Двухъярусный шарикоподшипник
Использование: в подшипниках качения для опор машин для упругой поддержки вращающихся деталей. Сущность изобретения: двухъярусный шарикоподшипник содержит внешнее, внутреннее и промежуточное кольца. Между ними размещены тела качения верхнего и нижнего ярусов, заключенные в сепараторы. Промежуточное Кольцо выполнено составным в виде скрепленных между собой двух упругих W-образных колец . Каждое имеет боковые и один центральный желоба. Центральные желоба своими гребнями направлены навстречу один другому с образованием зазора и являются дорожками качения. В пространстве между боковыми желобами размещены упругодемпферные кольца. 1 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s Г 16 С 19/54
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
А . . Сйм Мм
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4881423/27 (22) 11,11.90 (46) 15.08.92..Бюл, N 30 (71) Львовский политехнический институт им,Ленинского комсомола (72) С.П. Назарчук (53) 621.822,74 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N- 1326801, кл. F 16 С 19/54, 1984. (54) ДВУХЪЯРУСНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК (57) Использование: в подшипниках качения для опор машин для упругой поддержки вращающихся деталей. Сущность изобретения:
Изобретение относится к подшипниковой промышленности, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в опорах машин и агрегатов для упругой поддержки вращающихся деталей.
Известен двухъярусный шарикоподшипник, содержащий наружное, внутрен, нее и промежуточное кольца, между которыми расположены тела качения и привод вращения промежуточного кольца, (см.авт.св. СССР N 271953, кл, F 16 С 19/00, за 1970 год), Недостатками известного шарикоподшипника являются высокая собственная виброактивность и слабые виброизолирующие свойства, не позволяющие уменьшить механические колебания, распространяющиеся от вращающихся деталей машины или агрегата в процессе их работы, Причинами такого рабочего состояния данного шарикоподшипника являются высокая собственная жесткость и различные погрешно„„"Ы „„ l 754947 Al двухъярусный шарикоподшипник содержит внешнее, внутреннее и промежуточное кольца, Между ними размещены тела качения верхнего и нижнего ярусов, заключен- ные в сепараторы. Промежуточное кольцо выполнено составным в виде скрепленных между собой двух упругих W-образных колец, Каждое имеет боковые и один центральный желоба. Центральные желоба своими гребнями направлены навстречу один другому с образованием зазора и являются дорожками качения. В пространстве между боковыми желобами размещены уп° ругодемпферные кольца. 1 ил, l сти изготовления и монтажа составляющих элементов.
Наиболее близким к предлагаемому двухъярусному шарикоподшипнИку является шарикоподшипник содержащий внутреннее, промежуточное и наружное кольца, размещенные между ними тела качения верхнего и нижнего ярусов и сепараторы (авт.св. СССР. N 1326801 кл.F 16 С 19/54, 1987).
В процессе работы машины, в опорах которой установлены шарикоподшипники по авт.св. М 1326801, возникающие механические колебания вращающихся деталей жестко передаются на корпус машины, вследствие высокой:умма рной жесткости данного подшипника. При этом происходит незначительное демпфирование таких колебаний преимущественно в слое пленки смазывающей подшипник жидкости. Кроме того, в таких условиях в самом шарикоподшипнике усугубляются колебания колец и шариков вследствие кинематических по1754947 грешностей. Поэтому данный двухъярусный Двухьлрусный шэрикапо 1шипник paGoшарикоподшипник обладает. высокой собст- тает следующим образом. венной виброактивностью и низкими де- В условиях переменных динамических мпфирующими свойствами, что делает сил и вибраций радиальные колебательные такой подшипник неудовлетворительным в 5 перемещения колец 1 или 2 посредством эксплуатации агрегатов или машин, к кото-, шариков верхнего 6 или нижнего 7 ярусов рым предъявлены требования по виброизо- передаются на промежуточное кольцо 3, где ляции составных частей. происходит деформация Ml-образных 4 и 5
Целью изобретения является повыше- колец, при этом шарики ярусов 6 и 7 имеют ние виброизоляции путем улучшенил де- 10 воэможностьрадиальногоперемещения,не мпфирующих свойств и уменьшенил . затрудняющего их качения, благодаря налирадиальной жесткости подшипника. чию зазора А,При вибрации знакопеременПоставленная цельдостигает.".ятем,что ные деформации И/-образных колец 4 и 5 двухъярусный шарикоподшипник, содержа- воспринимаются упругодемпферньили кольщий внешнее, промежуточное и внутреннее 15 цами 13, где происходитдемпфирование кокольца, а также размещенные между ними лебэиий, тела качения верхнего и нижнего ярусов и . В предложенном двухъярусном шарикосепараторы, согласно изобретению, его подшипнике эа счет того, что промежуточпромежуточное кольцо выполнено состав- ное кольцо изготовлено составным в ниде ным в виде скрепленных между собой двух 20. скрепленных между собой двух W-образных упругих В/-образных колец, каждое из кото- . колец, каждое из которых имеет боковые и рых имеет два боковых и один центральный один центральный желоба, причем гребни желоб-дорожку, причем центральные жело- центральных желобов направлены навстреба своими гребнями направлены навстречу . чу друг другу с образованием зазора между один другому с образованием зазора, а в 25 ними, а боковые желоба образуют кольцепространстве между боковыми желобами вые полости, в которых размещены упругоразмещенй упругодемпферные кольца, демпферные кольца, улучшаются
Материалом для упругодемиферных ко- демпфирующие свойства подшипника и лец может быть пористая маслостойкая ре- уменьшается его радиальнал жесткость. Это зина. 30 способствует повышению виброизоляции
Новыми отличительными признаками деталей, в которых закрепляется двухьярусзалвляемого обьекта являются. проме>ку- ный шарикоподшипник. Применение двухьточное кольцо выполнено составным в виде лрусных шарикоподшипников скрепленных W-образных колец, каждое из предложенной .конструкции в различных которых имеет два боковых и один цент- 35 специальных машинах позволит получить ральный желоб, причем центральные жела- экономико средств за счет увеличения их ба своими гребнями направлены навстречу срока службы всвязи с пони>кением вредноодии другому с образованием зазора; меж- го воздействия нежелательных колебаний ду боковыми желобами W-образных колец на детали, содержащиеся в машине итребуразмещены упругодемпферные кольца. 40 ющие защиты от вибрации, На чертеже изображен двухъярусный Ф о р м у л э и э о б р е т е н и я шарикоподшипник в сечении. Двухъярус- Двухъярусный шарикоподшипник, соный шарикоподшипник содержит внутрен- держащий наружное, проме>куточное и нее 1, внешнее 2 и промежуточное 3 кольца, внутреннее кольца и размещенные между последнее из которых выполнено состав- 45 ними в сепараторах тела качения, о т л и ч аным в виде скрепленных между собой двух ю шийся тем, что, с целью повышения упругих W-образных колец 4 и 5. Между виброизоляциипутемулучшенилдемпфирукольцами 1, 2 и 3 размещены тела качения ющих свойств и уменьшений радиальной — шарики верхнего 6 и нижнего 7 ярусов, . жесткости подшипника, он снабженупруго заклвченные всепараторы 8и 9. Каждое из 50 демпферными кольцами, промежуточное двухи/-образных колец4или5 имеетбоко- кольцо выполнено составным в виде двух вые 10 и один центральный 11 желоба, при- скрепленных между собой и концейтрично чем скр6пление колец 4 и 5 произведено расположенных упругих W-образных колец так„что центральные 11 желоба своими с боковыми и центральйыми желобами, при гребнями 12 направлены навстречу один 55 этом цейтральные желоба обоих колец рас. другомусобраэованиемээзораАилвля1от-:: положейы в контакте с телами каченил, э ся дорбжками качения, а боковые 10 желоба,, упомянутые упругодЕмпферные кольца образу от кольцевые полости, в которых размещены между упругими W-образными раэмещены упругодемпферйые кольца 13. кольцами в боковых желобах;
1754947
Составитель С. Назарчук
Редактор В. Трубченко Техред M.Моргентал Корректор B. Петраш
Заказ 2877 Тираж — Подйисное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
I
ПроизвоДственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101


