы шивание мостовой схемы прои",âîäÿò путем устройства помещены в термастат 15. создания на входе первого дросселя давле 50 В качестве переменных дросселей 2, 3, ния, равного давлению Ра, при этом все 6, 8 и 12 могут применяться турбулентные операции проводят при постоянной темпе- дроссели типа П2Д.1 или переменные ламиратуре. нарные дроссели.
На чертеже представлен пример конк- В качестве постоянного и проверяемого ретного выполнения устройства, реализую- 55 дросселей из группы применяются стеклянщего данный способ подбора дросселей с ные капиллярные элементы определенного равными гэзодинамическими сопротивле- диаметра и длины проходного канала. ниями. Для стабилизации абсолютного давлеПредлагаемый способ реализуется сле- ния в диагонали питания мостовой дросдующей последовательностью операций. сельной схемы устройства применяются
1760406
55 дросселя, стабилизаторы абсолютного давления "до себя" типа САД-305, Как нуль-индикатор s устройстве может быть применен любой высокочувствительный прибор, например микрофонный конденсатор.
Работа устройства состоит из трех этапов.
Первый этап — включение устройства и установление заданных давлений питания.
Сначала в делитель давления мостовой дроссельной схемы. содержащей входной переменный дроссель 6, устанавливают проверяемый дроссель 7 из подбираемой группы дросселей, а во второй дел ител ь да вления — проверяемый дроссель 9 также из этой группы. При этом газ от источника 1 через переменные дроссели 2 и 3, в междроссельной камере которых давление поддерживается с помощью стабилизатора 4 абсолютного давления "до себя", проходит по каналам делителей давления мостовой дроссельной схемы и далее с ее выхода— через последовательно соединенные переменный дроссель 12 и стабилизатор 13 абсолютного давления "до себя" — на сброс.
Требуемое давление на выходе мостовой дроссельной схемы (абсолютное давление на выходе проверяемого дросселя) устанавливается с по ощью переменного дросселя 12 и стабилизатора. 13 абсолютного давления "до себя" по манометру »4. Значение абсолютного давления на входе мостовой дроссельной схемы устанавливают согласно зависимости.
Р1=2 Ра-Р2, где Р1 — абсолютное давление на входе мостовой дроссельной схемы (устанавливается с помощью переменных дросселей 2 и 3 и стабилизатора 4 абсолютного давления
"до себя" по манометру 5);
Ра — заданное абсолютное междроссельное давление делителя давления с проверяемым дросселем (значение абсолютного давления на входе проверяемого дросселя);
Рг — абсолютное давление на выходе мостовой дроссельной схемы.
Второй этап — настройка устройства, При установленных значениях абсолютного давления на входе и выходе мостовой дроссельной схемы устройства по манометрам 5 и 14 соответственно, устанавливают заданное абсолютное давление в междроссельной камере делителя давления с помощью переменного дросселя 8 по манометру 10. Далее с помощью переменного дросселя 6 в другом делителе давления устанавливают аналогичное значение абсолютного давления в междроссельной каме5
45 ре, о чем судят по нуль-индикатору 11, т.е. уравновешивают схему, Третий этап — подбор нужного количества капиллярных трубок из подбираемой группы с равными газодинамическими сопротивлениями.
На место проверяемого дросселя 9 устанавливают другой дроссель (капиллярную трубку) из подбираемой группы. По показанию нуль-индикатора 11 судят о равенстве газодинамических сопротивлений дросселей (капиллярных трубок). В зависимости от отклонения значения газодинамического сопротивления подбираемого дросселя в большую сторону капиллярные элементы соответственно этому в первом случае подгоняют к требуемому значению газодинамического сопротивления постепенным уменьшением длины капилляра, добиваясь уравновешения мостовой дроссельной схемы устройства по нуль-индикатору 11, а во втором случае они отбраковываются.
Применение данного способа позволит подбирать требуемое количество дроссельных элементов для различных устройств газоаналитической техники с высокой точностью, которая обеспечивается за счет увеличения чувствительности мостовой схемы, установлен я давлений в мостовой дроссельной схеме согласно вышеприведенной зависимости, а также устранения влияющих факторов — атмосферного давления и температуры окружающей среды.
Формула изобретения
Способ подбора дросселей с равными газодинамическими сопротивлениями из группы дросселей, заключающийся в том, что в первый из делителей давления мостовой дроссельной схемы включают проверяемый дроссель, устанавливают давление на входе дроссельной мостовой схемы и уравноBpшивают мостовую схему, после чего по показаниям нуль-индикатора в измерительной диагонали мостовой схемы судят о равенстве газодинамических сопротивлений, вкл v«армых в делители мостовой схемы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности, предварительно во второй делитель давления мостовой схемы устанавливают первый дроссель из группы дросселей, после этого устанавливают и стабилизируют давление Р," на выходе мостовой схемы, а давление Р1 на входе в мостовую схему устанавливают и стабилизируют из условия
Р1=2 Ра-Р2, где Pa — давление на входе поверяемого затем перед уравновешиванием мостовой схемы устанавливают давление Ра на входе поверяемого дросселя, а уравновеши1760406
Составитель Е. Пистун
Техред М.Моргентал Корректор М.Андрушенко
Редактор
Заказ 3181 Тираж ПодписноеВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 вание мостовой схемы производят путем создания на входе первого дросселя давления, равного давлению Ра, при этом все операции проводят при постоянной температуре.



