Подшипниковый узел
Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковым узлам и может быть испо-льзовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров Целью изобретения является повышение надежности Внутреннее кольцо 1 подшипника качения установлено на вал 2 и снабжено средствами передачи крутящего момента - втулками ,8,9 посредством шлицев 7 Передача крутящего момента от втулки 8 (например турбины) к втулке 9 (например, крыльчатке центробежного насоса) осуществляется через внутрен нее кольцо 1, а к крыльчатке 12 - через шлицевое соединение 10, вал 2 и шлицевое соединение 11. Это позволит уменьшить диаметр вала и, следовательно, средний диаметр подшипника и за счет этого повысить быстроходность подшипника 1 з п ф-лы, 4 ил
СО ОЗ СОВЕтских
СОЦИАЛИС1ИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s F 16 С 33/30, 35/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ VI ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4022023/63 (22) 07,02.86 (46) i5.08,92. Бюл. N 30 (71) Конструкторское бюро химавтоматики (72) А. Г,Давыден ко (56) Орлов П.И. Основы конструирования, М.: Машиностроение. 1977, т.1, с.89. р.15, . (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам и может быть использовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров. Целью изобретения является повышение надежности, Внутреннее
„„SU,, 1754956 А1 кольцо 1 подшипника качения установлено на вал 2 и снабжено средствами передачи крутящего момента — втулками 8,9 посредством шлицев 7. Передача крутящего момента от втулки 8 (например, турбины) к втулке 9 (например, крыльчатке центробежного насоса) осуществляется через внутреннее кольцо 1, а к крыльчатке 12 — через шлицевое соединение 10, вал 2 и шлицевое соединение 11. Это позволит уменьаить диаметр вала 2 и, следовательно, средний диаметр подшипника и за счет этого повысить быстроходность. подшипника. 1 з,п, ф-лы, 4 ил.
1754956
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникоBbIM узлам, и может быть использовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров, Известен подшипниковый узел, служащий опорой крыльчэтки центробежного колеса, включэющий вэл с закрепленной нэ нем крыльчаткой, установленной в корпусе на подшипнике качения, Недостатком известного подшипникового узла является то, что в нем подшлпник выполняет функцию только опорного злемента, не участвующего в переДаче нагрузки, тэк как внутреннее кольцо не нагру>кено врэщэющим моментом, Это обусловливает тот факт, что средний диаметр подшипнлка, рассчитэнного, например, по грузоподъемности для данных условий работы подшипникового узла может оказаться недопустимо большим с точки зрения быстроходности подшипника, Целью изобретения является повышение надежности узла.
Указанная цель достигается тем, что и гдшипниковый узел, включающий вэл и установленный на нем внутренним кольцом подшипник качения, снабжен дбполнительными средствами передачи крутящего момента, связэнными с внутренним кольцом подшипника качения. Кроме того, дополни.тельные средства передачи крутящего мо- мента могут быть выполнены в виде расположенных соосно валу и по обе стороны от внутреннего кольца подшипника качения втулок, э их связь с внутренним кольцом подшипника качения выполнена в виде шлицевого или торцевого кулэчкового соединения.
На фиг,1 и 2 представлен подшипникавый узел в сечении плоскостью, проходящей через ось вала; нэ фиг.3- сечение А-А нэ фиг,1; на фиг.4 — пример использовэния подшипникового узла в опоре турбомэшины. . Подшипниковый узел включэет внутреннее кольцо 1, устанавлив-емое нэ валу
2, например, турбомэшины, внешнее кольцо 3, устанавливаемое в ..oðïóñå 4, тела кэчения 5, Нэ внутреннем кольце 1 выполнены торцевые кулачки 6 (фиг,1, 3) или шлицы 7
5 (фиг,2, 4). Внутреннее кольцо 1 связано посредством торцевых кулэчков 6 или шлицев
7 с втулками 8, 9, В варианте испол ьзовэния подшипникового узла по фиг.4 втулка 8 представляет собой турбину, э втулкэ 9—
10 первую крыльчатку центробе>кного насоса.
При этом втулка 8 может быть связана с валом 2 шлицевым соединением 10, э вэл 2, в свою очередь, шлицевым соединением 11 . связан с второй крыльчаткой 12 центробеж15 ного насоса.
Врэщэющий момент от втулки 8 (турбины) передается нэ втулку 9 (на первую крыльчэтку) через внутреннее кольцо 1 посредством торцевых кулачков 6 или шлицев
20 7, э нэ вторую крыльчатку 12 через шлицеВые соединения 10 и 11. TevMM обрэзом, использование внутреннего кольца 1 в каче-. стве средства передачи врэщэющегося момента позволит уменьшить длэметр вэлэ 2
25 и, следовательно, уменьшить средний диэметр подшипника, что позволит повысить его быстроходность.
Формула изобретения
1. Подшипниковый узел, включающий вэл и установленный нэ нем внутренним кольцом подшипник качения, о т л и ч э ю щ ий с я тем, что, с целью повышения нэдежности, 35 подшипниковый узел снабжен дополнительными средствами передачи крутящего моментэ, связанными с внутренним кольцом подшипника кэчения, 2. Узел по и, t, о т л и ч э ю щ и й с я тем, 40 то дополнительные средства передэчи крутящего момента выполнены в виде рэсположенных соосно с валом и по обе стороны от внутреннего кольца подшипника качения втулок, э их связь с внутренним кольцом
45 подшипника кэчения выполнена в виде шлицевого и торцевого кулэчкового соединения.
1754956
1754956
Составитело А.Колосовский
Техред М,Моргентал Корректор О,Густи
Редактор О,Спесивых
Производственно-издательский комбина "Патент", г. Ужгород, уп.Гагарина, 101
Заказ 2873 . Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5



